Опубликовано 21 апреля 2021, 11:08

Много сюрпризов и никакого Zoom: Что ждать от «Оскара» в этом году

Поделиться:
Много сюрпризов и никакого Zoom: Что ждать от «Оскара» в этом году

Pixar против Pixar, Содерберг против Zoom, Китай против «Оскара».

В прошлом году «Оскар» начался с потопа: на красной дорожке пошел ливень, который разворотил конструкцию, где должны были брать интервью, пышный ковер превратился в мокрую тряпку. Все шутили, что это похоже на кадры из «Паразитов», когда стихия затопила целый район и уничтожила подвал, где жили главные герои. В итоге фильм Пон Джун-хо стал триумфатором церемонии, а дождь перед началом все окрестили (ладно, не все, только мы) настоящим знамением.

Кадр из фильма «Паразиты»

Кадр из фильма «Паразиты»

реж. Пон Джун-хо, 2019

Пока не наступит день вручения премии, не так-то просто не только угадать, кто победит, но даже то, в каком виде пройдет церемония. Угадать не сможем, а сопоставить факты и собрать всю известную сейчас информацию о грядущем «Оскаре» — легко.

Рассказываем, кто и как готовит шоу и на кого из номинантов делают ставки эксперты.

Церемония

Это гребаный «Оскар», а не вебинар

«Моя позиция такова: мы просто должны смириться с тем, что стали человеческой пиньятой», — по этой фразе одного из продюсеров церемонии, режиссера Стивена Содерберга, кажется, что подготовка идет непросто. Для тех, кто не знает, пиньята — это такая кукла, по которой все время колотят, пока из нее не посыплются подарки. Слава богу, у Содерберга есть партнеры — в его продюсерской группе работают Джесси Коллинз и Стейси Шер. Коллинз — известный организатор мероприятий, и совсем недавно он работал над премией «Грэмми-2021». Шер — популярный кинопродюсер, среди ее работ — «Эрин Брокович», «Писатели свободы», «Омерзительная восьмерка».

Стивен Содерберг

Стивен Содерберг

Photo by Ron Galella, Ltd./Ron Galella Collection via Getty Images

У Содерберга есть причины придумывать смешные сравнения, чтобы описать в какой непростой ситуации оказались организаторы грядущего «Оскара»: они встретили волну осуждения, когда объявили, что в отличие от «Золотого глобуса» и «Эмми, никто из гостей не станет подключаться через Zoom и сможет предпочесть повседневный гардероб: «Это гребаный «Оскар». Это не вебинар. Мы не хотим, чтобы СOVID-19 был оправданием того, что шоу получилось недостаточно креативным».

Вопрос «Как же без Zoom?» возник не только у зрителей, но и у будущих гостей церемонии, которые живут в других странах и из-за коронавирусных ограничений просто не могут прилететь в Калифорнию. Как, например Флориан Зеллер (сценарист и режиссер фильма «Отец»), который живет в Париже, или многочисленные англичане. Но у Содерберга и тут есть ответ: «Мы хотим объединить людей, которые не могут приехать в Лос-Анджелес, через спутники, а не через Zoom».

Так, в нескольких городах по всему миру, где живут и откуда не могут выехать номинанты, проведут отдельные мини-церемонии, которые подключатся к эфиру через спутниковую связь. У этого, конечно, будут свои сложности: например, большая разница в часовых поясах. Так, по британскому времени «Оскар» пройдет с часа до четырех ночи. Во Франции из-за серьезных коронавирусных ограничений гостям нельзя будет собираться группами и будут запрещены еда и напитки.

Но шоу есть шоу: кому-то придется ради «Оскара» не спать или не есть всю ночь, что поделать, зрителям по всему миру тоже не всегда удобно смотреть церемонию.

Не ведущие, а актеры, не шоу, а кино

Как такового единого ведущего вновь не будет — по аналогии с прошлым годом. Отдельные фрагменты шоу представят приглашенные звезды — по большей части лауреаты «Оскара-2020», но не только. Эту информацию, доступную уже достаточно долго, подтвердил тизер церемонии, в котором нам представили таких приглашенных ведущих-участников, как Пон Джун-хо, Брэд Питт, Риз Уизерспун, Дон Чиддл, Реджина Кинг, Брайан Крэнстон, Лора Дерн, Хоакин Феникс, Зендея.

Реджина Кинг и Брэд Питт

Реджина Кинг и Брэд Питт

Photo by Kevin Winter/Getty Images

Но даже не это самое любопытное в тизере церемонии. Мы и так могли догадаться, что в «Оскаре» поучаствует Брэд Питт. Самое неожиданное — то, что организаторы позиционируют шоу как фильм. Тизер сопровождается текстом: «Представьте, что награждение на самом деле — фильм. Кого вы бы в нем сняли? Смотрите, кого выбрали мы».

Об этом в общих чертах говорит и Содерберг: с точки зрения визуального подхода церемония будет больше похожа на кино. «Мы снимаем со скоростью 24 кадра в секунду, используем более широкий формат экрана. Всё будет выглядеть и звучать иначе. Мы надеемся, что у нас получится не растерять это ощущение в течение всего вечера и что зрители почувствуют себя как в кинотеатре» (Los Angeles Times).

Кажется, всё шоу объединит общая сюжетная линия, которую придумал руководитель грядущей церемонии Гленн Вайс: каждый номинант и каждый, кто будет вручать награду, почувствует себя персонажем фильма (об этом пишут в издании Vulture).

Тут нам не удержаться от комментариев. Еще прошлой весной Стивену Содербергу поручили реанимировать американское кинопроизводство, когда закончится пандемия. То, что он начал с «Оскара», говорит о его рвении и масштабе мысли. Но всем нам не стоит забывать: почти десять лет назад он уже придумал и поставил пандемию — в своем «Заражении». С тем, что он говорит и делает, стоит быть поаккуратней! В любом случае мы в предвкушении. Кажется, шоу будет удивительным.

Координаты

Основная часть церемонии пройдет, как и всегда, в кинотеатре Dolby Theater в Голливуде, но зрителей ждут включения из Union Station, главной железнодорожной станции в Лос-Анджелесе, а также из Парижа, Лондона и еще двух десятков уголков по всему миру, где «Оскар» застанет номинантов.

Пре-шоу «Оскар» в центре внимания («Oscars: Into the Spotlight») состоится в Union Station. Ведущими выступят Ариана Дебос и Лил Рел Ховери.

Здание вокзала Union Station

Здание вокзала Union Station

unionstationla.com

Номинанты и фавориты

Много стриминга

C 2019 года, чтобы попасть в оскаровскую номинацию, фильм должны были показывать в кинотеатрах в течение хотя бы недели. В этом году всё изменилось. Кинотеатры в Штатах пострадали сильнее, чем во многих других странах, и если бы Академия не сделала поблажку и не начала допускать в шорт-лист фильмы без этой прокатной недели, то выбирать номинантов пришлось бы из более ограниченного списка. Поэтому среди претендентов на «Оскар» так много фильмов, которые сняли стриминговые гиганты.

Кадр из «Ма Рейни: Мать блюза»

Кадр из «Ма Рейни: Мать блюза»

реж. Джордж С. Вольф, 2020

Среди них больше всего номинаций у фильмов Netflix. «Манк» упомянут в десяти категориях, среди которых есть основные и несколько технических. Шесть номинаций получил «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина, пять — «Ма Рейни: Мать блюза». В одной-двух представлены «Фрагменты женщины», «Элегия Хиллбилли», «Белый тигр», «Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga», «Полночное небо», «Вся жизнь впереди» и «Путешествие на Луну». При этом без номинаций — кроме категории «Лучшая музыка» — осталась работа Спайка Ли «Пятеро одной крови», снятая также для стриминга. И в целом у экспертов есть немало сомнений, что нетфликсовские фильмы уйдут с горой призов. Например, чем ближе к церемонии, тем меньше шансов у рекордсмена этого года, «Манка» Дэвида Финчера: у него сильнейшие конкуренты во всех категориях.

Много номинаций получили фильмы стриминговой платформы Amazon Prime: «Звук металла» (6), «Одной ночью в Майами» (3), «Борат 2» (2), «Барашек Шон: Фермагеддон» (1).

Разнообразие

Уровень инклюзивности премии «Оскар» в этом году не отметил только ленивый: никогда за один год не было номинировано так много представителей других национальноcтей и рас, никогда еще столько ключевых номинаций не получали женщины.

Риз Ахмед («Звуки металла») может стать первым мусульманином, выигравшим в категории «Лучший актер». Он соревнуется с Энтони Хопкинсом, самым возрастным участником категории в истории премии («Отец»), корейцем Стивеном Яном («Минари»), номинированным посмертно Чедвиком Боузманом («Ма Рейни: Мать блюза») и Гари Олдманом («Манк»).

В категории «Лучший режиссер» впервые в истории номинированы сразу две женщины: китаянка Хлоя Чжао («Земля кочевников») и американка Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды»). Они конкурируют с Дэвидом Финчером («Манк»), Ли Айзеком Чуном («Минари») и внезапным датчанином Томасом Виттенбергом (его фильм «Еще по одной» сражается за победу в категории «Лучший иностранный фильм»).

Эмиральд Феннел, Кэри Маллиган, Бо Бернэм

Эмиральд Феннел, Кэри Маллиган, Бо Бернэм

Photo by Emily Assiran/Getty Images for Pizza Hut

Отдельной строкой хочется проговорить: в этом году «Оскар» перестал быть таким белым, как было принято заявлять в хэштегах с 2016 года. Помимо Боузмана и Ахмеда, о которых сказано выше, шесть номинаций, включая «Лучший фильм», получила картина «Иуда и черный мессия» — лента о крахе партии Черных пантер. Вся продюсерская группа проекта — афроамериканцы. Три чернокожих актера поборются за звание «Лучшего актера второго плана». В отличие от организаторов «Золотого глобуса» Киноакадемия включила корееязычный на 80% фильм «Минари» в основную категорию. Разнообразно выглядят и претенденты на звание лучшего режиссера.

Конечно же, Киноакадемия выбирает, кого наградить, не по цвету кожи, а по критериям, связанным с качеством фильмов, но и подход, основанный на инклюзивности, не может не радовать.

Скандалы

Но инклюзивность и желание никого не обидеть не смогли уберечь грядущий «Оскар» от скандалов. Самый главный и, можно сказать, политический связан с фильмом Хлои Чжао «Земля кочевников». Тихая история американских кочевников и громкая — самого фильма — показала, как легко Китай может переобуваться на ходу. В начале победного шествия Чжао по наградному сезону китайские соцсети и СМИ были полны радости и гордости, пока кто-то не вспомнил ее неоднозначные высказывания о том, что в Китае «все врут». После чего тон заголовков сменился, а поздравительные хэштеги в соцсетях стали интенсивно подчищать.

Этим китайское раздражение «Оскаром» не ограничилось. В категории «Лучший короткометражный документальный фильм» представлена скандинавская лента «Не разделяться», которая посвящена протестам против закона об экстрадиции, начавшимся в Гонконге в 2019 году. После оглашения номинантов в государственной китайской газете Global Times заявили, что высказывания в картине предвзяты и ей не хватает художественности. Но это было только начало. В 2021-м впервые за долгое время в Гонконге церемонию вручения «Оскара» не будут транслировать в прямом эфире, по остальному Китаю ее, скорее всего, покажут в урезанном виде. В целом же, по сообщениям Bloomberg, китайская пресса получила партийное задание показать народу, что «Оскар» — не очень-то значимое событие.

Хлоя Чжао, Фрэнсис Макдорманд и Стивен Джилул

Хлоя Чжао, Фрэнсис Макдорманд и Стивен Джилул

Photo by Amy Sussman/Getty Images

Кроме обиженных стран всегда есть расстроенные кинематографисты, которые не попали в те номинации, на которые рассчитывали. Одним из них оказался режиссер Спайк Ли. В позапрошлом году он выиграл «Оскар» за сценарий к «Черному клановцу», но в этом его актуальный фильм «Пятеро одной крови», снятый для Netflix, не попал только в категорию «Лучший саундтрек». По этому поводу Ли устроил в своем инстаграме распродажу мерча к фильму под слоганом WE WUZ ROBBED (AGAIN!) («Нас ограбили (Опять!)»). За съемочную группу фильма Ли обиделись многие. Например, режиссер «Лунного света» Барри Дженкинс запостил фотографию исполнителя главной роли Делроя Линдо с собственным «Оскаром», заявив, что актер заслужил награду как никто другой.

Прогнозы

Угадывать, кто же получит «Оскар», миру не надоедает. Причем начинается эта игра задолго до объявления номинантов. Кто-то угадывает просто чтобы оказаться правым, кто-то делает ставки. Те, кто хочет спрогнозировать исход премии, учитывают ситуацию в мире, кинематографические события, внимательно следят за исходом каждого значимого кинофестиваля и премии.

В качестве отличной иллюстрации, какого погружения можно добиться в этом деле, вспомнит о Variety и их непрекращающийся проект «Прогнозы на «Оскар»» — Oscars Predictions, который обновляются каждый вторник.

Энтони Хопкинс

Энтони Хопкинс

Photo by Frederick M. Brown/Getty Images

Мы просмотрели ключевые американские издания от Variety до Vulture и проанализировали победы номинантов основных категорий в других премиях. Выяснилось, что большинство экспертов убеждены: в категории «Лучший режиссер» победит Эмиральд Феннел или Хлоя Чжао. Чжао кажется более вероятной кандидаткой: «Земля кочевников» — не первый ее фильм, она открыла наградной сезон еще в сентябре на фестивале в Венеции, она же получила «Золотой глобус» как лучший режиссер. Феннел же — дебютантка, но она номинирована и за лучший монтаж, что для академиков может оказаться важным фактором. Всё же шансы на победу Чжао очень высоки: журналисты Chicago Sunshine не сомневаются, что китаянка возьмет статуэтку и предпочитают разминаться в прогнозах на более непредсказуемых категориях. Такого же мнения придерживаются и в Hollywood Reporter.

В категории «Лучшая актриса второго плана» в первую очередь соревнуются Мария Бакалова («Борат 2») и Юн Ё-джон («Минари»). Кореянке 73, болгарке 24. Хотя возраст претендентов не так важен, кажется, что в данном случае премию получит более заслуженная актриса, к тому ее роль в «Минари» — пожалуй, самая яркая и важная. Есть ощущение, что это будет единственный «Оскар» фильма Ли Айзека Чуна. Из любопытного: за работу в «Элегии Хиллбилли» представлена здесь и Гленн Клоуз, посвятившая свою номинацию всем бабушкам мира. За эту же роль ее номинировали и на «Золотую малину».

Лучшим актером второго плана, скорее всего, станет Дэниэл Калуя, сыгравший в фильме «Иуда и черный мессия». У него уже есть «Золотой глобус», BAFTA и премия Гильдии киноактеров.

Риз Ахмед

Риз Ахмед

Photo by Alberto E. Rodriguez/Getty Images

Категория «Лучшая актриса» выглядит самой непредсказуемой. Виола Дэвис выиграла премию Гильдии актеров за «Ма Рейни: Мать блюза», Андра Дэй взяла «Золотой глобус» за «Соединенные Штаты против Билли Холидей», Фрэнсис МакДорманд с «Землей кочевников» забрала BAFTA, а Кэри Маллиган в «Девушке, подающей надежды» лучшая по мнению Critics’ Choice Awards. Маловероятно выглядит лишь победа Ванессы Крисби из «Фрагментов женщины», хотя бы потому, что эта работа менее на слуху.

Пока Энтони Хопкинс не получил премию BAFTA за «Отца», все призы как лучшему актеру этого года уходили Чедвику Боузману в его посмертной номинации. И хотя «Отец» — настоящий бенефис британского заслуженного актера, кажется, Академия всё же почтит надрывную роль Боузмана в «Ма Рейни: Мать блюза». Риз Ахмед, Гари Олдман и Стивен Ян, — достойные конкуренты, но маловероятно, что им удастся обойти Боузмана и Хопкинса.

В категории «Лучший фильм» номинировано всего восемь картин. В прошлом году было девять, регламент позволяет десять. Победитель здесь, кажется, определен. «Земля кочевников» выиграла премию Гильдии продюсеров, Critics’ Choice и «Золотой глобус». Но вспомните прошлый год: «Оскар» умеет удивлять, а конкурентов у фильма Хлои Чжао немало.

Актерский ансамбль фильма Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой» оценила Гильдия актеров, как было с «Паразитами» в прошлом году. Эмиральд Феннел настолько ярко и дерзко шествует со своим дебютом «Девушка, подающая надежды», что вполне может взять и главную статуэтку. «Звук металла», чем ближе к «Оскару», тем сильнее набирает обороты: он уже удивил всех при оглашении номинаций, так что вполне может удивить и на церемонии. «Отец» просто нравится практически всем. «Иуда и черный мессия» — актуальное кино, «Манк» — кино о кино, чему всегда симпатизирует Киноакадемия. Так что шансы есть у всех. Вопрос лишь в том, ждать ли нам настоящего сюрприза от церемонии или большинство академиков предпочтет самый ожидаемый (что совсем не значит плохой) вариант.

Новое в подписке

Лучшее в подписке