Джокер, Хоумлендер и Ниган: Самые харизматичные злодеи в современных сериалах и кино
Исполнить роль злодея — мечта любого большого актера. В преддверии премьеры сиквела «Джокера» Тодда Филлипса чаще всего при слове «антагонист» приходит на ум именно Джокер (не только благодаря Хоакину Фениксу — Хит Леджер также воплотил хрестоматийный образ запутавшегося психопата). Мы же решили рассказать о современных харизматичных персонажах-злодеях, которые не обладают столь широким культурным влиянием, как Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят» или Джек Торренс из «Сияния», но при этом являются не менее колоритными фигурами прямо сейчас.
Хоумлендер, «Пацаны»
Растерянный социум в альтернативной реальности не привык решать проблемы самостоятельно. Поэтому мир защищают супергерои из корпорации Vought International, которые отнюдь не являются благородными Мстителями. Главный спаситель американцев — деспотичный, непредсказуемый Хоумлендер (Энтони Старр). «Заботясь» о гражданах, он мечтает об одобрении окружающих и о демонстрации собственного превосходства любой ценой. Правда, сущность героя общество замечает далеко не сразу.
Пропитанный местью, жестокостью и трэшем сериал заставляет нервно смеяться из-за абсурдности происходящего и неконтролируемого количества бутафорской крови. Однако не формой единой — содержание не менее ярко. Создатели умело отражают современное общество с царящим в нем культом потребления, открыто обсуждают бессмысленность войн, стебут засилье корпораций, указывают на неравенство полов и задумываются над необходимостью религий и сект. А еще разбирают конфликт отцов и детей как раз через личность Хоумлендера.
Рой Тиллман, «Фарго», 5-й сезон
Домохозяйке с темным прошлым Дот (Джуно Темпл) несладко: то влиятельная свекровь Лоррейн (Дженнифер Джейсон Ли) упрекнет, то загадочный наемник Оле Мунк (Сэм Спруэлл) нападет, то недалекий пасынок Гэйтор (Джо Кири) выкажет неуважение. Но страшнее всех зловещий шериф-республиканец Рой Тиллман (Джон Хэмм), который управляет маскулинной сектой в республиканском штате.
Узнаваемая интонация братьев Коэн, человеческие пороки в фокусе, остросоциальный комментарий, смех сквозь кровь и слезы. Пятый сезон антологии «Фарго» — ода жуткой повседневности с процветающим домашним насилием, равнодушием, разбоем и безнаказанностью. Новая часть криминального сериала походит на «Старикам тут не место» (Оле Мунк — явная реинкарнация Антона Чигура) с поправкой на женскую оптику. Знакомые элементы и тропы шоу сработали особенно пронзительно, ведь машину смерти по имени Рой Тиллман блокирует женщина. Не силой, а мягкостью. Не угрозой, а любовью.
Джеффри Дамер, «Монстр: История Джеффри Дамера»
С виду Джеффри Дамер (Эван Питерс) тих, скромен и ничем не примечателен, но на самом деле является серийным убийцей, некросадистом и каннибалом, который между 1978 и 1991 годами убил 17 мужчин. Знакомясь с афроамериканцами в барах, он приводил их домой, убивал, а после насиловал и съедал. При этом история преступлений известнейшего маньяка в США рассказана его жертвами, чтобы «у зрителей не возникла симпатия» к Дамеру.
Основанный на реальных событиях мини-сериал Райана Мёрфи стал одним из самых популярных шоу на Netflix: это объясняется устойчивым трендом на тру-крайм и культовым статусом Джеффри Дамера, приговоренного к 15 пожизненным срокам. Его жизнь, кстати, экранизировали и ранее, существует три фильма: «Тайная жизнь: Джеффри Дамер», «Палач Дамер», «Мой друг Дамер». Но именно Эван Питерс вошел в историю как главный воплотитель образа маньяка — его признали лучшим актером в мини-сериале/телефильме/антологии на «Золотом глобусе — 2023». Питерс мастерски передает двойственность злодея: обаятельный на людях и монстр внутри.
Дуглас Монро, «Догмен»
Асоциальный парень с психопатическим расстройством и сложной судьбой обществу людей предпочитает собак, которые никогда не предадут. Даже когда фургон Дугласа Монро (Калеб Лэндри Джонс) задерживает полиция, а в его доме находят несколько трупов, стая подопечных не бросает хозяина и разрабатывает план по вызволению Монро из тюрьмы. Прочная связь человека с верными псами приводит к невероятным последствиям.
Джонс в образе непонятого, озлобленного Джокера — заявка на начало большой карьеры. У актера уже были ведущие роли в кино, но эта, пожалуй, самая яркая. Аутсайдер, маргинал, мученик и, возможно, преступник — трансформацию героя, проходящего все стадии отверженности, можно было бы применить к режиссеру «Догмена» Люку Бессону. И пусть картину кидает от сентиментальной мелодрамы к боевику, от сомнительной социальной драмы — к фантастике, от семейной комедии — к травести-кабаре, Джонс достойно выдерживает всё.
Стив, «Свежатинка»
После серии бессмысленных свиданий Ноа (Дэйзи Эдгар-Джонс) встречает «того самого». На первой встрече Стив (Себастиан Стэн) обходителен, обаятелен и обворожителен. Ничто не предвещает ужасных последствий, поэтому вскоре девушка отправляется с потенциальным бойфрендом за город. Ожидание — романтический уик-энд с очаровательным мужчиной, реальность — кошмар с циничным психопатом-манипулятором.
Остроумный ромком Мими Кейв, эволюционировавший в комедийный триллер с узнаваемым олдскульным флером, — метафора современного истеблишмента, который относится к женщинам как к кускам мяса и с легкостью крутит из них фарш на продажу. Делец — Стэн, товар — Эдгар-Джонс. Пусть омерзительные сцены и не предполагают наслаждения от просмотра, но наблюдать за упоительной игрой актеров — одно удовольствие. Главное, не наткнуться на подобных персонажей в жизни!
Оливер Квик, «Солтберн»
Предкризисный 2006 год. Шампанское льется рекой, вечеринки не заканчиваются, Satisfaction Бенни Бенасси и Murder on the Dancefloor Софи Эллис-Бекстор в топе. В роскошную жизнь оксфордской золотой молодежи врывается парень из народа Оливер (Барри Кеоган), который быстро становится близким другом красавчика Феликса (Джейкоб Элорди) из аристократической семьи. Вместе они отправляются в родовое поместье богача Солтберн, где Оливер покажет свое истинное лицо.
Социальное неравенство в Великобритании особенно бросается в глаза — культурные особенности, где традиции ставятся превыше всего, не позволяют сходиться людям разного статуса. Встреча рядового молодого человека с представителями высшего общества не может пройти бесследно для обеих сторон, считает режиссер «Солтберна» Эмиральд Феннел. Именно поэтому одержимый тягой к свету Оливер Квик, сломав веками охраняемый барьер, ломает что-то в себе. Гость поместья намерен стать его хозяином и за ценой не постоит.
Верна, «Падение дома Ашеров»
Злой рок, возмездие, судьба. Заключив однажды сделку с провидением, разорвать ее невозможно. Так, главе империи зла — фармакологической компании — Родерику Ашеру (Брюс Гринвуд) придется отвечать за свои решения: прошлые, настоящие и будущие. Когда один за другим при загадочных обстоятельствах погибают его дети (аж шесть молодых людей), становится очевидно, что договоренность с некой Верной (Карла Гуджино) имеет последствия — клан Ашеров обречен.
Разобрав творчество Ширли Джексон и Генри Джеймса, Майк Флэнеган снова берется за литературную классику. Рассказ Эдгара Аллана По он помещает в современные декорации, при этом основные элементы — готический особняк, семью, жуткие тайны — оставляет на месте. В темных глубинах нутра властителей мира Флэнеган прячет страхи большой дисфункциональной семьи, заглушаемые опиоидами. Порочный круг способна разорвать только Верна — олицетворение Ворона, предвестника смерти из стихотворения По.
Ниган, «Ходячие мертвецы»
Планету настиг зомби-апокалипсис. В попытке спастись от кровожадных мертвых — и от недоброжелательных живых тоже — шериф Рик Граймс (Эндрю Линкольн) пересекает страну вместе с семьей и группой соратников, чтобы обнаружить пригодное для жизни место. В пути они сталкиваются со всеобщей жестокостью, которая исходит не столько от зомби, сколько от людей. Страх смерти не отпускает ни на секунду: следующей жертвой может стать каждый.
Долгоиграющий сериал AMC, обзаведшийся несколькими спин-оффами, за 12 лет пережил взлеты и падения, и одним из тех, кто вывел буксующих «Ходячих» на новую вершину популярности, стал харизматичный злодей Ниган из оригинального комикса. Сильный лидер, впечатляющий оратор, убедительный собеседник, а еще деспотичный садист, который с одинаковым удовольствием раскалывает не только черепа зомби, но и людей. Однако через внешнюю демонстрацию силы он скрывает внутреннюю слабость: нанося травмы другим, Ниган, которого играет Джеффри Дин Морган, пытается справиться с собственными демонами.
Локи, «Локи»
Во время событий «Мстителей» главный трикстер вселенной Marvel, бог обмана и хитрости Локи (Том Хиддлстон), обзаводится собственной альтернативной версией. После кражи Тессеракта в 2012 году «второй» Локи — более наглый и злобный — создает новую временную линию и попадает в Управление временными изменениями, где от него требуют исправить содеянное.
Изначально Локи должен был стать эпизодическим персонажем в «Мстителях», но Том Хиддлстон сделал персонажа настолько обаятельным и интересным зрителю, что в итоге Локи еще несколько раз появлялся в супергеройской франшизе, а затем и вовсе получил собственный сериал. «Локи» успешно рвет укоренившийся шаблон о супергеройском кино: вместо легкого попкорнового сюжета и понятных персонажей звезды экспериментального инди-кино Джастин Бенсон и Аарон Мурхед создали свою версию древнегреческой трагедии о борьбе человека с судьбой. Их объектом изучения становится не обманщик других Локи, а Локи — обманщик собственного подсознания, который напрасно пытается доказать себе, что ему никто не нужен. Но разве весело озорничать одному?
Льюис Штраусс, «Оппенгеймер»
Став в годы Второй мировой войны руководителем Манхэттенского проекта, гениальный ученый Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) завершал путь к американской мечте. Изобретение атомной бомбы должно было стать сказочным финалом для него, коллег и целой нации, но после испытаний «Тринити» истязаемый моральными муками и чувством вины физик был вынужден бороться за собственную честь.
«Оппенгеймер» — это не только волнующий эпический байопик о создании оружия массового уничтожения, это обнажение человеческой сути. Самый волнующий момент фильма Кристофера Нолана — это противостояние Ричарда Оппенгеймера и Льюиса Штраусса (Роберт Дауни — младший). Последний был влиятельным членом Комиссии по атомной энергии США, которая пыталась установить предвоенную связь талантливого физика с коммунистами. Задумчивый, слегка апатичный типаж первого и харизматичный, импозантный образ второго великолепно контрастируют друг с другом. А суть их конфликта применима к людям из любой эпохи, ведь всегда есть алчные завистники, которым так и хочется сказать: «В мире порой обсуждают более важные вещи, чем ты».