Опубликовано 30 ноября 2023, 08:28
6 мин.

Эволюция шутки: Как снимает Бен Стиллер

Поделиться:
Эволюция шутки: Как снимает Бен Стиллер

© Alberto E. Rodriguez/Stringer/Getty Images

30 ноября свой 58-й день рождения празднует Бен Стиллер — один из главных комедийных актеров нулевых, известный не только яркой юмористической харизмой, но и постановкой довольно разных по стилю картин. В его копилке несколько успешных фильмов и пара интригующих сериалов. Рассказываем, как снимает один из главных комиков Голливуда.

Смеясь над индустрией

«Солдаты неудачи»

Кадр из фильма «Солдаты неудачи»

реж. Бен Стиллер, 2008

Пародия в свое время открыла Стиллеру дорогу в Голливуд. В 1985 году SNL купил для эфира короткометражную пародию на фильм Мартина Скорсезе «Цвет денег», поставленную Стиллером. Он сам изобразил в картине шарж на персонажа Тома Круза из оригинала, чем привлек к себе внимание продюсеров. После этого комика начали приглашать сниматься в кино, а в 1992 году на MTV вышло «Шоу Бена Стиллера». Программа просуществовала всего один сезон и представляла собой набор постмодернистских скетчей на поп-культурные темы. Шоу было закрыто из-за низких рейтингов, хотя немногочисленные зрители и критики были в восторге от нестандартного скетчкома, авторская команда даже удостоилась «Эмми» за лучший сценарий. Некоторые сценки из шоу с пародиями на популярные фильмы можно сегодня откопать в интернете. И уже в них просматривается яркая способность Стиллера обыгрывать голливудские штампы, доводя их до абсурда.

К подобному формату Стиллер вернулся позже, уже при работе над «Солдатами неудачи», где при помощи псевдотрейлеров зрителя знакомят с главными действующими лицами. Джадд Апатоу, коллега Стиллера по «Шоу», потом признавался, что, высмеивая популярные фильмы, Бен во многом и освоил основные навыки, необходимые для создания хорошего кино. Добродушная ирония и гиперболизированные образы легли в основу режиссерского стиля Стиллера, сделав его фильмы особенными и запоминающимися.

Апогеем такого подхода к созданию кино стали те же «Солдаты неудачи», высмеивающие всю голливудскую индустрию. У Стиллера получился цельный и очень забавный метакомментарий о том, как устроен процесс создания фильма, где достается абсолютно всем: от самовлюбленных актеров до жадных продюсеров. Одновременно с этим в картине замкнулся очередной круг иронии: Том Круз, пародия на которого проложила Стиллеру дорогу в индустрию, вышел ненадолго из образа атлетичного альфа-самца, загримировался до неузнаваемости и исполнил в ленте роль вспыльчивого миллиардера-продюсера Леса Гроссмана. После съемок «Солдат неудачи» Стиллер к прямой сатире охладел, но при этом всё равно во многом сохранил ироническую интонацию, даже при работе над более серьезными по тону картинами.

В широком диапазоне

Фильмография Бена Стиллера

Кадр из сериала «Побег из тюрьмы Даннемора»

реж. Бен Стиллер, 2018

Другая важная режиссерская черта Стиллера — он отлично управляется не только с комедийным жанром. После конца 2000-х индустрия начала трансформироваться, и постановщик отчетливо почувствовал это на собственной шкуре, особенно после провала «Образцового самца 2» в 2016 году. Стиллер смог справиться со свалившейся на него критикой и чередой личных потрясений (в 2014-м у режиссера обнаружили рак простаты, который он смог побороть за два года), триумфально вернувшись с драматическим мини-сериалом «Побег из тюрьмы Даннемора» для Showtime.

Окончательно оторвавшись от комедийного жанра и исчезнув из кадра, Бен Стиллер смог предстать перед зрителем в качестве первоклассного режиссера, способного рассказать серьезную и атмосферную историю с лихо закрученным сюжетом. Сериал, снятый на основе реальных событий и рассказывающий о побеге двух заключенных, покорил не только зрителей, но и критиков. Патриша Аркетт даже получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в мини-сериале.

Сериал «Разделение»

Кадр из сериала «Разделение»

реж. Бен Стиллер, Ифа Макардл, 2022

Но окончательно Бен Стиллер закрепился в статусе режиссера-универсала в 2022 году, после выхода фантастического сериала «Разделение» на Apple TV+. История про сотрудников корпорации Lumon, буквально делящих сознание людей между работой и бытом, стала настоящим зрительским хитом. Стиллер смог изменить свою режиссерскую интонацию, подстроиться под запросы аудитории и вновь стать актуальным. Высмеивание поп-культуры сменилось критикой капитализма, а гиперболизированные образы уступили место многогранным и неоднозначным персонажам. Бен Стиллер прошел через кризис, позволивший ему не застрять в рамках одного амплуа, и в итоге смог применить весь накопленный опыт, для того чтобы создать нечто новое.

С вниманием к деталям

Сериал «Разделение»

Кадр из сериала «Разделение»

реж. Бен Стиллер, Ифа Макардл, 2022

Уже в «Шоу Бена Стиллера» он заходил чуть дальше, чем это было принято при работе над скетчами. Для небольшой пародии на «Крепкого орешка», по воспоминаниям Боба Оденкёрка, Стиллер выбил целый строительный кран. Режиссер всегда был очень дотошен по части деталей. В «Реальность кусается», например, герои курят только определенную марку сигарет, популярную в те годы у молодежи. Наибольшие плоды подобный подход дал при работе над «Разделением», где офисы таинственной корпорации Lumon были тщательно проработаны художником-постановщиком Джереми Хиндлом.

Вместе с дизайнерами Стиллер перебрал 26 оттенков белого, чтобы в результате добиться идеального оттенка стен и создать светлое, но при этом пугающее пространство, способное вызвать у зрителя приступ клаустрофобии. Режиссер создает цельные художественные высказывания именно за счет деталей, помещая героев в спроектированную реальность.

Играя на втором плане

«Кабельщик»

Кадр из фильма «Кабельщик»

реж. Бен Стиллер, 1996

Хотя Стиллер в ряде своих фильмов играет главную роль, он редко замыкает историю на себя, позволяя раскрыться другим актерам. После выхода второго «Образцового самца» Стиллер признался в том, что он не слишком переживал о провале картины, потому что эта неудача открыла ему путь, о котором он и мечтал, — «просто снимать». Оставаясь главным как режиссер, он отходил на второй план как комедийный актер.

В полнометражном дебюте «Реальность кусается» Стиллер играет телевизионного продюсера Майкла, во многом выпадающего из гранжевой стилистики фильма, тем самым подсвечивая образ Лелайны, исполненной Вайноной Райдер. А в «Кабельщике» он отводит себе эпизодическую роль убийцы под судом в небольшом подсюжете, давая в полной мере раскрыться нестандартно мрачному, хоть и еще смешному Джиму Керри. Стиллер, заработав имя в Голливуде прежде всего в качестве талантливого актера, отлично умеет работать с артистами, понимая всю специфику профессии.

Играя с жанрами

Кадр из фильма «Кабельщик»

Кадр из фильма «Кабельщик»

реж. Бен Стиллер, 1996

Стиллеру обычно тесно в жанровых рамках, и в его режиссерской фильмографии практически нет чистокровных комедий. В «Реальность кусается» он выходит за рамки стандартного ромкома про любовный треугольник и скорее превращает картину в ностальгическую зарисовку наподобие «Под кайфом и в смятении» или «Каждому свое» Ричарда Линклейтера.

Вторая работа постановщика, «Кабельщик», спустя время и вовсе стала одним из лучших примеров картины, провалившейся в год выхода, но во многом опередившей свою эпоху. Стиллер мастерски совместил черную комедию с почти триллером и смог при помощи пластичной мимики Джима Керри создать образ пугающего, но жалкого сталкера, воспитанного телевизором. Даже, казалось бы, вполне прямолинейного «Образцового самца» Стиллер смог превратить в подобие шпионского боевика, высмеяв при этом многие штампы жанра.

«Невероятная жизнь Уолтера Митти»

Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

реж. Бен Стиллер, 2013

Лучше всего свой навык работать на контрастах режиссер применил в «Невероятной жизни Уолтера Митти», где немного нелепый сотрудник журнала Life, сыгранный самим Стиллером, отправляется в долгое путешествие в поисках именитого фотографа Шона О’Коннела. Сентиментальная комедия про фоторедактора-неудачника в итоге оборачивается захватывающим роуд-муви. И в этом видится большая заслуга Стиллера, вытягивающего за счет нестандартных решений вполне средний сценарий.

По фильмографии режиссера можно отследить его творческий рост и увидеть, как он из раза в раз пытается прыгнуть выше головы, стараясь изо всех сил удивить зрителя. И часто справляется с этой задачей. Стиллер, подбираясь к шестому десятку, всё еще находится в поиске своей интонации и активно экспериментирует, поэтому остается только гадать, заставят его будущие проекты нас скорее смеяться или плакать.

Новое в подписке

Лучшее в подписке