«Через киноопыт страна открывается совсем по-другому»: Интервью с Илларионом Маровым, актером фильма «Ненормальный»
В подписке Okko появился полнометражный режиссерский дебют Ильи Маланина — трогательный фильм «Ненормальный». Это история о мальчике Коле, который с детства был не такой, как все, но благодаря неравнодушию приемного отца Юрия и собственной силе духа смог стать музыкантом мирового уровня. Доказать талант Коля может, выиграв международный конкурс пианистов в Шанхае. Но нужна ли ему эта победа или в жизни молодого музыканта есть вещи поважнее? Ответ на этот вопрос главные герои узнают накануне решающего тура.
Роль взрослого Коли, отправляющегося на международный конкурс пианистов, исполнил молодой актер Илларион Маров («Там, где цветет полынь», «Поедем с тобой в Макао»). Илларион рассказал нам, как съемки позволили ему вернуться в детство, что он испытывал, работая с Александром Яценко, и каково это — снимать кино за границей.
– Как прошла большая премьера фильма? Волновался?
Илларион Маров: На премьеру в «Октябрь» я пригласил всех близких, получился список из 70 человек: я позвал своих одноклассников, которые сейчас в Москве, друзей детства, коллег. И очень переживал. Я бы переживал, даже если бы смотрел один, а тут я просто пошел ва-банк, позвав всех смотреть фильм, который сам еще ни разу не видел.
Я настроил себя так, что всё пройдет неплохо. Но в итоге случилось нечто прекрасное. Никогда я еще не получил такой дозы положительного фидбека. Могу точно сказать, что кино получилось. Оно исполнено созидания и теплоты, и, думаю, для многих сейчас станет глотком надежды. Может быть, это будет один из тех фильмов, которые заносятся в категории легендарных (а в нем есть все задатки!).
– С начала работы над фильмом прошло уже довольно много времени. Что оказалось для тебя самым запоминающимся?
Илларион Маров: Думаю, процесс работы над ролью. Раньше я ни разу такой глубокой работы не проводил. Здесь же у меня было достаточно много времени, плюс поддержка со стороны компании «Кинослово» в лице Петра Анурова и Григория Стоялова (о таких продюсерах можно только мечтать) и большая заинтересованность режиссерской группы в создании этого персонажа. В работу над ролью в фильме входили занятия на фортепьяно и изучение этой, скажем так, стези.
Когда я готовился сыграть Колю, я действительно полюбил классическую музыку, стал очень много ее слушать. Я и раньше мог сказать о себе, что люблю классику, и это не было враньем. Просто никогда ее не слушал в таких количествах. В это же время папа дал мне два тома книг про пианиста Гленна Гульда. И когда я прочитал его биографию, его письма, я почувствовал, что через другого человека начал приближаться к своей роли.
Потом у меня начались занятия в музыкальной школе, довольно смешные. Я ходил учиться вместе с детьми, то есть в класс мог заходить восьмилетний мальчик, а за ним я, с точно такими же нотами, как он. Для ребят, думаю, я очень забавно выглядел, как переросток. Но мне очень нравилось это возвращение в музыкальную школу, совсем как в детстве: приходишь на занятия, готовишься к урокам, а несколько раз я не был готов.
Так и получилось, что процесс подготовки оказался самым запоминающимся. Потом уже, когда стартовали съемки, не было времени оценивать что-то. Мы приехали в Китай, и всё, работа уже льется, нет времени отстраиваться и рефлексировать, надо действовать. До этого я как будто долго настраивал фортепиано, а там стал играть.
– Что оказалось для тебя самым сложным в этой работе?
Илларион Маров: Иронично, что я только что рассказал о прекрасной возможности выстроить свою роль… Потому что, когда мы приступили к съемкам, я ощутил будто бы недостаток подготовки. Внешне это не было заметно, к моей работе не было нареканий, но внутреннее ощущение было именно такое. Думаю, можно было бы сделать еще больше.
У меня было много отыгрышей не только лицом, а еще и телом. За две с половиной минуты фортепианного произведения, даже если не смотреть на пальцы на клавишах, работают ноги, которые нажимают на педали (кто-то использует одну ногу, кто-то две, это тоже имеет значение), есть разная посадка, работает корпус, который по-разному двигается, работает голова, важна мимика. В каждую секунду что-то происходит, и подготовить этот номер еще нужно суметь. Думаю, в этих сценах я отработал классно, хотя мог сделать филигранно. Конечно, на меня работают монтаж, склейки и так далее. Но мне кажется, что я мог бы еще лучше проявить себя.
– Как тебе работалось с командой «Ненормального»? Не было мандража из-за того, что на площадке много более опытных коллег?
Илларион Маров: Я спокойно к этому отношусь и старался со своей стороны не делать никаких жестов, которые показали бы, что я нервничаю перед кем-то. Мне очень нравится Александр Яценко, но я не мог позволить себе тратить время на то, чтобы осознавать, какой он великий актер. Я просто старался быть крутым партнером и в свой адрес чувствовал максимальную поддержку. Саша во всем меня поддерживал, редко с кем возникает такое ощущение, что человек включается во взаимодействие с тобой с таким энтузиазмом.
Вообще вся команда была очень профессиональна, в самом хорошем смысле этого слова. Это осознание — что я работаю с профессионалами — было приятнее всего. Никогда наше общение не скатывалось в панибратство, но внутри работы все были крайне внимательны друг к другу. Для меня это идеальный формат взаимодействия, когда работа не исключает внимательности, доброты и взаимопомощи.
– Такой профессиональный мэтч дорогого стоит!
Илларион Маров: Я очень надеюсь, что та любовь, с которой делалась вся работа на съемочной площадке, перенеслась на экраны. Вообще, это кино само по себе про любовь. В самом глобальном смысле этого слова. Как говорил мой мастер Виктор Рыжаков, цитируя арабского философа: «В мире есть две вещи — любовь и любовь». Я думаю, в нашем фильме есть и то и другое.
– Уже известно, что съемки в Шанхае были для тебя первыми, но не последними за границей. И ты был с Романом Михайловым и командой в Индии на съемках «секретного фильма» («Надо снимать фильмы о любви»). Расскажи, как это было.
Илларион Маров: Это практически диаметрально противоположный опыт тому, что был с «Ненормальным». Там — большой продюсерский проект, потенциально кассовое кино с большим продакшеном, обширной командой. А тут — авторское кино, небольшая команда, режим полной свободы, никакой зависимости. Свобода была во всем, например, даже сценарий иногда писался прямо во время съемок. И не потому, что не был готов, а потому, что мы искали точки соприкосновения с индийской действительностью.
Я просто счастлив, что у меня было за год две такие возможности изучить Восток через кинематограф. Я ни разу не был ни в Китае, ни в Индии. Они оказались для меня суперконтрастными: сначала мы поехали в максимально глобализированную страну делать хоть и нестандартный, но всё же коммерческий проект, а потом в Варанаси — снимать смелое инди-кино. Через киноопыт страна открывается совсем по-другому, а еще люди этой страны.
На съемках у Ромы был также задействован иностранный продакшен, индийский. С ними было легко и комфортно работать. Когда все понимают, что делают одно очень важное дело, происходит чудо.
– Как бы ты описал эти съемки?
Илларион Маров: Это было дикое путешествие! Даже не знаю, как его назвать по-другому.
– Каково тебе работать с Романом? У него правда нестандартный подход к творчеству, что может одновременно и притягивать, и отталкивать. Что ты думаешь?
Илларион Маров: Это абсолютно точно новый опыт, ничего такого со мной еще никогда не было. С самого начала есть небольшой страх, непонимание. Я человек ответственный и переживаю за результат, как всё получится. Но в итоге всё само как-то выстраивается и получается. Рома — гений.
Часто во время съемок мы сидели по вечерам все вместе и разговаривали о чем-то не по работе. И это, как оказалось, очень важная для творчества сонастройка всех со всеми. Бывало, что мы долго говорим-говорим-говорим о самом разном, потом расходимся спать, и с утра Рома приходит с какой-то идеей, которую мы уже априори все принимаем. Просто потому, что вчера все вместе к чему-то пришли в разговоре. Когда работаешь с Ромой, это лаборатория кино. Кассовый проект редко можно назвать лабораторией, все-таки там важно правильно исполнить. А здесь главное — поиск. Собирается команда, в которой все друг другу доверяют, и мы ищем вместе. И точно знаем, что что-то найдем. И ведь находим!
– Теперь — про музыку. Как идет подготовка к концерту uncle pecos?
Илларион Маров: Чудесно! Мы готовим великое шоу — начнем погружаться в нашу вселенную. На концерте будет презентация нового альбома Atàrg. Мы впервые сыграем новую музыку, которую, к счастью, отлично приняли: прослушивания выросли в 40–50 раз, для нас это огромный скачок, очень этому рады. На концерте мы попробуем еще больше затянуть всех в свою вселенную, покажем ее с другой стороны. В целом там копать — не перекопать… В музыке есть много слоев, которые мы постепенно будем счищать и показывать слушателям, что там у нас есть еще глубже.
– Какие у вас глобальные планы по развитию мира Atàrg?
Илларион Маров: Очень много еще не сказано. Просто мы ищем для этого подходящие условия. Наша вселенная постепенно раскрывается — с выходом альбома, релизом клипа «Шайка», будущим концертом. Но пока еще не в той мере, в какой мне бы хотелось. Пока это невозможно, потому что мы сами себе продюсеры и сами себе финансирование. Если вдруг сейчас какой-то продюсер читает это интервью и хочет поддержать нашу рискованную, но классную идею, you are welcome!