Чем второй сезон «Игры в кальмара» отличается от первого
На Netflix вышли все семь эпизодов долгожданного второго сезона южнокорейского хита «Игра в кальмара». Три года назад сериал стал неожиданным поп-культурным феноменом, завирусился в соцсетях и навсегда вошел в историю. Второй сезон возвращает несколько знакомых персонажей, но вводит и пару десятков новых героев. Жанрово продолжение превратилось в сентиментальный боевик, в котором хватает кровавых сцен. Кратко напоминаем события первого сезона, рассказываем о втором и объясняем, почему это не совсем самостоятельное произведение.
Три года назад Сон Ги-хун (Ли Джон-джэ) попрощался с бывшей женой и дочкой, которые уехали в Америку, погряз в долгах и пытался вылечить тяжелобольную мать. Задавленный обстоятельствами с нескольких сторон, он принял предложение таинственного Вербовщика (Кон Ю) и отправился на остров участвовать в беспощадных играх. С виду безобидные детские забавы превращались в кровавые разборки. Всего было 456 участников, Сон победил, заработал 45,6 млрд вон, но счастливее не стал.
Мать главного героя умерла, а страшные испытания и смерти ставших друзьями товарищей по играм на острове снова и снова возвращаются к нему во снах. Сон рассчитывает раз и навсегда остановить страшную забаву, которая так нравится богачам. Он купил собственный отель, закупился оружием и обратился за помощью к бывшему кредитору, господину Киму (Ким Бом-нэ). Каждый день бандит и его шестерки бродят по станциям Сеула в надежде встретить Вербовщика. В это же время полицейский Хван Джун-хо (Ви Ха-джун), который узнал, что его пропавший много лет назад брат Хван Ин-хо (Ли Бён-хон) является Ведущим игр, пытается вернуться на остров, куда привозят 456 участников. Курсирование по морю рядом с Сеулом не дает никаких результатов. Волей случая Хван и Сон сталкиваются и понимают, что хотят одного и того же — окончания игр.
Добраться до Ведущего и его помощников в Сеуле Сону не удается. Приходится снова участвовать в кровожадных играх в надежде образумить находящихся в бедственном положении людей. В это же время Хван вместе с командами бандитов и бывших военных пытается отыскать злополучный остров и успеть вытащить Сона.
«Игра в кальмара» стала флагманским шоу Netflix, хотя едва ли боссы стриминга делали на южнокорейский сериал большие ставки. С другой стороны, «Тьма» и «Очень странные дела» — тоже рискованные проекты. Детище Хван Дон-хёка, а он является и автором сценария, и режиссером всех эпизодов первого и второго сезонов, стало хитом во всем мире. «Игра в кальмара» вышла в самое подходящее для сериала о страшном социальном неравенстве время — после пандемии коронавируса, когда многие бизнесы были вынуждены закрыться, а тысячи людей остались без работы. Может быть, не все зрители находились в таком отчаянии, чтобы отправиться на остров и убивать конкурентов в борьбе за миллиарды, но понять мотивы героев было легко.
Классовое неравенство и разрыв в финансовых возможностях вообще стали одной из главных тем 2010-х и 2020-х. Вслед за «Паразитами» появились «Треугольник печали» и «Белый лотос», о той же проблеме говорили «Сквозь снег» и «Магазинные воришки». В Южной Корее вопрос стоит особенно остро, но это глобальная беда.
Хван Дон-хёк рассказывал, что во время съемок первого сезона из-за стресса у него выпадали зубы. Работа над продолжением также в основном приносила головную боль и бесконечные звонки от представителей Netflix. Автора сериала по-настоящему жалко, но и второй сезон «Игры в кальмара» ожидаемо стал хитом. Уже на третий день после премьеры проект стал самым просматриваемым во всех 93 странах, где Netflix собирает данные о просмотрах. Продолжение, к счастью, не придется снова ждать три года — третий сезон появится до конца 2025-го.
Второй сезон «Игры в кальмара» — случай любопытный. С одной стороны, продолжение во многом повторяет рецепт первых эпизодов, так что это почти ремейк. С другой, новых персонажей предостаточно, так что это и полноценный сиквел. Два первых эпизода рассказывают о попытках Сона и Хвана добраться до организаторов игр, следующие пять — снова жестокие соревнования не на жизнь, а на смерть.
Что повторилось? Снова Сон Ги-хун оказывается на злополучном острове, а бывший полицейский Хван пытается туда пробраться и встретиться с братом. Гигантская кукла с датчиками движения в глазах никуда не делась, а игра, напоминающая «Море волнуется раз», всё еще кровавая. Социальное неравенство, как мы прекрасно понимаем, тоже никуда не улетучилось — все участники должны кредиторам миллионы, если не миллиарды вон, так что дома ждут исключительно крупные проблемы.
Но хватает во втором сезоне и нововведений. В первую очередь перед нами свежий состав участников. Среди 456 борцов за крупный куш есть: полоумная шаманка Сон Нё (Чхэ Гук-хи); ютубер и неудачливый криптоблогер Ли Мён-ги (Им Щи-ван), а также его беременная подруга Ким Джун-хи (Чо Ю-ри); рэпер с фиолетовыми волосами и неплохим знанием английского Танос (Чхве Сын-хён); хороший приятель Сона Джун-бэ (Ли Со-хван); бывший спецназовец, а ныне трансгендерная женщина Хёнджу (Пак Сон-хун); погрязший в долгах сынуля-гэмблер (Ян Дон-гын) и его заботливая мамочка, которая пережила еще Корейскую войну. Поскольку многие участники игр знакомы друг с другом, во втором сезоне хватает мелодраматических эпизодов выяснения отношений. Заметно изменился Сон Ги-хун. Он вроде бы и главный герой, но повествование постоянно отвлекается на других. Теперь Сон превратился в лидера, который хочет вести за собой, в борца против системы. Вот только слышат его далеко не все.
Важной новой темой стала мнимость выбора. Есть ли он на самом деле у людей в отчаянном положении? Во втором сезоне участники постоянно пользуются третьим правилом игр. После каждого нового состязания они голосуют за продолжение соревнований или их окончание. Участники разбиваются на два лагеря: жадные и кровожадные О, желающие поскорее унести ноги с острова Х. Без разборки на вилках не обойтись.
Второй сезон обрывается на полуслове, так что самые интересные события еще впереди. Автору сериала Хван Дон-хёку удалось вполне успешно сохранить дух проекта, но при этом и не слишком сильно повторяться. Это всё еще бодрое и актуальное зрелище, в котором игры на выживание становятся большой проверкой на человечность. Также проект продолжает высвечивать обратную сторону капитализма, в котором никаких особых перемен не намечается. Второй сезон периодически обвиняют в плакатности, но ведь и первый сезон «Игры в кальмара» был не самым интеллектуальным сериалом на свете. Лобовой месседж здесь компенсируется кровавой динамикой и ловким сценарием.