Человек с улыбкой акулы: Портрет Майкла Фассбендера
Какой образ Майкла Фассбендера вы вспоминаете, услышав имя актера? Мускулистый Стелиос из «300 спартанцев»? Лейтенант-кинокритик Хикокс из «Бесславных ублюдков»? Мутант Магнето из «Людей Икс»? Робот Дэвид из «Прометея»? Или сексоголик Брэндон из «Стыда»? Актер, геймер, гонщик, киноман — Фассбендер утверждает, что не он выбирает роли, а роли выбирают его. Что ж, давайте поближе познакомимся с человеком, которому так повезло в жизни. Сегодня Майклу исполнилось 46.
Мальчик с буйной фантазией
Про родителей актера хочется сказать что-то в стиле «сошлись огонь и лед». Отец-немец и мать-ирландка — воистину взрывная смесь, о которой Фассбендер впоследствии говорил: «Немецкая часть меня хочет всё держать под контролем, тогда как ирландская — жаждет хаоса!» Майкл родился 2 апреля 1977 года и первые два года жизни провел в Германии, а затем семья переехала в ирландский Килларни, город, считающийся одним из самых чистых в Ирландии.
Иосиф, отец Майкла, управлял рестораном и великолепно готовил, так что дома всегда была вкусная пища. Мать Адель, работавшая вместе с мужем, стала причиной любви Майкла к кинематографу. Она обожала американские фильмы 1970-х и, когда выдавалось свободное время между работой в ресторане и домашними заботами, ходила в кино, иногда с сыном. По иронии судьбы ее любимым режиссером был Райнер Вернер Фассбиндер, но, несмотря на созвучные фамилии, никакого родства с немецким классиком у Майкла нет. Вот с кем есть (якобы), так это с ирландским революционером Майклом Коллинзом, — по крайней мере, так утверждал дед Фассбендера. Адель приходилась главе революции внучатой племянницей. И раз дедушка так сказал, то Майкл верил. Несмотря на такое знаменитое родство, политика в доме никогда не обсуждалась.
Пятилетнему Майклу приходилось играть с соседскими детьми, которые были на 3-4 года старше. «Я проводил много времени в компании собственной фантазии, придумывая свои миры», — вспоминал позже актер. В 12-летнем возрасте Майкл получил важное задание: открывать по утрам церковь (для чего получил ключи), присутствовать на всех литургиях, свадьбах и отпеваниях, а затем запирать здание на ночь. «Пару раз я проспал. И вся община ждала меня возле церкви. Приезжали американские священники, я носился с ключами туда-сюда. Подумать только, ЧТО мне доверили. Но можно сказать, что таков был мой первый опыт работы с публикой, на сцене. Приходилось иметь дело с очень магическим ритуалом, почти театральным — вся эта неопределенность реальности, идея о превращении вина в кровь, а хлеба в плоть», — делился Фассбендер.
Кино, фрустрация и подростковый кризис
Подростком Майкл увлекся «Звездными войнами», и в его комнате появились модели АТ-АТ, «Тысячелетнего сокола» и деревеньки эвоков (актер утверждает, что они до сих пор хранятся у него). Относительная независимость от родителей у Фассбендера появилась в 16 лет, когда он переехал в квартиру над семейным рестораном. «Это было очень круто. Я не прикалывался. Я действительно уважал их за разрешение жить вот так. Это был честный компромисс, ведь я всегда был больше склонен работать, нежели заниматься академическими исследованиями. Сестра моя, напротив, обожала читать, была любознательной, очень умной с раннего возраста. А меня больше привлекали воображаемые миры и возможность что-то делать своими руками», — говорил в интервью актер.
Мама не рекомендовала Майклу смотреть «Челюсти», поскольку думала, что сын испугается. «Да пусть смотрит, что с ним станется-то!» — сказала бабуля и отправила внука на фильм Спилберга. Ночью юному зрителю было страшно, несмотря на полное отсутствие рядом воды. Была еще история с фантастикой «Флэш Гордон»: когда картину привезли в кинотеатр Килларни, Майкл с сестрой и отцом отстояли огромную очередь, но так и не попали из-за аншлага. Фрустрация из-за фильмов продолжалась с появлением видеомагнитофонов: «Мы взяли в прокате „Инопланетянина“, но почему-то кассета не желала проигрываться. Так что среди моих первых киношных воспоминаний сплошные расстройства».
Во многом на Фассбендера повлиял фильм «Супермен» с Кристофером Ривом. Но к этому персонажу мы еще вернемся, а пока посмотрим, как Майкл вспоминает себя подростком: «Я никогда не считал себя симпатичным. Думал, что я, пожалуй, ничего такой. Подростком я страдал от жутких прыщей, но, к счастью, теперь у меня их не бывает. С волосами тоже была беда, они были очень длинные. По большей части я завязывал их в хвост, но они постоянно выбивались и ерошились на макушке».
Обычно актеры рассказывают, что хотели играть еще в детстве, но это не тот случай. В 17 лет Майкл Фассбендер не имел понятия о своем будущем: «Я был довольно бестолковый и легкомысленный. Носил длинные волосы, хотел стать гитаристом в хэви-метал-группе. Еще можно было пойти на архитектора, но я даже рисовать не умел. Оставалась журналистика — и, возможно, я бы и занимался ею, вместо актерской профессии». К счастью, в школе подоспела постановка «Золушки», и Майкл получил роль одной из злобных сводных сестриц героини. Парик не требовался — волосы и без того были длинные. Скажем спасибо, что Фассбендер, сколотивший-таки группу со своим товарищем, так и не смог найти ударника и бас-гитариста. Килларни, может, и чистый город, но очень маленький.
Путь к «Сцене»
Мир театра для неудавшегося гитариста открыл Донни Кортни, бывший ученик колледжа, в который ходил Майкл, и преподаватель. Кортни устроил внеклассные занятия, на которых дал ребятам представление о театре, и пригласил заинтересованного Фассбендера присоединиться к его труппе. Так всё еще 17-летний Майкл начал постигать актерское мастерство — от пантомимы до импровизаций. Затем сколотил собственную труппу с друзьями и под влиянием просмотренного фильма Квентина Тарантино поставил «Бешеных псов». Тогда же он заявил родителям, что хочет стать актером. Те попросили его для начала получить высшее образование. Фассбендер уехал в Лондон и три года учился актерскому мастерству в Drama Centre. На жизнь он зарабатывал, вкалывая барменом, и с трудом сводил концы с концами. «Если ты выжил в Лондоне, то выживешь везде», — Фассбендер пришел к такому выводу и позже признавался, что три года жесткой экономии научили его ценить каждый пенс.
Своей первой работой в кино актер считает сериал «Братья по оружию», спродюсированный Стивеном Спилбергом. К началу нулевых Фассбендер уже закончил обучение в школе драмы, но толковой работы по профессии не было, и он работал грузчиком на заводе, пока не опомнился и не продолжил бегать по прослушиваниям. Так он и получил роль в «Братьях по оружию». «Я подумал, ну всё, вот она, пруха! Это ж Стивен Спилберг! Я теперь всё смогу! Но нас, таких, как я, оказалось много, и после съемок я вновь оказался без работы», — вспоминал актер. Иногда он думал, что надо бы самому открыть бар, раз уж он давно в этом деле. Перебиваясь съемками в сериалах, Фассбендер в 2004-м попал в проект «Ведьма». Роль падшего ангела Азазеля породила вал фан-сайтов в интернете, о которых актер отзывался положительно.
Через несколько месяцев Фассбендер оказался на съемочной площадке голливудского блокбастера «300 спартанцев» Зака Снайдера. Чтобы выглядеть как настоящий воин, актер два месяца приводил себя в форму, придерживался жесткой диеты и делал упражнения, от одного вида которых ему становилось физически плохо. Тем не менее результат был налицо.
Однако самое серьезное преображение поджидало впереди. В 30 лет Майкл Фассбендер получил роль заключенного из ИРА Бобби Сэндса в режиссерском дебюте Стива МакКуина «Голод». Эта роль потребовала потерять 18 килограмм (до 57 кг) и хорошей памяти: в фильме есть сцена длиной 17 с половиной минут, снятая одним дублем. В ней Бобби разговаривает со священником (его играет Лиам Каннингэм), и на Каннском фестивале, где состоялась премьера фильма (в секции «Особый взгляд»), этот эпизод называли не иначе как «Сцена» — вот так, с большой буквы. Чтобы снять Сцену, Каннингэм переехал к Фассбендеру, и каждое утро во время завтрака они разучивали текст. Критики встретили картину тепло, и Фассбендер едва не превратился в завсегдатая кинофестивалей, если бы не Квентин Тарантино.
Стать кинокритиком
Агент Фассбендера, прознав о новом проекте Тарантино, терроризировал режиссера с просьбой посмотреть его подопечного. Надо сказать, что Майкл нацелился на роль генерала Ланды — мы же помним о немецком происхождении? «Я вложился в это прослушивание полностью. Возвращался домой и по пять часов репетировал роль Ланды Брал уроки французского. Потом полетел в Берлин, где Квентин встретил меня словами: „Что ж, давай посмотрим на Хикокса!“ Я поинтересовался, можно ли посмотреть и на Ланду, но оказалось, что актер на эту роль уже взят. Так что я читал Хикокса довольно прохладно и без интереса. А через неделю мне предложили роль», — рассказал Майкл.
Фассбендер — весьма примечательная часть «Бесславных ублюдков». Он играл лейтенанта-кинокритика как кинозвезду 30-х годов: акцент, осанка, движения. Синефил Тарантино открыл Фассбендеру мир немецкого кино 1930–1940-х, и актер поразился, насколько мрачными и непростыми были эти картины. Режиссер, чей фильм он когда-то превратил в пьесу, тоже оказался невероятным. «Его энтузиазм и страсть в отношении кино заразительны, а потому работать с ним очень легко — ты знаешь, что парень, который управляет кораблем, держит всё под контролем», — говорил Фассбендер о Тарантино.
«Ублюдки» проложили Фассбендеру дорогу в Голливуд. Первые опыты будут не особо удачными — вестерн «Джона Хекс» провалится в прокате, хоррор ДжоэлаШумахера «Кровавый ручей» провалится с треском. Но к 2011-му Фассбендер наконец найдет себя в блокбастерах.
Большое кино
Когда Майклу было шесть или семь лет, он воображал себя Суперменом. У него даже костюм был, но родители так и не позволили ребенку полетать возле бассейна, и пришлось пытаться в комнате, прыгая с дивана. Чуть позже под влиянием фокусника Ури Геллера Майкл предпринимал попытки манипуляций с металлом: «Как и в случае с полетами, я убеждал себя, мол, ну разве вы не видите, ложка же согнулась немного! Но кроме меня обычно в комнате никого не было».
В 2011 году Фассбендер стал настоящим героем больших комиксов Marvel. Режиссер Мэттью Вон перезапускал франшизу «Люди Икс» и находился в поисках актера на роль Эрика Леншерра, мутанта Магнето. Вон увидел одно из прослушиваний Фассбендера в какой-то другой фильм и пригласил попробоваться. «Режиссер прислал мне сценарий, причем совершенно секретно — приехал человек, передал его, и надо было за два часа прочитать, а потом человек забрал сценарий. Но мне он понравился, я записал пробу и попытался убедить продюсеров, что подхожу на эту роль», — вспоминал Майкл позже.
Отчасти Фассбендеру пришлось повторять роль Иэна МакКеллена, который играл Магнето в оригинальных «Людях Икс», но режиссер не требовал точного воплощения. В итоге «Люди Икс: Первый класс» не только оживили прокат, но и стали примером отличного броманса на экране: дуэт Фассбендера с Джеймсом МакЭвоем в роли профессора Ксавье разнесся по соцсетям и обратился тучей мемов. Фассбендер получил звание открытия года по версии журнала GQ — помимо «Людей Икс», тогда же вышли «Джейн Эйр», «Опасный метод», «Нокаут» и «Стыд» с его участием. Слава накрыла актера с головой, а благодаря очередному сотрудничеству с МакКуином он получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале за «Стыд». Жизнь окончательно наладилась.
В 2012-м Фассбендер сыграл коварного андроида Дэвида в «Прометее» Ридли Скотта, увековечив себя в еще одной популярной франшизе. Он смотрел, как Шон Янг играет репликанта в «Бегущем по лезвию», и обнаружил в ней намек на грусть. Актеру понравилась эта черта, и он решил добавить ее в свою роль. Вторым источником вдохновения стал Дэвид Боуи, которого Майкл очень любит. Грустный Дэвид был лишь одним из роботов серии, так что в продолжении «Прометея», «Чужом: Завете», у Фассбендера было уже две роли — добавился Уолтер, «хороший» андроид, которому предстояло сделать неприятное открытие.
Между «Чужими» Фассбендер попробовал себя в качестве продюсера фильма «Кредо убийцы», в котором также снялся в главной роли. Эта картина могла бы снять проклятие, довлеющее над голливудскими экранизациями видеоигр, но, увы, зрители и критики картину не приняли. После съемок в детективе «Снеговик» и в последнем выходе в роли Магнето в «Темном Фениксе» Фассбендер взял перерыв от кино.
О своей личной жизни актер говорить не любит — он хочет, чтобы его воспринимали как серьезного актера, а не персонажа светской хроники. В 2014-м на съемках драмы «Свет в океане» Фассбендер начал встречаться со шведской актрисой Алисией Викандер. Актеры максимально долго хранили свой роман в тайне от прессы, да и сейчас, когда уже весь мир знает об их союзе, нечасто радуют поклонников совместным появлением на мероприятиях.
В мае 2017-го Майкла можно было увидеть на гонках Ferrari Challenge Coppa Shell, в 2019-м он стал частью немецкой команды Porsche, в 2021-м принял участие в European Le Mans Series. Вряд ли он гонялся за победой — скорее всего, прельщало участие. Во время съемок крупных проектов студийные страховщики запрещают актерам любые риски, так что за пределами съемочных площадок у Фассбендера получилось капитально отвести душу.
В 2023-м Фассбендер вернется на большие экраны в спортивной комедии Тайки Вайтити «Следующий гол — победный», где Майкл играет тренера Томаса Ронгена, который пытается работать со сборной Американского Самоа по футболу, самой слабой командой в мире. Среди будущих работ Фассбендера — сиквел культовой картины «Кунг Фьюри», экранизация комикса «Убийца», которую снял Дэвид Финчер, а также триллер «Надежда» На Хон-джина, где Майкл вновь сыграет со своей супругой Алисией Викандер. Актер не сбавляет обороты и наверняка еще не раз удивит своих поклонников новыми ролями.