Джейк Джилленхол пытается оправдаться за убийство: Почему стоит смотреть сериал «Презумпция невиновности»
На Apple TV+ вышли уже четыре эпизода детективного мини-сериала «Презумпция невиновности» — экранизации одноименного романа Скотта Туроу про окружного прокурора, обвиняемого в убийстве коллеги и любовницы одновременно. В 1990 году по этому сюжету уже выходил фильм с Харрисоном Фордом в главной роли. Он получил благосклонные отзывы критиков и хорошую кассу в прокате, но со временем как-то стерся из общественной памяти. Попытка переосмыслить этот криминальный сюжет с Джейком Джилленхолом вышла любопытной и похожей на пазл, собранный из знакомых киноэлементов.
В центре повествования — заместитель окружного прокурора Расти Сэбич (Джейк Джилленхол), который помогает вершить правосудие в Чикаго. Часто он работает вместе с коллегой Каролин Полимус (Ренате Реинсве). Со временем их увлекает не только работа, но и страсть друг к другу. Жена Расти по имени Барбара (Рут Негга) в курсе, что муж был ей неверен, но прощает его, чтобы их общие сын и дочь росли в полной семье. Но когда любовницу Расти находят убитой дома — ее несколько раз ударили тяжелым предметом по голове и связали, — обманутой жене приходится снова оценивать грехи мужа. Каждая серия завершается неожиданным клиффхэнгером, который подбрасывает идею, кем мог бы быть преступник и какой неожиданный мотив за этим стоит.
Шоураннером сериала выступил создатель «Большой маленькой лжи» Дэвид Э. Келли, лауреат 11 премий «Эмми». Он буквально собаку съел на юридических драмах: в 80-е отвечал за «Закон Лос-Анджелеса», в 90-е — за «Элли Макбил», в 2000-е — за «Юристов Бостона». В своих сериалах Келли никогда не боялся показывать героев уязвимыми, напуганными и морально неустойчивыми. Формулу успеха «семья и преступление» он идеально отточил в «Большой маленькой лжи» с Николь Кидман и Риз Уизерспун, а затем в «Отыграть назад» с Кидман и Хью Грантом. Плюс такой богатый опыт с процедуралами помог сделать ему «Презумпцию невиновности» практически идеально скомпонованным по плотности событий шоу: еще чуть-чуть — и шоу казалось бы затянутым, но автор четко знает, где надо остановиться и сменить фокус внимания. Создатели не скрывают вдохновения криминальными проектами с любовно-эротитическим подтекстом из 80–90-х — от «Рокового влечения» до «Основного инстинкта», — разумеется, с поправкой на эпоху #MeToo.
Конечно же, нельзя не отметить работу самой яркой звезды сериала — Джейка Джилленхола. У него в запасе уже была и роль детектива в «Пленницах» Дени Вильнёва, и образ проблемного семьянина в «Под покровом ночи» Тома Форда, и психологически неустойчивый персонаж в «Донни Дарко». Его герой в новом сериале — образец токсичной маскулинности и новой искренности одновременно. Эмоциональные всплески и агрессию он реализует в основном в сексе с любовницей, а рядом с женой и детьми превращается в практически плюшевого мишку, который не стесняется слез и откровенных разговоров о собственных слабостях. И, конечно же, актер в полной мере реализует на экране свою фишку — «щенячьи глазки», в которых в любой сложной ситуации читаются боль, удивление и недоумение.
Расти не только сталкивается со смертью любимой женщины, но и вынужден переживать неприятные рабочие перипетии. Непосредственный начальник Расти Рэймонд Хорган (Билл Кэмп), новый окружной прокурор Нико Делла Гуардиа (О. Т. Фагбенли) при поддержке зама Томми (Питер Сарсгаард) открывают против коллеги и в то же время конкурента дело. Дома у Полимус нашли отпечатки пальцев Сэбича, а заодно выяснили, что убитая была беременна. Разумеется, от Расти. В общем, Сэбич становится главным подозреваемым. Дома его ждут масштабные разборки, ведь придется признаться в новой лжи. Также выясняется, что Каролин хотела порвать связь с Расти, а тот превратился в настоящего сталкера и не был готов отпустить свою любовницу. Мог ли он убить ее в припадке гнева? Ответ на этот вопрос волнует теперь не только следствие, но и жену, которая делит с Расти кровать.
Барбара — пожалуй, самый интересный персонаж в сериале, хотя подавляющую часть времени на экране присутствует герой Джилленхола. Ее мотивация — сохранить семью всеми силами — для 2024 года кажется архаичной. Тем более что сын и дочь — давно не маленькие дети, а подростки. Она иронично (несмотря на внутренний кризис) говорит мужу, что не хочет быть «терпилой», и откровенно просит Расти «перестать любить Каролин» после ее смерти: соревноваться с мертвой любовницей оказывается сложнее, чем с живой. Барбара и сама подумывает об измене то ли из мести, то ли от скуки, но внутренний компас ей этого не позволяет. По эмоциональному накалу и трагичности линия Барбары и Расти напоминает высоко оцененный критиками сериал «Сцены из супружеской жизни», ремейк одноименного фильма Ингмара Бергмана. Зачем Барбаре Расти? И зачем она ему? Похоже, эти вопросы не перестанут волновать зрителей до последнего эпизода.
Главная тайна сериала, на первый взгляд, — причина убийства Полимус и личность убийцы. Если в фильме 1990 года герой Харрисона Форда от первой до последней минуты казался просто хорошим парнем, попавшим в ужасную передрягу (но обойдемся без спойлеров), то в сериале 2024 года Расти Сэбич выглядит максимально неоднозначно. Благодаря параллельному монтажу (его стоит выделить отдельно, ведь в одной сцене могут последовательно мелькать кадры из четырех разных временных пластов), фантазиям и предположениям Расти, нельзя с уверенностью сказать, мог ли он убить Каролин или просто стал удобным подозреваемым. Новому окружному прокурору и его заму нужна громкая победа, а заодно можно растоптать потенциального политического оппонента.
Вообще, убийцей, как в хорошем детективе по заветам Агаты Кристи, здесь может оказаться каждый: и Расти, и его жена, и его дети, и бывший муж Каролин, и ее сын, и маньяк, которого она засадила за решетку, и коварный коллега… Пока сериал не дает однозначных ответов, а создатели могли сознательно отойти от первоисточника и сделать главным злодеем нового персонажа. Держать интригу Келли точно умеет. Тем интереснее будет наблюдать за новыми сериями (всего запланировано восемь эпизодов). Большая часть истории показывается через флэшбеки, а иногда авторы позволяют себе пошалить и демонстрируют альтернативную версию развития событий через ночные кошмары героев.
«Презумпция невиновности» — не самый легкий для восприятия сериал, заставляющий глубоко погружаться в ментальное состояние главного героя: он регулярно ходит на сеансы к психоаналитику и пытается понять, что же в семейной жизни пошло не так. Несмотря на яркую криминальную составляющую и практически ритуальное убийство (поклонникам «Настоящего детектива» точно придется по душе), разгадка тайн души Расти и его супруги может оказаться не менее увлекательным процессом, нежели поиски убийцы и судебные разбирательства в чикагском суде. И пока в России 2024-й объявлен годом семьи, но каких-то ярких проектов на тему мы еще не увидели, американский сериал по книге 1987 года ярко демонстрирует, почему худой брак может быть лучше, чем добрый развод. Хотя пока все происходящие на экране события буквально кричат о том, что «совы — не то, чем кажутся».