Опубликовано 12 августа 2021, 14:09
Автор:Анна Лис

Другие выжившие: История постапокалипсиса в кино

Поделиться:
Другие выжившие: История постапокалипсиса в кино

К выходу в Okko нового эксклюзивного сериала Андрея Прошкина «Выжившие» рассказываем о других сюжетах на руинах старого мира.

Выжившие
Рейтинг: 6.4IMDb: 5.9
Жанры: Драмы, Триллеры, Фантастика
2021, 2 сезона
Россия, 18+
Режиссер: Андрей ПрошкинГлавные роли: Алексей Филимонов, Дарья Савельева, Валентина Лукащук, Виталия Корниенко, Евгений Коряковский, Анна Слю

От Иоанна Богослова до Джека Лондона

Вплоть до начала XIX века единственным литературным произведением о конце света оставалось «Откровение Иоанна Богослова», известное также как «Апокалипсис» — последняя книга Нового Завета. Канонический текст был сложен для понимания и требовал живописных пояснений. Художники изображали сцены Страшного суда, всадников Апокалипсиса, язвы, кровавые реки, чудищ и прочие ужасы, описанные в «Откровении». Прежде всего в этом преуспели живописцы Северного Возрождения: Иероним Босх, Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер и Питер Брейгель Старший. Последний не писал картин, непосредственно иллюстрирующих текст Иоанна Богослова, но сюжеты некоторых его работ были безусловно апокалиптические («Падение мятежных ангелов» и «Безумная Грета»).

Питер Брейгель Старший, «Падение мятежных ангелов», 1562

Питер Брейгель Старший, «Падение мятежных ангелов», 1562

Первый постапокалиптический роман с характерным названием «Последний человек» был написан в эпоху романтизма создательницей чудовища Франкенштейна Мэри Шелли и опубликован в 1826 году. Шелли описывала альтернативную Англию, пораженную эпидемией, которая уничтожила почти всё население страны. В живых остается только горстка аристократов, надеющихся найти спасение на континенте. Современники произведение не оценили, но Шелли создала прообраз будущей постапокалиптической сайфай-прозы. В 1960-м роман был переоткрыт заново.

Иероним Босх, «Страшный суд», фрагмент триптиха, 1504

Иероним Босх, «Страшный суд», фрагмент триптиха, 1504

Настоящий бум сюжетов о выживании после вселенской катастрофы начался по окончании Второй мировой войны, хотя и в начале XX века было написано несколько значимых произведений на эту тему. Прежде всего «Красная чума» Джека Лондона, изданная в 1912 году. Действие разворачивалось в 2013-м, мир поразила странная чума, от которой люди погибали за считанные часы. Цивилизация была уничтожена, города заросли лесом, и несколько сотен выживших вернулись к первобытному образу жизни. Словом, знакомая картина.

В ожидании катастрофы

В 1936 году вышел первый фильм о постапокалипсисе — «Облик грядущего». Культовый фантаст Герберт Уэллс не просто написал сценарий картины, это был его авторский проект. Он контролировал съемки, выбирал актеров, участвовал в создании декораций. Фильм едва вмещал в себя все идеи писателя. Действие началось в вымышленном британском городе накануне мировой войны, в ходе разгоревшегося конфликта стороны впервые применили биологическое оружие, и Европу охватила эпидемия неизлечимой болезни. Человечество было отброшено на сотни лет назад, автомобили вновь заменили лошади, общество вернулось к феодальному строю. Финал был довольно оптимистичным и вместе с тем тревожным — общество технократов на руинах старой Европы создавало утопический город будущего. Уэллс в очередной раз предвосхитил события — через несколько лет началась Вторая мировая война и было впервые применено ядерное оружие.

Кадр из фильма «Облик грядущего»

Кадр из фильма «Облик грядущего»

реж. Уильям Кэмерон Мензиес, 1936

Когда опустился железный занавес и началось противостояние двух ядерных сверхдержав, конец света стал одним из главных киносюжетов. В 1959 году вышла драма Стэнли Крамера «На берегу» по роману Невила Шюта о последних днях жизни на земле после ядерной войны. После Карибского кризиса в 1964-м появились сразу два классических фильма о красной кнопке. В «Системе безопасности» Сидни Люмета герой Генри Фонды пытался предотвратить сброс бомбы на Москву, а в «Докторе Стрейнджлаве» Стэнли Кубрика персонажи, сыгранные Питером Селлерсом, напротив, стремились к уничтожению мира. Пожалуй, единственным фильмом, в котором катастрофа уже случилась в 1960-е стала «Взлетная полоса» Криса Маркера — новаторская короткометражная работа была смонтирована из фотографий. После ядерного удара парижане живут в катакомбах, пытаясь изменить реальность, они изобретают способ путешествовать во времени и отправляют главного героя в доядерное прошлое. Фильм Маркера стал для кино тем же, чем в свое время роман Мэри Шелли «Последний человек» для литературы — бездонным источником вдохновения и фундаментом для многих последующих лент о посткатастрофическом мире будущего.

Кадр из фильма «Взлетная полоса»

Кадр из фильма «Взлетная полоса»

реж. Крис Маркер, 1962

Картины неидеального будущего

В 1970-е в советско-американских отношениях наметилось потепление, был подписан договор о сокращении стратегических вооружений. Разрядка отразилась и на кино — настало время постапокалиптических сюжетов, кинематографисты перестали бояться атомную бомбу, полюбили конец света и предложили зрителям всевозможные варианты жизни после него.

Фильм «Парень и его пес» режиссера Л. К Джонса, снятый по рассказу писателя-фантаста Харлана Эллисона, рассказывает о жизни в 2024 году. Четвертая мировая война изменила ландшафт некогда процветавших Штатов. Парень Вик (его играет совсем юный Дон Джонсон) и его пес-телепат Блад скитаются по американским пустошам. Вик одержим сексом, и это доводит его до беды. Вопреки телепатическим уговором своего друга Блада, парень влюбляется в красотку Джин и устремляется в подземный город Топики, где она живет. Только там он понимает, во что вляпался — в городе проблемы с рождаемостью, и Вика собираются сперва использовать его в качестве донора, а затем уничтожить.

Кадр из фильма «Парень и его пес»

Кадр из фильма «Парень и его пес»

реж. Л. К. Джонс, 1974

Эксцентричный «Парень и его пес» стал одним из источников вдохновения для Джорджа Миллера при создании «Безумного Макса» — именно отсюда родом канонизированная в экранном постапокалипсисе бесплодная пустыня, населенная одичавшими маргиналами. Одинокий байкер в исполнении Мэла Гибсона, дизель, пыль, мотоциклы и причудливо тюнингованные автомобили — Миллер создал классический образ постапокалиптического мира. Почти в каждом последующем фильме заданной тематики, будь то франшиза «Терминатор» или сравнительно недавняя «Книга Илая» братьев Хьюз, есть отголоски «Безумного Макса».

Кадр из фильма «Безумный Макс»

Кадр из фильма «Безумный Макс»

реж. Джордж Миллер, 1979

Успех фильма Миллера пытались повторить многие, среди наиболее известных подражаний: снятый за три копейки «Шестиструнный самурай» (1998) и феминистская «Танкистка» (1995) — оба фильма любимы киноманами, но неизвестны широкому зрителю. Больше всех старался Кевин Костнер, правда славы его вариации на тему «Безумного Макса» так и не снискали. Сперва возложенных надежд не оправдал его дорогостоящий режиссерский проект «Водный Мир» (в соавторстве с Кевином Рейнольдсом), затем в прокате провалилась и экранизация романа Дэвида Брина «Почтальон», в которой Костнер также играл главную роль. Снять равнозначный фильм и превзойти успех трилогии, удалось лишь самому Миллеру. В 2015 вышла четвертая часть киносериала «Безумный Макс: Дорога ярости», которая стала моментальной классикой и была признана одной из лучших картин десятилетия.

Когда вирус стал страшнее атома

Гонка вооружений завершилась, железный занавес пал, и в 1990-е интерес к постапокалиптическим сюжетам поутих. А ядерная катастрофа как первопричина падения привычного мира кажется и вовсе осталась в прошлом. В конце 1980-х планета столкнулась с ВИЧ-инекцией, и кинематограф поспешил отразить страх общества перед чумой нового времени. Так, создавая фильм «12 обезьян», Терри Гиллиам взял за сюжетную основу «Взлетную полосу» Криса Маркера. Главный герой в исполнении Брюса Уиллиса также отправлялся в прошлое в качестве альтернативы тюремному заключению. Люди так же, как и в фильме Маркера, были вынуждены ютиться под землей, но на этот раз причиной тому была не радиация, а неизлечимый вирус, погубивший половину населения. Предположительно, его распространила радикальная группировка «12 обезьян», которую герой должен найти и остановить.

Кадр из фильма «Рассвет мертвецов»

Кадр из фильма «Рассвет мертвецов»

реж. Джордж Ромеро, 1978

Начиная с поворотных фильмов Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» главной инфекционной причиной апокалипсиса был зомби-вирус. Популярность фильмов о ходячих покойниках не ослабевала с годами, но в 2000-е сюжет о зомби-апокалипсисе стал реалистичнее. Прежде всего изменились сами мертвецы, в 1970-е следы телесного разложения были явной аллюзией на последствия воздействия радиации. В 2002 году Дэнни Бойл явил миру новых зомби, теперь вирус поражал прежде всего психику превращая людей в быстрых и яростных убийц.

В 2000-е сценарии постапокалиптических фильмов становились всё правдоподобнее. Так, в философской антиутопии Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» люди теряли способность к размножению и погружались в хаос. Главный герой (Клайв Оуэн) спасал последнюю беременную женщину в мире, охваченном предсмертной агонией. Единственной надеждой оставался загадочный проект «Человечество», созданный учеными в поисках решения проблемы бесплодия, но до него необходимо было еще добраться. Фантастической в фильме была лишь завязка о бесплодии, всё остальное — враждующие радикальные фракции, лагеря для беженцев, бунты и погромы — слишком напоминало современную реальность.

Кадр из фильма «Я — легенда»

Кадр из фильма «Я — легенда»

реж. Френсис Лоуренс, 2007

Действительность разрушенного мира в кино становилась всё ближе к сегодняшнему дню и всё дальше отходила от облика грядущего. В 2010-е наступила эпоха постапокалиптических блокбастеров, причины по прежнему оставались вполне реалистичные — заразные болезни («Я — легенда», «Война миров Z») и экологические катастрофы («Сквозь снег», «Дорога»). Неудивительно, что некоторые фильмы слишком точно прогнозировали недалекое будущее. Самым точным предсказателем оказался дотошный Стивен Содерберг, за десять лет до начала предвидевший пандемию в фильме «Заражение» (2011). Точно так же, как в жизни, вирус зародился в Китае, распростринялся воздушно-капельным путем, помимо летальных исходов вызвал панику в обществе и привел ко всемирному карантину.

«Выжившие» — постсоветский постапокалипсис

В Советском Союзе с постапокалиптическими сюжетами было непросто. Светлое коммунистическое будущее не могло быть омрачено картинами разрушений и последствий ядерной катастрофы. Кинематографистам и литераторам приходилось переносить действие своих посткатастрофических антиутопий на другие планеты. Но аллюзии на современность считывались безошибочно. Например, в романе Кира Булычева «Последняя война» (1968) советские герои отправлялись на планету, пережившую ядерную катастрофу, уцелевшие жители которой скрывались в подземных бункерах. В фантастической сатире Георгия Данелии «Кин-дза-дза» по сценарию Резо Габриадзе двое простых советских граждан случайно попадали на планету Плюк, где царило классовое неравенство. Безжизненная пустыня, заржавевшие останки цивилизации, словом, представить, что герои попадают в советское будущее было не сложно. Тем более что фильм вышел на заре перестройки, когда коммунистические идеалы уже изрядно пошатнулись.

Кадр из фильма «Сталкер»

Кадр из фильма «Сталкер»

реж. Андрей Тарковский, 1979

Непосредственно о постапокалиптическом будущем в СССР было снято всего два фильма. Но оба стали мировой классикой, и оба были основаны на произведениях братьев Стругацких — главных советских фантастов и провидцев. В 1979 году вышел «Сталкер» Андрея Тарковского, о безвременьи советского застоя. Герой Александра Кайдановского — Сталкер — сопровождал Профессора и Писателя (Николай Гринько и Анатолий Солоницын) в некую аномальную Зону, где не действуют привычные законы. Заброшенные химические предприятия, отравленные ландшафты выглядели одновременно знакомыми и фантастическими. Тарковский сделал будущее очень похожим на настоящее, и благодаря этому его «Сталкер» всё еще остается одним из самых влиятельных фильмов в истории. Именно он навсегда изменил облик блокбастеров и видеоигр.

Кадр из фильма «Письма мертвого человека»

Кадр из фильма «Письма мертвого человека»

реж. Константин Лопушанский, 1986

Год выхода второго классического советского постапокалипсиса «Письма мертвого человека» совпал с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Последователь Тарковского, Константин Лопушанский, создавая свой режиссерский дебют, очевидно вдохновлялся не только творчеством своего учителя, «Взлетной полосой» Маркера. После ядерной войны выжившие скрылись в подземелье, а ученый профессор Ларсен, как и герой Маркера, пытался осмыслить события прошлого, повлекшие за собой взрыв.

В последние годы отечественные кинематографисты наверстывают упущенное и всё чаще берутся за постапокалиптические сюжеты. Вслед за успешной «Эпидемией» и блокбастером «Аванпост» выходит сериал Андрея Прошкина «Выжившие». Сюжет этой пандемической антиутопии создали сценаристы Александр Лунгин, Роман Волобуев и Елена Ванина. В основе классическая сюжетная конструкция: разномастные герои — парень с психическим расстройством (Алексей Филимонов), мать-одиночка (Дарья Савельева), девушка без комплексов (Валентина Лукащук, циничный врач (Анна Слю) и брутальный спецназовец, страдающий от посттравматического расстройства (Артур Смольянинов), пытаются выжить после катастрофических последствий вспышки неизвестного вируса. Безымянный провинциальный город охватила неведомая зараза, за сутки погубившая большую часть жителей. Но и это не всё. Выживших поражает сонная болезнь: те, кто спит дольше двух часов, больше не просыпаются. В городе нет электричества, большие проблемы с поставкой еды, местной властью становятся криминальные группировки. Герои пытаются приспособиться к реалиям нового мира и остаться людьми в новых обстоятельствах. Параллельно идут поиски лекарства, который бы позволил людям спать и не проваливаться в вечный сон.

«Выжившие» — ревизионистский сериал: его создатели держат в уме едва ли не все значимые произведения на постапокалиптическую тематику (фильмы, книги, сериалы и видеоигры). Полный список аллюзий в «Выживших» будет сравним со списком кораблей в гомеровской «Илиаде». Вот только некоторые из них: литературная трилогия Дмитрия Глуховского «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035» и созданная по ней видеоигра Metro Exodus, культовые постапокалиптические игры Fallout и Half Life. К примеру, пролог фильма, в котором герой видит сон об оживающих трупах, а затем вонзает топор в голову своего двойника, напоминает параллельное кино Евгения Юфита. Но не будем раскрывать все отсылки и «пасхальные яйца», ведь радость узнавания — одна из главных причин для просмотра этого интригующего сериала.

Новое в подписке

Лучшее в подписке