Для танго нужны двое: Семь известных режиссеров и их музы
Кино — работа коллективная. И часто бывает, что за великим режиссером стоит не только профессиональная съемочная команда, но и муза — источник вдохновения, а иногда — самый честный критик. Такие творческие союзы являются частым явлением в истории кинематографа. Рассказываем про семь самых выдающихся режиссеров и их муз.
Ума Турман и Квентин Тарантино
Дочь буддийского монаха и баронессы, Ума Турман, до того как изменить жизнь Квентина Тарантино, успела поработать с Терри Гиллиамом и Филипом Кауфманом и провести два года в браке с Гари Олдманом. Тарантино искал актрису на роль стильной и отстраненной оторвы для следующей картины. Удивительно, но режиссер не ждал многого от предстоящей встречи с Турман, чей агент буквально уговаривал режиссера посмотреть на подопечную. Они сели за стол в ресторане, и Квентин мгновенно заметил впечатляющий размер обуви Умы. Так у «Криминального чтива» появилась Миа Уоллес.
Позже, уже во время съемок оскароносного хита, Турман предложила Тарантино идею «Убить Билла», и мэтр написал роль Невесты под свою музу. Зачем проводить кастинг, когда идеальная актриса уже есть. Их отношения, при всей очевидной химии и несмотря на слухи, всё время оставались исключительно рабочими. Когда во время съемок второй части «Убить Билла» Турман попала в аварию, они с Тарантино на время перестали общаться. Сейчас режиссер и муза примирились, и, возможно, мы даже увидим Уму Турман в последнем фильме Тарантино.
Моника Витти и Микеланджело Антониони
Поэт отчуждения встретил Монику Витти в 1957 году в монтажной, где они записывали переозвучку к фильму «Крик». Антониони сразу подметил ее низкий, выразительный, с хрипотцой голос и утонченные черты лица. Завязавшаяся дружба постепенно переросла в бурный роман, кульминацией которого стала «трилогия отчуждения»: фильмы «Приключение», «Ночь» и «Затмение». Моника Витти сыграла в каждом и навсегда вошла в историю вместе с Антониони.
«Красная пустыня» 1964 года завершила их отношения: ничего равного по кинематографической силе эти двое совместно больше не создали, хоть и поработали в 80-х над еще одним фильмом. Витти в последний раз встретила Антониони на Каннском фестивале 1990 года, куда она привезла свой режиссерский дебют «Тайный скандал». Постаревший и осунувшийся Микеланджело улыбнулся музе, сказал: «Это было красиво», — и больше они не разговаривали.
Анна Карина и Жан-Люк Годар
Анна Карина приехала во Францию автостопом из Дании и сразу влилась в индустрию: пела, играла в короткометражном кино, выступала на радио и снималась в рекламе. С Годаром Карина свело мыло: режиссер увидел ее в рекламном ролике, лежащую в ванне, наполненной пеной, и пригласил на пробы для фильма «На последнем дыхании». Анна пробы не прошла, так как решительно отказалась обнажаться в кадре. Но в следующей картине Годара — «Маленький солдат» — все-таки появилась.
Съемки переросли в романтические отношения, а из этого — семь блестящих совместных работ и четыре года изматывающего разрушительного брака. Анна Карина навсегда вписала свое имя в историю французской «новой волны», а Жан-Люк Годар же отчасти благодаря ей стал тем Годаром, которого знает весь мир. За свою продолжительную карьеру она успела побывать музой не только главного нововолновца, но и Лукино Висконти и Жака Риветта.
Грейс Келли и Альфред Хичкок
Грейс Келли было на роду написано стать знаменитой. Отец — олимпийский чемпион по академической гребле, мать — бывшая фотомодель, дядя — выдающийся драматург. Грейс мечтала стать актрисой: первое время приходилось рекламировать пиво и сигареты на телевидении, но уже в 20 лет она появилась на Бродвее в пьесе Стриндберга. В свою очередь, Альфред Хичкок, известный страстью к блондинкам, заметил Келли у Джона Форда в «Могамбо», где она играла чопорную англичанку. Очарованный ее «сексуальной элегантностью», Хитч позвал актрису на главную роль в культовом детективе «В случае убийства набирайте „М“».
После этого карьера Грейс Келли взлетела к небесам. Хичкок описывал и ее героинь, и ее саму как «заснеженный вулкан» и, кажется, так и не смог найти Келли полноценную замену в своем пантеоне блондинок. Актриса успела сыграть еще в двух фильмах режиссера («Окно во двор» и «Поймать вора»), до того как принять предложение руки и сердца от князя Монако Ренье III. Хичкок пытался вернуть свою музу на экраны, предлагал ей роли в «Головокружении» и «Марни», но ничего не вышло. А в 1982 году жизнь Грейс Келли трагически оборвалась: актриса погибла в смертельном ДТП.
Лора Дёрн и Дэвид Линч
Лора Дёрн родилась в известной киносемье (ее родители — Дайан Лэдд и Брюс Дёрн) и начала сниматься с 6 лет. С Линчем они встретились на съемках «Синего бархата», где Дерн исполнила роль милой девушки из пригорода. Между актрисой и режиссером завязалась дружба, замешанная на платоническом интересе и творческом товариществе. Дёрн и Линча никогда не связывали романтические отношения, их дуэтом всегда двигала исключительно плодотворная работа.
Вместе Дёрн и Линч создали четыре необычных, навсегда вошедших в историю кинематографа фильма. А последней на данный момент их совместной работой является третий сезон сериала «Твин Пикс», где Дёрн исполнила роль той самой загадочной Дайан из диктофона агента Купера.
Дайан Китон и Вуди Аллен
Нью-йоркский невротик Аллен всегда был влюбчивым парнем. Поэтому и муз у него было несколько, но всё же среди всех выделяется именно Дайан Китон. Первая же роль у Аллена — Линда Кристи в спектакле «Сыграй это снова, Сэм» — свела пару на долгие годы. Китон появлялась во многих фильмах режиссера, но главным плодом их совместного творчества, конечно, остается «Энни Холл» 1977 года. История любви стендапера Элви Сингера и начинающей певицы Энни Холл во многом основана на отношениях звездной пары.
Фильм принес Аллену и Китон мировую славу, четыре премии «Оскар» и мгновенно стал классикой интеллектуальной романтической комедии. Их отношения длились всего год, но крепкая дружба, по утверждению обоих, сохранилась по сей день. А сам Вуди Аллен неоднократно заявлял, что именно знакомство с Китон и их совместное творчество стали важной, если не главной, вехой в его карьере.
Любовь Орлова и Григорий Александров
Звезду нового советского времени Григорий Александров встретил со второй попытки. Режиссер искал актрису на главную роль в мюзикле «Веселые ребята». На пробы привели Любовь Орлову, ей шел 32-й год, и никто не воспринял всерьез ее кандидатуру на роль 18-летней Анюты. Александров решил дать неизвестной актрисе второй шанс, отправившись смотреть оперетту «Перикола» в МАМТ, где Орлова солировала, и потерял голову. Игра Орловой стала для режиссера откровением, он моментально утвердил ее на роль в «Веселых ребятах» (чем вызвал много вопросов у съемочной группы), а сразу после премьеры первого советского мюзикла пара поженилась.
Они стали идеальной семьей с картинки: всегда внимательные и любящие, даже дома обращались друг к другу на вы. Александров снимал жену в каждом своем фильме, писал под нее сценарии и выставлял кадр так, чтобы актриса всегда выглядела превосходно. Их брак продлился 42 года, Орлова умерла в 1975-м. Последней работой режиссера, снятой в год его смерти, стала документальная картина «Любовь Орлова».