Король бейсбола, соула и Ваканды: Как Чедвик Боузман стал главным чернокожим актером последних лет
Вспоминаем, к несчастью, недолгий карьерный путь хорошего человека и хорошего актера Чедвика Боузмана: как режиссерские амбиции обернулись актерской номинацией на «Оскар», какую роль в его собственной судьбе сыграла благотворительность и почему его последние работы кажутся пророческими.
До Ваканды: Шекспир, хип-хоп и режиссура
«Он проводил исследования, знал, кто до него работал над теми или иными темами, постигал ритуалы и историю, погружался не только в африканские, но кеметские и иудео-христианские традиции. Он отлично знал Ветхий и Новый Заветы, изучал иврит. Мог рассказать очень личную историю в широком контексте обычаев и культур», — так отзывается о Чедвике Боузмене Дэниэл Бэнкс, театральный режиссер, который поставил на сцене самую популярную из написанных Боузманом пьес, — «Глубокая лазурь» (Deep Azure).
Не удивляйтесь, Чедвик действительно был весьма успешным драматургом и даже не собирался становиться актером. Он поступил на исполнительский факультет лишь для того, чтобы изнутри понять, как работать со съемочной группой. А его главной целью была режиссура.
Есть классическое представление о режиссере как демиурге и интеллектуале, который должен разбираться во всем, чтобы создать объемный мир, заставить его жить по придуманным правилам и при этом сказать что-то новое публике. Боузман вполне соответствовал таким представлениям о профессии.
Чедвик — выходец из небогатой семьи, его родители даже косвенно не принадлежат к миру искусства. Это кажется не слишком важным фактом, но добавляет к его образу дополнительный штришок. Парень из городка Андерсон в Южной Каролине добился невероятных успехов сам: погружаясь в процесс с головой, отдавая всего себя сначала учебе, потом работе. Не стоит думать, что ему удалось запрыгнуть в башню из слоновой кости и не видеть проблем окружающего мира и афроамериканского сообщества. Свою первую пьесу «Перекресток» он написал еще в школе — и эта драма была реакцией на убийство одноклассника. Его самая востребованная постановка — вышеупомянутая «Глубокая лазурь» — тоже рассказывает об убийстве. Действие разворачивается вокруг девушки с анорексией, которая переживает смерть своего жениха-афроамериканца — его застрелил чернокожий полицейский. Эта история произошла в действительности со студентом университета Говарда (не Гарварда), когда Боузман там учился.
Именно в Говарде он получил степень бакалавра изящных искусств. Примерно в то же время Чедвик окончил драматическую академию при Оксфордском университете, попав туда почти чудом. Историю этого везения Боузман до какого-то момента держал в секрете: его учебу, как и нескольких других бедных студентов, оплатили благотворители. Как выяснилось позже, одним из жертвователей был актер Дензел Вашингтон. Спустя годы эта история закольцевалась: Вашингтон выступил продюсером фильма «Ма Рейни: Мать блюза», последнего фильма Чедвика, за который тот получил посмертную номинацию на «Оскар». Но эти совпадения не так уж важны. Важнее то, что Боузман отчаянно хотел учиться, делал это на отлично — и помощь пришла из ниоткуда.
До успеха «Глубокой лазури» его работы уже ставили на сцене — успешно прошло «Иероглифическое граффити», современный пересказ мифа об Аусаре (Осирисе): здесь древнеегипетские боги оказались в современном городе. Эту пьесу выпустили в издательстве Питтсбургского университета в 2005-м — в аннотации к ней говорится, что Боузман принадлежит к новой волне социально ответственных драматургов и что он сделал очень много для направления хип-хоп-театра. Его пьесы совмещают шекспировский накал страстей, злободневность, интертекст и качающий ритм.
Чедвик, кстати, и сам блистал на подмостках в главных ролях в пьесах Шекспира, который стал для него как автора одним из основных источников вдохновения: в «Ромео и Джульетте» ему досталась роль Ромео, в «Макбете» — Малкольма. Обе работы — с Национальной шекспировской труппой Нью-Йорка.
В 2008-м Боузман переработал «Глубокую лазурь» в сценарий для фильма и переехал в Лос-Анджелес, чтобы заняться съемками, но не вышло: помешала, как ни забавно, набравшая обороты собственная актерская карьера.
В течение нескольких лет Чедвик сыграл в нескольких сериалах: «Законе и порядке», «Холодном деле», «CSI» и других. Если вы хоть что-то читали о Боузмане, то наверняка знаете, что его уволили из шоу «Все мои дети» за попытки бороться с расистскими стереотипами в сценарии. Смешно, что затем этой же роли по той же причине лишился и Майкл Б. Джордан, вместе с которым Чедвик позднее сошелся в «Черной Пантере».
Т’Чалла: единственный кандидат
Первый чернокожий игрок в высшей бейсбольной лиге, король фанка и крестный отец соула, первый афроамериканец в Верховном суде США — кажется, что, оценив актерский талант Чедвика, студии решили, что ему нужно сыграть всех легендарных афроамериканцев.
Сам Боузман признавался, что после первого же байопика — «42» о Джеки Робинсоне — хотел на долгое время отойти от биографического кино. Но режиссер Тейт Тейлор видел в роли Джеймса Брауна только Боузмана и никого другого. Когда фильм «Джеймс Браун: Путь наверх» вышел, зрители и критики оценили этот выбор.
О Боузмане не ходит баек, как, например, о Кристиане Бейле, — дескать, тот на съемочной площадке откликается только на имя персонажа. Однако очевидно, что Чедвик вживался в роли с головой: проводил глубокие исследования, разбирался в мотивах героев и пытался найти точки пересечения. Актер неузнаваем в каждом новом образе, но у всех его персонажей есть что-то общее: все они, каждый по-своему, — люди с четким кодексом принципов и моральным компасом.
Позднее Чедвику досталась забавная роль в фэнтези-пеплуме «Боги Египта», фильме, который разгромили, кажется, все. Но даже тут Боузман умудрился получить похвалу: «кажется, он единственный из актеров понимает, что делает» (Collider).
А затем начались «Мстители».
На самом деле говорить о появлении Боузмана и его Т’Чаллы в фильмах про Гражданскую войну и финальных «Мстителях» не хочется, просто потому что есть более важный и яркий предмет для обсуждения — сольная «Черная пантера». Первый комикс, номинированный на «Оскар» за лучший фильм, первый миллиардный блокбастер, в котором практически все роли играют чернокожие актеры — так называемый blackbuster. Но главное — впечатляющее кино, лента, которая хоть и снята во вселенной «Мстителей», отличается от остальных работ серии.
Из разряда «это интересно»: Боузман получил роль Черной пантеры без проб. Это нетипичная история для Marvel: Крис Хемсворт, Крис Эванс и даже Роберт Дауни мл. проходили прослушивания, прежде чем их утвердили. Боузману же хватило впечатляющего актерского опыта последних лет и творческого пути в целом, чтобы студия сразу же пригласила его. Как рассказывают в Variety, между впервые произнесенным именем Боузмана на обсуждении претендентов и звонком актеру прошло меньше суток.
«Величайшее наследие этого фильма заключается не в том, что он значит для Marvel, Голливуда или кассовых сборов, а в том, что он значит для культуры», — пишут журналисты Vox. Западная популярная культура не предлагала нам иных интерпретаций Африки, кроме как материка, где расположились страны третьего мира, в лучше случае аграрные, в худшем — отсталые. У массового зрителя не было даже шанса взглянуть на Черный континент под другим углом — как на место силы с многовековой культурой, красотой природы и местных жителей. Но и это не всё: главный идейный конфликт фильма, представленный в столкновении Т’Чаллы и Киллмонгера, отразил два полярных взгляда на проблемы чернокожего населения в США и мире.
Но феномена всё равно бы не случилось, если бы фильм ограничился рисованными афрофутуристичными видами Ваканды и манифестацией актуальных идей. Всем идеям нужен носитель. Им и стал Т’Чалла в исполнении Боузмана.
Король Ваканды, как и Черная пантера, — сменная должность. За фильм ее успевают занять три человека. Но именно Т’Чалла оказался подходящим королем, которого заслужила Ваканда и который не оставил без помощи чернокожее население всего мира. Т’Чалла отличается от многих героев Marvel надломом, постоянным сомнением. Это живой, думающий, страдающий персонаж, который до конца остается хорошим человеком. Мысли Тони Старка о себе и судьбах мира привели к появлению Альтрона, зачатки рефлексии Тора — к запою в сторожке. Размышления Т’Чаллы заставили его искать пути для решения, казалось бы, неразрешимых проблем: предпринимаемые им шаги не идеальны, но он стремится улучшить жизнь граждан Ваканды, не навредив. Ему, в отличие от остальных Мстителей, недостаточно пришедшей в голову мысли, чтобы разворотить мир. Но психологический портрет Т’Чаллы можно составлять долго, главное, что он тот герой, который был нужен чернокожей аудитории фильма. Пусть африканец — редкий гость на слетах супергероев, но зато толку и рассудительности от него куда больше, чем от остальных. Может быть, потому, что он носит многовековую культуру, но в отличие от Тора лишен божественной составляющей?
После смерти Чедвика фильм, конечно, обрел еще больший надлом, а герой стал монументальнее — теперь при просмотре образ, созданный Боузманом, не ассоциируется с интервью или постами в соцсетях, он превратился в символ.
После: Спайк Ли и посмертный «Оскар»
Cлишком театрализованный, тесный и душный фильм «Ма Рейни: Мать блюза», за который Боузмана номинировали на «Оскар» этого года, не слишком хорош как режиссерская или сценарная работа. Есть ощущение, что пьесу забыли адаптировать для киноэкрана. Его сильная сторона в актерских работах, среди которых перфоманс Боузмана — самый впечатляющий.
Несмотря на Ма Рейни, вокруг которой вращается действие, именно саксофонист Леви становится главный героем этого безмерно патетического фильма. Однако патетика, которая исходит из его уст, наполнена болью и безумием. Мы видим не только то, какой герой сейчас, — надломленный, сложный и странный, с раздражающей манерой много трепаться и лезть не в свое дело. Чедвик умудрился показать нам и того Леви, которым тот мог бы быть: надоедливым весельчаком, которому ничего не стоит покорить девчонку и придумать пару песен в перекур, любителем хороших ботинок. Не случись страшной истории в его детстве, он был бы таким, а не жутким в своем веселье, с ножичком за пазухой. К сожалению, этот весельчак показывается перед нами совсем ненадолго и сменяется на того парня, которого за выломанной дверью ждет бетонная стена.
Посмертный «Оскар» может служить не только признанием той роли, за которую его вручили. Он может быть знаком того, что индустрия осознает, как много она потеряла. Если Чедвику присудят «Оскар» за роль Леви, это будет справедливо по ряду причин. Он выдающийся актер, который наверняка получил бы не одну статуэтку и, может быть, не только за игру, но и за режиссуру. Но его роль в «Ма Рейни: Мать блюза» заслуживает наград и без учета трагедии.
Помимо камерной драмы об одном дне из жизни блюз-музыкантов, в 2020-м Чедвик сыграл в военной драме Спайка Ли «Пятеро одной крови» (фильм, кстати, тоже номинирован на «Оскар», но только за лучший саундтрек). Злободневный и остроумный фильм о друзьях, воевавших во Вьетнаме, тоже смотрится весьма своеобразно, если помнить, что это одна из последних актерских работ Боузмана: здесь он играет пятого погибшего друга. В эпизодах, которые происходят сейчас, друзья носят с собой его черно-белое фото, сам он появляется во флешбеках.
Несмотря на то, что Чедвик скрывал от коллег, что болен, его последние фильмы обрели особый и, что уж тут, трагичный символизм. Как и в случае с Черной пантерой, от этого его персонажи обрели еще большую монументальность, стали символами — взгляда в будущее и неизбывных последствий расизма, вдумчивости и героизма.
Постскриптум
Мы не рассказали о Боузмане как активисте и благотворителе. Он помогал больным онкологией, когда началась пандемия, поддерживал тех американцев, которые работали на промышленных предприятиях и оказались в группе риска. Он обращал внимание своих многочисленных подписчиков в соцсетях на те проблемы, которые без общей помощи не решить.
После выхода «Черной Пантеры» телеведущий Джимми Фэллон провел небольшой проект для своего шоу — попросил зрителей записать обращение к Чедвику Боузману. Что бы они хотели сказать актеру после просмотра фильма? Зрители благодарили актера за то, что он подарил им героя, которого они ждали так давно, рассказывали, как важен Т’Чалла для каждого из них. Но они не подозревали, что Чедвик слушает каждое из них, стоя за занавеской, и выйдет, чтобы ответить им лично.
Это короткое видео многое говорит о том, что значил Чедвик для своих зрителей, и почему та огромная работа, которую он проводил перед каждым проектом, была не напрасна.