Опубликовано 26 августа 2024, 20:18
8 мин.

Детство, отрочество, юность: мир фильмов Сергея Соловьёва

Поделиться:
Детство, отрочество, юность: мир фильмов Сергея Соловьёва

© РИА Новости

О мотивной структуре фильмов Сергея Соловьёва, о папиках и «Ассе» — в тексте к 80-летию со дня рождения режиссера.

Сергей Соловьёв был свидетелем и деятелем нескольких эпох отечественного кино. Он начинал в 1960-х во ВГИКе, в мастерской Михаила Ромма, водил дружбу с Геннадием Шпаликовым, Динарой Асановой и наблюдал короткий полет оттепельного кино. В начале 1970-х он начал снимать свое кино — и в нём не оказалось ни оттепельной легкости, ни тяжелой застойной рефлексивности, а было что-то индивидуальное, иное. Кино Соловьёва — жизнелюбивое, честное, открытое и всегда вне времени. Герои его киноисторий — чаще всего подростки на перепутье: между детством, отрочеством и юностью, лицом к лицу со взрослой жизнью.

Фильмография Сергея Соловьёва

Кадр из фильма «Сто дней после детства»

реж. Сергей Соловьёв, 1975

Фильмография Соловьёва легко делится на трилогии. Первые три фильма поставлены по классике: новелла «От нечего делать» (1969) по Чехову, «Егор Булычов и другие» (1971) по Горькому и «Станционный смотритель» (1972) по Пушкину. Далее следует трилогия о взрослении: «Сто дней после детства» (1975), «Спасатель» (1980) и «Наследница по прямой» (1982). Три песни о Родине, как называл режиссер фильмы перестроечного периода: «Асса» (1987), «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989), «Дом под звездным небом» (1991) и своего рода постскриптум «Нежный возраст» (2000). Фильм «Чужая Белая и Рябой» (1986), за который Соловьёв получил Особый приз жюри Венецианского кинофестиваля, стоит особняком и ни в одну трилогию не вписывается; это сильная и непривычно жесткая для Соловьёва работа. После перестройки режиссер вновь обращается к классике и снимает «Дядю Ваню» (1993), «Трех сестер» (1994), «Анну Каренину» (2008). Однако лучшие его работы принадлежат советской эпохе.

Сто дней после детства
Рейтинг: 8IMDb: 7.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1975, 89 мин
СССР, 12+
Режиссер: Сергей СоловьевГлавные роли: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Ирина Малышева, Юрий Агилин, Сергей Шакуров, Арина Алейникова

Дом, руина и вода

Исторической родиной Сергея Соловьёва является Белое море. Его предок был смотрителем архангельского маяка, чья семья с начала XIX века жила на острове посреди ледяных вод. Сам Соловьёв появился на свет в 1944 году в маленьком карельском городе Кемь, куда из Архангельска был сослан его дедушка, и первые свои годы прожил на берегу Белого моря, в деревянном доме, под окнами которого почти до самой воды цвела картошка.

Этими мизансценами Сергей Соловьёв открывает свою автобиографию, давая понять, что родился он на краю мира, у самой воды, и жизнь такую вели еще его предки. Случайно или нет, образ дома-на-краю-света становится ключевым для художественного мира Соловьёва и многократно воплощается в его фильмах в разных ипостасях. В «Спасателе» это спасательная станция на берегу, в «Ста днях после детства» — маленькая купальня на мостках у озера, построенная художником Александром Борисовым на месте съемок под Калугой, и им же возведенная в Лисьем Носу дача — в «Мелодиях белой ночи». Даже квартира Мити в «Черной розе…» с выходом на жестяной настил московской крыши представляет собой образ того самого дома-на-краю-света. Этот дом — вовсе не крепость, а последнее убежище, прекрасное в своей уязвимости. Здесь гуляет ветер, разбивая стекла, сюда заходят через окно какие-то люди. «А вообще, нас всех скоро снесут по генплану», — говорит в «Наследнице…» Женя, заводя гостей в свою квартиру во флигеле. Это как будто отчий дом, с приметами семейной жизни, может быть, даже счастливой, но родителей в нём нет: они умерли, уехали или даже не были здесь никогда. Отсутствие родителей делает дом совершенно чуждым рутины, захватывающе покинутым и как будто ничьим. А дети, главные герои Соловьёва, не могут быть хозяевами: они странники, они в пути, и поэтому уязвимость убежища их совсем не тревожит.

Образ дома-на-краю-света у Соловьёва всегда переплетен с образом живописной руины, которая для героев Соловьёва место сокровенное. Всегда. Для Мити Лопухина в «Ста днях после детства» таким местом становятся две каменные опоры старинных, истлевших уже ворот, с осыпающимися карнизами и высокими нишами между полуколонн. Сидя в нише, Лопухин пишет полное тяжелого томления письмо Ерголиной и невидящим взором глядит на влюбленную в него Загремухину, совершенно не замечая ее чувств: «Загремухина, ты стала мне как сестра».

Самой грандиозной руиной обладает Женя в «Наследнице…»: каменные развалины на берегу Черного моря она нарекает «дачей Рено» и решает, что именно здесь Пушкин встретил и полюбил ее прабабку. Руина у Соловьёва тоже становится убежищем, но не для героя, а для его грез. И когда Женя поджигает «дачу Рено», чтобы спугнуть юных любовников, она символически расстается со своей фантазией о родстве с Пушкиным и одновременно с детством.

Есть еще один базовый образ-компонент художественного мира Соловьёва — это вода. Дождь поливает морское побережье в новелле «От нечего делать», всё самое главное в «Ста днях…» происходит на берегу пруда, фильм «Мелодии белой ночи» пропитан сыростью августовского сада, истории «Спасателя» и «Наследницы…» разворачиваются на берегу, «Асса» утоплена в холодном тумане.

Если смотреть фильмы Соловьёва в хронологическом порядке один за другим, то уже примерно на «Спасателе» будет казаться, что сама кинопленка, заправленная в камеру оператора Павла Лебешева, промокла, и это как будто дает спецэффект: влажный воздух с экрана проникает в комнату, теплая, душистая сырость пропитывает одежду, и по столешнице барабанит дождь.

«Сталкер»

Кадр из фильма «Сталкер»

реж. Андрей Тарковский, 1979

Впрочем, высокий уровень влажности имеют фильмы и современников Соловьёва. Пространство «Сталкера», например, невозможно без воды: она залила грязный пол и каплет с потолка; влага проступила липкой испариной на лицах героев, покрыла склизкой пленкой стены. Вода в «Сталкере» — субстанция мертвая, отравленная, но вместе с тем и живая. Слизь и плесень — это жизнь, зарождающаяся в воде после конца света, и монотонная капель, разносясь эхом по пустой пещере, отсчитывает миллиарды лет до сотворения нового мира.

У Соловьёва вода — это та же питательная среда, но она дает жизнь человеку прямо сейчас. Плеск прибрежной волны или шелест дождя у Соловьёва — это журчание вод материнской утробы, шум потерянного рая, что баюкает младенца в безбрежной неге.

Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви
Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
Рейтинг: 7.6IMDb: 7.1
Жанры: Мелодрамы, Комедии
1989, 1 сезон
СССР, 16+
Режиссер: Сергей СоловьевГлавные роли: Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Михаил Розанов, Александр Збруев, Людмила Савельева, Александр Баширов

«Папино кино»

Сергей Соловьёв снискал народную славу, когда снял «Ассу». Отечественные представители поколения X, в особенности те, кто на изломе эпох ходил в музыкантах, художниках, фриках и неформалах, до сих пор сердечно благодарны режиссеру за этот фильм. И еще за «Черную розу…», «Сто дней…», «Спасателя», но за «Ассу» — особенно.

«Асса»

Кадр из фильма «Асса»

реж. Сергей Соловьёв, 1987

За свидетельствами глубокой признательности «иксеров» ходить далеко не нужно. Во-первых, в конце нулевых о фильме «Асса» и вокруг него музыкальный обозреватель Борис Барабанов собрал документальную «Книгу перемен», состоящую исключительно из монологов участников событий. Во-вторых, два года назад, мистически совпав с уходом режиссера, вышла книга музкритика, ловца «духа времени» Юрия Сапрыкина «Соловьёв» — этакое нежное исследование творчества постановщика.

Юность московского и ленинградского андеграунда полюбила «Ассу» за новый арт-мир, где в одном пространстве уживались и резонировали художники, музыканты, фрики, рокеры, модники — весь позднесоветский андеграунд, нажитый непосильным трудом.

Съемки фильма «Асса»

На съемках фильма «Асса». Слева направо: Сергей Шутов, Сергей Соловьёв, Павел Лебешев, Сергей Бугаев (Африка), Тимур Новиков. Фотография, раскрашенная Сергеем Шутовым. 1987. Архив Тимура Новикова, Санкт-Петербург

Тем любопытнее обстоятельство, что до начала работы над «Ассой» Соловьёв знать не знал, кто такие «Новые художники», Борис Гребенщиков и Виктор Цой. «Дальше Окуджавы и приятельских отношений с Володей Высоцким мои познания в современной музыке не распространялись», — позже рассказывал он. Впрочем, будущие герои фильма отвечали ему тем же. Африка вспоминал: «Боря приезжал, рассказывал, что есть режиссер, — к сожалению, мы не очень тогда знали творчество Соловьёва — некий режиссер, который собирается снимать некий фильм». Соловьёв и его будущие герои были не просто из разных культурных слоев. Для многих представителей музыкального андеграунда деятели советского кинопроцесса, который, в отличие от процесса музыкального, был невозможен без дотаций государства, были априори «представителями режима». Поэтому, прежде чем полюбить фильм, юность московского и ленинградского андеграунда окрестила его «папиным кино», а Соловьёва и его съемочную группу — папиками, которые вдруг заинтересовались современной молодежью.

Асса
Рейтинг: 7.9IMDb: 7.9
Жанр: Советское
1988, 144 мин
СССР, 16+
Режиссер: Сергей СоловьевГлавные роли: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Натан Эйдельман, Анатолий Сливников, Герман Шорр

Но Соловьёв вообще-то всю жизнь именно этим и занимался — интересовался молодежью и снимал о ней кино. Ему, конечно, были чужды любые художественные формации, мода, музыкальные группировки — он летел мимо всей этой мишуры, как комета (разумеется, схватывая на лету все самые впечатляющие образы для своего искусства). Его интересовали движения души, а они универсальны вне зависимости от поколения. Удивительно включить «Станционного смотрителя» 1972 года и обнаружить сходство героев Никиты Михалкова и Александра Абдулова из «Черной розы…» 1989-го: оба магнетически глупы, блистательно бессовестны и ослеплены презрением ко всем вокруг. (Если немного дофантазировать, то «Черная роза…» вполне может быть вариантом истории, не рассказанной у Пушкина: о том, что стало с Дуней, когда она сбежала с офицером.)

«Станционный смотритель» Сергея Соловьёва

Кадр из фильма «Станционный смотритель»

реж. Сергей Соловьёв, 1972

Может быть, еще более удивительно, что художественное пространство «Ассы», наполненное всякими милыми контркультурными фантиками типа серьги Бананана или диковинных вещиц в его комнате, кажется прямым потомком «Станционного смотрителя», с тщательно продуманными мизансценами и причудливой деталировкой. Хотя над фильмами Соловьёва работали разные художники, они существуют словно бы в одном пространстве, вне зависимости от эпохи.

Треугольник печали

Сергей Соловьёв

PhotoXPress.ru/Legion-Media

Автор сценариев ко всем своим фильмам, Соловьёв, в общем, рассказывает одну и ту же историю, но каждый раз совершенно иначе. В этой истории всегда есть Юноша — главный герой и чистая душа, Девушка и Папик — персонаж сильнее и влиятельнее Юноши, который тем не менее в чём-то важном неизменно ему уступает. Демонтаж этого треугольника двигает сюжет и дает энергию для эволюции характеров персонажей. Самый простой треугольник — в «Ассе»: Бананан, Алика, Крымов. Самый необычный — в «Наследнице…»: формально треугольник есть — Володя, Валерия, Влад, но он не представляет ровно никакого интереса. Чистой душой здесь является не Володя, а Женя, и она воспаряет над этим треугольником, хотя его демонтаж приводит-таки к эволюции характера Жени. Треугольник в «Спасателе» интересен тем, что там фигура Папика представлена двумя персонажами: Ганиным и Лариковым. Как ни странно, треугольник есть и в «Станционном смотрителе»: Юноша и чистая душа — это отец, а Папик — офицер, и трагизм истории заключается в том, что треугольник разрушается не устранением Папика или появлением нового персонажа, а смертью Юноши.

«Сто дней после детства»

Кадр из фильма «Сто дней после детства»

реж. Сергей Соловьёв, 1975

Интересно, как этот треугольник Соловьёв соотносил с собой. Чувствовал он себя в большей степени Юношей с чистой душой или влиятельным Папиком? Кажется, ни то, ни другое. Может, если только Папиком с чистой душой. В его самом первом фильме о подростках «Сто дней после детства» есть второстепенный персонаж — Серёжа, вожатый пионерского лагеря, сыгранный Сергеем Шакуровым. Кажется, что в его образе Соловьёв в каком-то смысле выписал себя. Вожатый Серёжа сидит в укрытии, в радиоузле, глядит через окно в бинокль и слушает, как курчавый мальчишка в очках рассказывает, кто есть кто в отряде, о каждом персонаже, за отношениями которых Серёжа будет наблюдать всё лето, все сто дней.

Новое в подписке

Лучшее в подписке