Добро пожаловать в Нетландию: Как экранизировали повесть Джеймса Барри о вечном мальчике
28 апреля на Disney+ выходит «Питер Пэн и Венди» Дэвида Лоури. Историю о Питере Пэне адаптировали под мюзиклы, телесериалы, трэшовые инди-фильмы и даже аниме. К выходу фильма «Питер Пэн и Венди» с Эвер Андерсон (дочерью Миллы Йовович) в главной роли вспоминаем, как менялся образ мальчика, который не хотел взрослеть, в кино последние 100 лет.
Первая экранизация
Известно, что автор оригинальных повестей и пьесы о Питере Пэне Джеймс Мэтью Барри еще в начале 1920-х сам написал киносценарий по циклу своих произведений, однако текст так и не был использован в съемках. Первую, еще немую, экранизацию «Питера Пэна и Венди» создал в 1924 году Герберт Бренон. В ходе подготовки к съемкам Джеймс Барри лично участвовал в отборе актеров, а титры в точности соответствовали диалогам из его произведений. Сложнее всего дался поиск актрисы на роль Питера — еще со времен первых театральных постановок эту роль исполняли женщины, что стало своеобразной традицией. В итоге Барри выбрал Бетти Бронсон, а в образе Венди в кино дебютировала 18-летняя Мэри Брайан. В первой экранизации фея Динь получила физическое воплощение, ее сыграла Вирджиния Браун Фэйр. До этого на сцене фея обычно была представлена световым бликом с музыкальным сопровождением вместо голоса. Киноверсия получилась довольно театральной, в точности повторяя структуру пьесы, но она положила начало череде экранизаций, как близких к оригиналу, так и далеких от него. Кстати, «Питера Пэна» долгое время считали утерянным. Версия, которую можно увидеть сейчас, создана из двух чудом сохранившихся копий, найденных в разные годы реставратором-энтузиастом Джеймсом Кардом и историком кино Дэвидом Пирсом.
Анимационные воплощения
Второй и наиболее известной мультипликационной экранизацией стал фильм студии Уолта Диснея. Дисней начал задумываться об анимационном воплощении истории о вечном мальчике еще в середине 1930-х, но из-за войны разработка мультфильма началась гораздо позже, а показали его лишь в 1953 году на Каннском кинофестивале. После того как команда перебрала множество вариаций сюжета — от похищения Венди до истории, рассказанной ньюфаундлендом Наной, — создатели решили остановиться на классической интерпретации, близкой к оригиналу «Питер Пэн и Венди». Кстати, первую книгу Барри о знаменитом персонаже, мрачную повесть «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», не решились экранизировать до сих пор. Мультфильм «Питер Пэн» стал последней лентой, над которой трудились легенды «Диснея» — группа из девяти аниматоров, создавших ранние и наиболее известные классические фильмы студии. Озвучил героя легендарный актер-ребенок Бобби Дрисколл.
В 2002 году вышел диснеевский сиквел классической истории «Питер Пэн: Возвращение в Нетландию», действие которого разворачивается в Лондоне 1940-х, в разгар Второй мировой войны. Венди выросла и обзавелась детьми, но она по-прежнему верит в Питера Пэна и помнит все истории про Нетландию, чего не скажешь о ее старшей дочери Джейн. Девочке пришлось рано повзрослеть — во время войны сложно верить в сказки. Однако, впечатлившись рассказами матери, Джейн всё же отправится в Нетландию, правда, лишь во сне. Не по годам серьезная девочка наконец познакомится с мальчиком, не желающим взрослеть, а события, случившиеся с ними на острове, заставят Джейн пересмотреть свои взгляды. Создатели мультфильма изменили некоторых классических персонажей (например, вместо тикающего крокодила здесь гигантский осьминог) и от греха подальше решили вовсе не показывать коренных жителей Америки после их стереотипного воплощения в оригинальном мультфильме.
Примечательно, что второстепенный, но очень яркий персонаж вселенной Питера Пэна, фея Динь, стала героиней отдельной анимационной спин-офф-франшизы «Феи». Если из анимационных экранизаций истории Барри, кроме диснеевских, можно вспомнить разве что австралийский мультфильм «Питер Пэн» 1988 года, выпущенный на видео студией Burbank, то истории про фею Динь и ее сородичей нашли воплощение в диснеевском мультфильме «Феи» и пяти полнометражных сиквелах: «Феи: Потерянное сокровище» (2009), «Феи: Волшебное спасение» (2010), «Феи: Тайна зимнего леса» (2012), «Феи: Загадка пиратского острова» (2014), «Феи: Легенда о чудовище» (2014), а также короткометражном «Турнире Долины Фей» (2011). Впрочем, сюжеты этих историй далеки от оригинала и развивают собственную вселенную.
Историю не оставили без внимания и на телевидении, так, в 1990–1991 годах на Fox Kids выходил американский мультсериал «Питер Пэн и пираты», в котором капитана Крюка озвучил Тим Карри («Шоу ужасов Рокки Хоррора», «Оно»). В сериале повествование сосредоточено на приключениях Питера, Венди и других потеряшек в Нетландии, при этом реальный мир не упоминается вовсе. Существует также японский аниме-сериал 1989 года «Приключения Питера Пэна», входящий в серию «Театр мировых шедевров» — коллекцию многосерийных аниме, созданных по мотивам классических литературных произведений.
Музыкальные версии
Музыкальные воплощения истории о Питере Пэне ассоциируются в первую очередь с бродвейскими постановками и их трансляциями на телевидении. Первый вариант мюзикла 1950 года с Борисом Карлоффом в роли капитана Крюка и музыкой Леонарда Бернстайна можно считать отправной точкой. Последующие варианты будут так или иначе базироваться на этой постановке: бродвейская версия 1954 года с последующими телетрансляциями, «Питер Пэн» (1976) Дуайта Хемиона и, наконец, «Питер Пэн в прямом эфире!» (2014) — спецвыпуск-трансляция постановки с Кристофером Уокеном и Эллисон Уильямс в главных ролях.
Кроме сценических мюзиклов, музыкальные вставки присутствуют во многих киновоплощениях повести, но, пожалуй, самое заметное место они занимают в советской музыкальной сказке, снятой Леонидом Нечаевым в 1987 году. В фильме Нечаева Питера Пэна едва ли не впервые, не считая Дрисколла, сыграл актер мужского пола — Серёжа Власов, правда, озвучила его актриса Татьяна Канаева, а вокальные партии исполнила Светлана Степченко, известная по многим детским фильмам позднесоветского периода («Пеппи Длинныйчулок», «Тайна Снежной королевы»). Над музыкальной составляющей работал композитор Игорь Ефремов, а тексты для песен сочинил Леонид Дербенёв («Лучший город Земли», «Всё могут короли», «Куда уходит детство»).
Современные интерпретации
Хотя Питер Пэн, по задумке, не должен был повзрослеть никогда, сюжетные возможности подобного развития событий оказались весьма заманчивыми. Так, сценаристы Джеймс Харт и Ник Касл (Майкл Майерс из «Хэллоуина»!), оттолкнувшись от повести, написали сценарий, в котором описывалась жизнь и приключения Питера, всё же покинувшего остров детства. Стивен Спилберг тогда занимался разработкой фильма о Питере Пэне, но на основе классической сюжетной линии, как в экранизации 1924 года и диснеевском мультфильме 1953 года, что его не очень устраивало. В итоге он переключился на вариант, разработанный Хартом и Кастлом, и в 1991 году фильм «Капитан Крюк» вышел на экраны. В каст вошли Робин Уильямс в роли Питера Бэннинга (вместе с юностью герой потерял и значимую фамилию, отсылающую к богу Пану), Дастин Хоффман в роли капитана Крюка (на эту роль рассматривался Дэвид Боуи), Джулия Робертс в роли феи Динь и Мэгги Смит в роли пожилой Венди. Музыку к фильму написал Джон Уильямс, работавший практически над всеми фильмами Спилберга.
Сюжет рассказывает историю успешного адвоката-трудоголика Питера Бэннинга, который из-за работы проводит мало времени с семьей и постоянно нарушает обещания. Питер — сирота, он вырос в приюте бабушки Венди и мало что помнит о своем детстве. И, что самое главное, он не помнит, кем был, пока не повзрослел. Вспомнить былое герою всё же придется, ведь коварный капитан Крюк похитил его детей и унес в Нетландию. Как столь серьезный взрослый, который к тому же боится летать, вызволит детей из волшебного мира?
Фильм Спилберга стал первой вариацией на тему классической истории. Дальнейшее обращение к первоисточнику случится нескоро, в фильме Пола Джона Хогана «Питер Пэн» (2003). Интересно, что он посвящен памяти Доди аль-Файеда, который выступил исполнительным продюсером «Капитана Крюка» Спилберга и погиб в автокатастрофе вместе с принцессой Дианой. Рэйчел Хёрд-Вуд дебютировала в картине в роли Венди, а Джейсон Айзекс (Люциус Малфой из «Гарри Поттера») по традиции исполнил роли и мистера Дарлинга, и капитана Крюка. Фильм Хогана на протяжении 20 лет будет оставаться последней классической экранизацией, вплоть до выхода «Питера Пэна и Венди» Дэвида Лоури — игровой адаптации диснеевского мультфильма.
С начала 2000-х режиссеры и сценаристы начинают по полной использовать сюжетные возможности истории о Питере Пэне, создавая всё больше нестандартных экранизаций, приквелов и сиквелов, помещая классических героев в самые разные локации, исторические периоды и новые контексты. Так, мрачный малобюджетный «Неверлэнд» (2003) Дэмиона Дитца, рассказывает о молодежи, зависающей в сгоревшем парке развлечений. Знакомые сказочные персонажи находят современное воплощение и превращаются в нарко-фей, усыпанных блестками, трансвеститов и прочих квир-персон.
Мини-сериал Ника Уиллинга «Неверлэнд» (2011) не такой радикальный, но его создатели также переосмысливают историю, сосредотачиваясь на событиях, предшествующих знакомому сюжету. Еще один приквел истории Барри, «Пэн: Путешествие в Нетландию» (2015) Джо Райта, повествует о мальчике-сироте Питере, которого вместе с другими детьми похищают в волшебную страну злобные пираты. Их главарь Черная Борода организовал целую индустрию по добыче невероятно ценной пыльцы фей, необходимой ему для продления молодости. За скудный паек сироты трудятся в шахтах до седьмого пота, напевая куплеты Smells Like Teen Spirit и Blitzkrieg Bop. Здесь Питер знакомится с рабочим Джеймсом Крюком, который не только станет его другом, но и поможет открыть тайну его происхождения. Среди актеров, задействованных в съемках, — Леви Миллер, Хью Джекман, Гаррет Хедлунд, Аманда Сайфред и Кара Делевинь. Хотя Райт старался создать мультикультурную атмосферу волшебного мира, и в этот раз не обошлось без скандала: роль Тигровой Лилии, коренной американки, исполнила белая актриса Руни Мара, что вызвало бурю негодования.
Режиссер Бренда Чепмен пошла еще дальше и объединила две сказочные истории в фильме «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» (2020). В центре сюжета — семейство Литтлтон, члены которого по-своему переживают трагическую смерть старшего ребенка: мать (Анджелина Джоли) пристрастилась к алкоголю, отец (Дэвид Ойелоуо) вернулся к азартным играм, а их младшие дети примеряют на себя паттерны английских сказок, преодолевая собственные кризисы взросления и самоидентификации. Экранизация кишит отсылками к классическим текстам Барри и Кэрролла, которые проявляются сквозь вполне реалистичное повествование и персонажей, создавая причудливое смешение волшебного и реального миров.
Совсем иначе работает фильм Бена Зайтлина«Венди и Питер: Остров застывшего времени» (2020). Его главная героиня Венди запрыгивает в проходящий поезд и мчится вместе со своими братьями прочь из реальности, на пустынный остров с активным вулканом и тропическими зарослями, где уживаются потеряшки, не желающие взрослеть, и старики, утратившие дух детства. Зайтлин переосмысляет сказку Викторианской эпохи, насыщая ее актуальным контекстом и усиливая конфликт. Это редкая экранизация, лишенная визуальной стерильности и CGI, пронизанная духом настоящих, земных приключений. «Взрослеть — это крутое приключение», — такой вывод делают герои, перефразируя реплику Питера Пэна о смерти. Они решают вернуться домой, чтобы прожить взрослую жизнь и постараться наполнить ее множеством счастливых и увлекательных событий.
Фильм «Потерянная девушка» (2022) Ливии Де Паолис, снятый по одноименному роману Лори Фокс, посвящен истории нескольких поколений женщин семьи Дарлинг, к каждой из которых в детстве являлся мальчик по имени Питер и уводил их в волшебный мир, полный приключений. Похоже, что не все девочки возвращались оттуда, а те, кто всё же вернулся, учатся жить с этим знанием в обычной, земной жизни.
О настоящем Питере
В качестве постскриптума хочется упомянуть биографическую драму «Волшебная страна» (2004) Марка Форстера по пьесе Алана Ни «Человек, который был Питером Пэном», которая, строго говоря, не является экранизацией, но рассказывает о жизни Джеймса Барри и истории создания его сказки. Фильм, разумеется не дает однозначных ответов о том, кто же настоящий Питер — мальчишка из семейства Ллевелин Дэвис, погибший в детстве брат Барри или же сам писатель, явно сохранивший в себе дух детства даже в зрелом возрасте (то, что сегодня принято именовать синдромом Питера Пэна). Лента погружает в атмосферу абсолютного творчества, показывает, как воображение трансформирует реальность в фантастические истории, как частное оказывается общечеловеческим и как простые метафоры, пройдя проверку временем, становятся вневременными символами.