Эволюция мужской дружбы: Бромансы в кино
Вспоминаем бромансы из разных десятилетий, без которых трудно представить историю фильмов о мужской дружбе.
Делать подборку и рассказывать обо всех бромансах в кино бессмысленно: это как собрать в одном месте все фильмы о любви. Иcтории о двух друзьях, которые вместе попадают в неприятности или ищут смысл жизни, всегда были популярны. Бромансы берут начало то ли от Марка Твена, то ли от Аристотеля. Для них всегда находились подходящие сюжеты: комический дуэт, бунтарская одиссея, напарники-копы или напарники-грабители, два друга вместе переживают любовную драму одного из них.
Выбрали в каждом десятилетии по паре самых ярких бромансов.
Решайте, с кем из друзей-напарников провести вечер.
60-е
«Беспечный ездок», реж. Деннис Хоппер, 1969
Легендарный не только бадди-, но роуд-муви Дениса Хоппера рассказывает о двух друзьях, которые получили деньги от продажи наркотиков и отправились в путешествие по Штатам. Этому путешествию суждено стать не только удивительным, но и последним. Главные роли в фильме сыграли сам Хоппер и Питер Фонда. Их герои — свободолюбивые американцы, живущие вне правил, — стали символами конца 60-х.
70-е
«Афера», реж. Джордж Рой Хилл, 1973
Если говорить об оскаровских лауреатах, то нельзя не вспомнить лучезарное кино с двумя главными американскими экранными лицами эпохи: Полом Ньюманом и Робертом Редфордом. Стилизованная под 30-е картина с прилипчивой джазовой музыкой в саундтреке исповедует робингудовские идеи и дружбу. Да что там дружбу, самый настоящий броманс двух очаровательных героев, про каждого из которых мог бы получиться отличный фильм.
80-е
«48 часов», реж. Уолтер Хилл, 1982
Легендарный образчик бадди-муви или, как этот жанр называют в США, buddy cop film, конечно, не был первым в своем роде, но положил начало настоящему засилию картин про непохожих, но неразлучных напарников. Главную роль (наряду с Ником Нолти) в «48 часах» исполнил Эдди Мерфи, а потом долгие годы не мог от нее отделаться. Забавно, что зачастую он затмевал вторые половинки в дуэте.
Фильмы по рецепту от режиссера Уолтера Хилла выходят и сейчас (вспомните «Славных парней» с Расселом Кроу и Райаном Гослингом). Но в 80-х эту золотую жанровую жилу только открыли Родом из тех времен «Танго и Кэш», «Смертельное оружие» и «К-9: Собачья работа». В последнем роль вредного, но горячо любимого напарника досталась немецкой овчарке.
90-е
«На гребне волны», реж. Кэтрин Бигелоу, 1991
Удивительно, что оду маскулинности сняла женщина-режиссер. Единственная девушка в фильме носит короткую стрижку, чтобы затеряться в мужской толпе. Взяв за основу клише бадди-муви 80-х, Кэтрин Бигелоу переработала их и сделала героев более объемными. Своевольного Боди, которого влечет волна, и примерного копа Джонни Юту различают не цвет кожи или манера одеваться, а принципы. 25 лет культовая картина обзавелась ремейком.
«Мой личный штат Айдахо», реж. Гас Ван Сент, 1991
В отношениях молодых и красивых героев Ривера Феникса и Киану Ривза сквозят не только дружеские чувства. Эта новая нотка добавляет жанру драматизма. Один — нищий хастлер, другой — бунтующий сын мэра. Снова мотоцикл становится символом свободы. Их путешествие по маршруту Портленд-Айдахо-Италия-Портленд не вписывается в канон роуд-муви: круг замыкается, и герои расходятся. Для трагически умершего в возрасте 23 лет Феникса роль у Ван Сента так и осталась главной в карьере.
«Король-рыбак», реж. Терри Гиллиам, 1991
В безумные девяностые бромансы обрели множество неожиданных и диковинных воплощений. Неразлучные, но такие разные напарники боролись с инопланетным злом («Люди в черном»), клерки придумывали себе дерзких бро с лицом Брэда Питта («Бойцовский клуб»). И даже Терри Гиллиам, забыв о функции верного хранителя традиций британского юмора, снял фильм о настоящей мужской дружбе.
Бывший радиоведущий Джек, необдуманно пошутив в прямом эфире, спровоцировал убийство. Через некоторое время он встретил мужа жертвы, бывшего профессора по имени Пэрри. Сначала из жалости, а потом из-за возникшей между ними теплой близости они вместе примутся за поиски Священного Грааля. Позднее Гиллиам вернется к теме броманса, но сменятся исполнители, время и место. Речь о «Человеке, который убил Дон Кихота». Робина Уильямса и Джеффа Бриджеса на посту боевых товарищей сменили Джонатан Прайс и Адам Драйвер.
Нулевые
«Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар», реж. Кевин Смит, 2001
Джей и молчаливый Боб впервые появились на экране еще в «Клерках» — дебютном фильме Кевина Смита. Но наконец-то им достались главные роли. Парни познакомились в младенчестве: пока их мамы ходили в магазин, карапузы вместе играли. Джей и молчаливый Боб прекрасно дополняют друг друга и образуют идеальный броманс. Над их теплыми отношениями поиздевался автор комиксов «Пыхарь и Хроник» в исполнении Бена Аффлека. Но это еще полбеды, теперь по рисованной истории в Голливуде начались съемки фильма — друзья-укурки намерены их сорвать.
«Трансформеры», реж. Майкл Бэй, 2007
Лучший друг уже получал вид немецкой овчарки, воображаемого красавчика, ребенка. В нулевых пришло время робота.
Несмотря на грохочущую фантастичность битвы с десептиконами, в центре фильма Майкла Бэя — мальчик Сэм. Его не укусит паук, у него не появится суперсил, зато он накопит на тачку, которая должна будет заменить ему друга и помочь склеить девчонку. Мечты сбываются — тачка и правда превратится в друга: огромного, желтого и в некотором роде говорящего.
Если вы сомневаетесь, что дружба подростка и робота вписывается в тему, вспомните, что середина нулевых стала эпохой расцвета кидалтов. Взрослые передумали быть взрослыми. А значит, Сэм со своим Бамблби — вполне подходящая для них ролевая модель.
2010-е
«Мачо и ботан», реж. Фил Лорд, Кристофер Миллер, 2012
Режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер решили, что бадди-муви — это вообще-то кино для подростков, а потому отправили дружков-копов назад в школу. Там герои Джоны Хилла и Ченнинга Татума вдоволь поиздевались над стереотипами о мужской дружбе, школе и полицейских. этому делу они вернулись в сиквеле и вдоволь прошлись уже по самим себе.
Эта гомерически смешная комедия не оставила возможности шутить о бромансах: всё здесь уже пошучено. Любой следующий фильм будет шагом назад или осознанным прыжком в прошлое.
«Горе-творец», реж. Джеймс Франко, 2017
Фильм Джеймса Франко рассказывает о создании одного из худших фильмов в истории кино — «Комнате» Томми Вайсо. Если «Комната» была слащавой мелодрамой о любовном треугольнике, то «Горе-творец» — абсурдная комедия о настоящей дружбе и сложном пути к голливудской славе. Актёра-неудачника Томми Вайсо (сам Джеймс Франко) никто не воспринимает всерьез, на кастингах над его талантами только посмеиваются. Тогда он и его друг Грег Сестеро в исполнении Дэйва Франко решают снять фильм по своим правилам. Вместо драмы получается пародия, но слава к творцам всё же приходит. И у приятелей хватает самоиронии посмеяться над собой.
Сейчас
«Однажды… в Голливуде», реж. Квентин Тарантино, 2019
Фантазия Тарантино об идеальном мире, в котором злу не дано свершиться, а знойные каскадеры спрашивают у нимфеток паспорт, в очередной раз доказала ностальгию современных режиссеров (а значит, и зрителей) по ушедшим эпохам. Если верить «Однажды… в Голливуде», раньше всё было лучше, товарищеские отношения не исключение. Дружба между Брэдом Питтом и Леонардо ДиКаприо была отмечене не раз, в том числе двумя номинациями на «Оскар».
«Форсаж: Хоббс и Шоу», реж. Дэвид Литч, 2019
Самое массовое и самое тестостероновое кино? Очевидно, что восемь частей «Форсажа». Кажется, чтобы пополнить кастинг фильма, актеру нужен запредельный уровень брутальности. Когда два подходящих альфа-самца встретились, их энергии хватило на спин-офф.
Дэвид Литч не побоялся довести штампы боевиков про крутых парней до точки кипения. Так, я дешевый трюк с двойным экраном из ромкомов позволяет спецагентам проснуться рядом. Они такие разные, но все-таки вместе. Забавно, «Хоббс и Шоу» так же близок к бадди-муви 80-х, как фильм Тарантино — к картинам 60-х. Что ж, у каждого свои поводы для ностальгии.
«Плохие парни навсегда», реж. Адиль Эль Арби, Билал Фалла, 2020
25 лет прошло и с момента выхода «Плохих парней». За это время не перевелись преступники в Майами и не испортились отношения между копами в исполнении Уилла Смита и Мартина Лоуренса. Приключения напарников доказывают, что комедийные взрывные боевики будут жить вечно: у достойных наследников «Смертельного оружия» всегда найдутся поклонники.
Пусть новый фильм франшизы снял не Майкл Бэй, погонь и перестрелок меньше не стало. А мы и рады.