Экстрасенсы рвутся к власти: Первые впечатления о сериале «Дюна: Пророчество»
На HBO и Max стартовал сериал «Дюна: Пророчество» — телевизионный приквел «Дюны» Дени Вильнёва, действие которого разворачиваются за 10 тысяч лет до рождения Пола Атрейдеса. Сюжет вдохновлен трилогией «Великие школы Дюны» («Орден сестер», «Ментаты Дюны» и «Навигаторы Дюны»), написанной Брайаном Гербертом (сыном Фрэнка Герберта) и Кевином Андерсоном. Однако проект лишь частично заимствует мотивы и героев книг. Рассказываем, чем удивляет сериал и почему ему пока далеко до звания «игры престолов в космосе».
Действие начинается с ключевого события вселенной «Дюны» — победы человечества над умными машинами в Батлерианском джихаде. После конфликта люди полностью отказываются от компьютерных технологий. На фоне этих событий разворачивается личная история Вали Харконнен (Эмили Уотсон), которой удается избежать наказания в виде ссылки на далекую планету Ланкивэйл, наложенного на ее дом за трусость в войне.
Героине везет: она вступает в женский орден «Сестричество», который со временем превратится в «Сестричество Бене Гессерит» и даже становится его лидером. Благодаря изнурительным тренировкам монахини ордена развивают способности к ясновидению и манипуляции. Силы позволяют Вале влиять на политику в галактике, в том числе даже на императора Джавикко Коррино (Марк Стронг). Ордену удается привлечь к обучению в своих стенах и наследницу престола — принцессу Инес Коррино (Сара-Софи Бусснина). Девушка планирует отправиться на Валлах IX сразу после свадьбы с девятилетним наследником влиятельного дома Прюиттом Ричезе (Чарли Ходсон-Прайор). Однако план оказывается под угрозой срыва, когда прямо перед свадьбой ко двору императора прибывает загадочный солдат Десмонд Харт (Трэвис Фиммел), настроенный помешать распространению власти «Бене Гессерит».
Приквел был анонсирован еще в 2019 году, и первоначально предполагалось, что проект останется в руках оригинальной команды, работавшей над «Дюной»: сценарий должен был написать Джон Спэйтс, а Дени Вильнёв снять пилотный эпизод. Однако производство сопровождалось многочисленными кадровыми перестановками. Шоураннерами проекта в разное время становились Дэна Калво («Образцовые бунтарки»), Дайан Адему-Джон («Призраки усадьбы Блай»), но в итоге проект отдали Элисон Шапкер («Мир Дикого Запада»). Первые эпизоды, предположительно, должен был ставить Йохан Ренк («Чернобыль»), но в результате это сделала Анна Ферстер («Чужестранка»). Также изменилось название: изначально приквел назывался «Орден сестер», позже его переименовали в «Пророчество».
Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с сериалом, — то, как сложно авторам совладать с масштабами вселенной Герберта. В отличие от фильмов Вильнёва, которые делали ставку на визуальный язык и минимализм в подаче информации, шоу изобилует терминами и историческими справками, перегружая зрителя экспозицией с самого начала. В первом же эпизоде на зрителя обрушивается лавина закадрового текста. Однако после начального энциклопедического экскурса история заметно замедляется, а повествование становится более стандартным.
Если не брать в расчет пролог, повествующий о Батлерианском джихаде и о захвате Валей Харконнен власти внутри ордена при помощи Голоса, история в сериале развивается линейно. Основное внимание в первой серии уделено расстановке сил: орден «Бене Гессерит» стремится создать генетически идеального императора, которым можно будет манипулировать, и для этого им нужна принцесса. Джавикко Коррино пытается удержать Арракис и сохранить шаткий мир в галактике, заключая династический брак с влиятельным домом ради военного союза. Принцесса не в восторге от брака с юным Прюиттом, но соглашается ради возможности изучить тайные знания ордена, пока ее супруг не достигнет зрелости. Тем временем свою игру начинает Десмонд Харт, стремящийся помешать ордену. Первая серия насыщена событиями, подобный подход может запутать неподготовленного зрителя.
При этом на экране всё время мелькает множество новых персонажей: сестры «Бене Гессерит», аристократы из великих домов, послушницы. Сонм разнообразных женских типажей на удивление придает «Пророчеству» сходство с «Рассказом служанки» или «Шершнями». В первом эпизоде нас бегло знакомят с целым рядом молодых послушниц, из которых выделяется, пожалуй, лишь героиня Хлои Ли — Лайла — в силу своих выдающихся способностей к предвидению в совсем юном возрасте. Однако наиболее ярко на общем фоне сияет Эмили Уотсон в роли Вали Харконнен: актрисе отлично удается образ холодной, бескомпромиссной и целеустремленной женщины, готовой на всё не столько ради власти, сколько даже ради выживания.
Крайне нестандартный образ для вселенной «Дюны» вышел у Сары-Софи Бусснина. Принцесса Коррино в ее исполнении — волевая, эксцентричная, да и в целом ощущается очень живой. На удивление блеклым получилось появление Марка Стронга в роли императора. Главная мужская роль в проекте пока явно у Трэвиса Фиммела и его Десмонда Харта, который на первый взгляд вызывает своим внешним видом ассоциации с добродушным Дунканом Айдахо Джейсона Момоа, однако ближе к финалу полностью меняет представление о себе.
Влияние «Игры престолов» и «Дома Дракона» на шоу прослеживается не столько на уровне истории, сколько визуально. По картинке сериал скорее ориентируется на большие хиты HBO, отходя от выверенного стиля Вильнёва. Пристанище «Бене Гессерит» напоминает «Черно-белый дом» Безликих, а дизайн костюмов и локаций не такой проработанный и строгий, как в оригинальной дилогии. Однако от проектов по вселенной Джорджа Мартина сериалу по наследству всё же перешли политические интриги в центре сюжета и яркие шоустопперы.
В целом «Пророчество» выглядит как интересная попытка взглянуть на мир «Дюны» под новым углом, отойдя от стандарта эпоса про мессию. Даже в первом эпизоде хватает зрелищных моментов, однако вопрос — смогут ли они удержать внимание зрителя и перебить перегруженность истории. Впереди еще пять серий, а у HBO заслуженная репутация спецов по большим историям, раскрывающимся постепенно. Однако пока «Дюна: Пророчество» скорее оставляет впечатление необязательного дополнения к дилогии Вильнёва.