Да это не мой ребенок!: Стоит ли смотреть сериал «Подменыш»
На Apple TV+ вышел запутанный триллер «Подменыш». В диком проекте со звездой «Атланты» Лакитом Стэнфилдом всё наперекосяк и наперекор: в одном сюжете сплетаются античная мифология, латиноамериканские верования, культура афроамериканцев и мрачные городские легенды. Рассказываем, почему на проект стоит обратить внимание, но перед просмотром обязательно запастись недюжинным терпением.
Продавец редких книг Аполло (Лакит Стэнфилд) долго и мучительно добивается сердца молодой библиотекарши Эммы (Кларк Бако) и в итоге преуспевает в любовных делах. Пара разлучается, когда девушка уезжает в Бразилию: там Эмма встречает ведьму, которая завязывает на ее руке ниточку, способную исполнить три любых желания. Но стоит снять волшебный браслет — ждать тебе несчастья. Спустя год девушка снова оказывается в Нью-Йорке. Самоуверенный Аполло разрывает магическую нить и тем самым запускает череду страшных событий. Когда у пары появляется ребенок, Эмма начинает вести себя странно. Сначала она получает анонимные снимки супруга — причем после прочтения адресант их удаляет. Вскоре молодая мать и вовсе отказывается от собственного сына: она считает, что ребенка подменили, и начинает вести себя агрессивно по отношению к близким.
«Подменыш» продолжает любопытный тренд стриминга Apple TV+ на «странные» сериалы. Проект встает в один ряд с такими сюрреалистичными шоу, как «Разделение», «Тревожный звонок», «Доктор Брейн» и «Дом с прислугой». Ближе всех к премьере подобрался как раз проект М. Найта Шьямалана — там тоже действие развивалось вокруг семьи, столкнувшейся со сверхъестественными силами, а каждый новый эпизод поражал непредсказуемыми сюжетными поворотами. Они почти никак не отвечали на главные вопросы зрителей и, более того, даже добавляли новые: поэтому к финалу было легко перегореть, запутаться в твистах и потерять интерес к происходящему.
Главное преимущество «Подменыша» — нешуточно эпический размах. Шоу настолько эклектичное, насколько оно вообще должно быть для столь грузного и запутанного сюжета: внутри каждой серии гармонично сосуществует несколько жанров. Есть здесь и драма о послеродовой депрессии. Создатели используют ее для того, чтобы сбить зрителя с пути: а может, все жуткие события происходят у Эммы в голове? В сериале находится место и фолк-хоррору — латиноамериканским и африканским сказаниям, ритуалам и античным сюжетам. А чтобы среднестатистический фанат процедуралов не заскучал у экранов, «Подменыш» то и дело заворачивает в сторону детектива. Аполло пытается разобраться, что произошло с женой, и открывает одну за другой страшные тайны прошлого. Не обойдется без допросов, погонь и диких конспирологических теорий.
Другой важный элемент сериала — это сам город, кипящий, свистящий и звенящий Нью-Йорк. Именно в нем происходят неведомая чертовщина, убийства и похищения, а культуры со всех уголков мира, смешиваясь, превращают жизнь людей в бесконечный маскарад. Проект явно тяготеет к классике афроамериканского хоррора, «Кэндимэну». Ведь это в точности такая же история о замысловатых городских легендах и демонах, способных достать жертв не только в обычных, но и в каменных джунглях. Авторы превращают мрачные улочки и старые дома в равноправных персонажей — у всего здесь есть своя история. И иногда лучше не лезть в подробности — иначе есть риск наткнуться на очередное проклятие и порчу.
Вся эта какофония не сработала бы без крепкого повествовательного каркаса. К счастью, «Подменыш» основан на одноименном заумном романе Виктора Лаваля. Критики хвалили книгу за витиеватость стиля и сравнивали с литературным лабиринтом, выбраться из которого дано не каждому читателю. Сериал тоже подхватывает достоинства первоисточника. Повествование скачет по разным временным промежуткам, а сценарий то и дело обращает внимание на, казалось бы, совершенно незначительных для истории персонажей — например, родителей главных героев. Серия может начаться с оглушительного сюжетного поворота, вырванного из контекста. А уже после заставки зрителю могут объяснять, как герои пришли к этому финалу.
Поэтому путь до последней серии осилит не всяк, входящий в библиотеку стриминга. Чтобы одолеть «Подменыша», придется несколько десятков раз нервно посмотреть на часы или отвлечься на новостную ленту. А кто обещал, что просмотр урбанистической сказки о родительстве и депрессии будет легкой задачей?