Опубликовано 28 марта 2021, 05:05
6 мин.

Брендан Глисон: Ирландец на грани нервного срыва

Поделиться:
Брендан Глисон: Ирландец на грани нервного срыва

29 марта Брендану Глисону исполняется 66 лет. Рассказываем об одном из главных ирландских актеров современности.

Брендан Глисон далек от типажа рок-звезды вроде Бена Аффлека или Джонни Деппа. Он не из тех, чьи взрывной характер и харизма могут так же стремительно похоронить карьеру, как ее и возродить. Но и не из тех, кто всегда был в свете софитов, не прирожденный артист первого плана, каким можно назвать ДиКаприо или Тома Круза. Слишком неуклюжий, полный, а с отпущенной рыжей бородой — еще и неотесанный. Примерно это же ему и сказал голливудский агент после знаковой роли в «Храбром сердце» Мэла Гибсона, подчеркнув, что тот никогда не станет известным. Но не угадал.

Католическая семья, игра на скрипке и пьесы Беккета

История Брендана Глисона — это история работы над собой и титанического терпения. Как и Кристофу Вальцу, своего звездного часа ему пришлось дожидаться несколько десятков лет. Актер родился в Дублине в католической семье и с детства полюбил литературу (особенно он зачитывался пьесами Самюэля Беккета), а также игру на скрипке. Первое выльется в одну из его дебютных постановок — школьный спектакль «В ожидании Годо», второе — не только в яркий эпизод из «Холодной горы», но и в знакомство с традиционной ирландской музыкой, которая по своей сути очень похожа на его роли: «Мелкий шрифт — из этого состоит вся ирландская музыка. Дело не в броскости, а в незначительных вариациях… Мне потребовалось два года, чтобы понять разницу между джигой и рилом. Они звучат одинаково, но стоит только вникнуть, как не сможешь оторваться».

Кадр из фильма «Холодная гора»

Кадр из фильма «Холодная гора»

реж. Энтони Мингелла, 2003

Среднее образование Глисон получил в школе Святого Иосифа в Фэйрвью, где был участником театральных курсов. А уже после выпуска из дублинского колледжа он стал бакалавром по специальности английского и ирландского языка и отправился в Лондон, чтобы учиться в Королевской академии драматического искусства.

Несмотря на удачную попытку закрепиться в столице Великобритании и участие в успешных постановках, следующие 10 лет он занимался преподаванием в дублинской школе и игрой в местных театрах. Особо на него повлияло знакомство с драматургом Полом Мерсье, с которым он состоял в одной труппе Mercier’s Passion Machine. Именно в рамках этого объединения актер набирался опыта перед первыми ролями в кино.

Позднее начало кинокарьеры

«Бытует мнение, что однажды я вышел из школьного класса и сел в самолет до Лос-Анджелеса», — шутит артист. На самом деле всё было куда сложнее. С четырьмя детьми полностью отдаваться профессии было невозможно, требовались деньги на содержание большой семьи, а потому даже театральные постановки с Мерсье оставались на полулюбительском уровне. Глисон никогда не хотел быть бездельником, который ждет, когда ему позвонят, поэтому ему приходилось всеми силами самому решать проблемы. И вот к середине четвертого десятка Брендан, замеченный благодаря выступлениям в театрах, впервые снимается в большом кино — в фильме Джима Шеридана «Поле» (1990). Картина даже удостоилась номинации на «Оскар» за лучшего актера — был отмечен Ричард Харрис, который, как и Глисон, позже исполнил одну из ключевых ролей во франшизе «Гарри Поттер».

События стремительно развиваются: через 2 года — роль в вестерне Рона Ховарда «Далеко-далеко», затем — «Храброе сердце» Гибсона, где уже сорокалетний актер сыграл товарища Уильяма Уоллеса. В этот период Глисон почти всегда выступает на втором плане: в «Миссия невыполнима 2» всё зрительское внимание приковано к Тому Крузу, в спилберговском «Искусственном разуме» — к Джуду Лоу и Хэйли Джоэлу Осменту, а у Скорсезе в «Бандах Нью-Йорка» каст наполовину состоит из звезд уровня ДиКаприо и Дэниэла Дэй-Льюиса. Словом, успех есть, но узнаваемость за ним пока не следует. Зато уже вырисовывается некая закономерность. Что Хэмиш Кэмпбелл, что Уолтер «Монах» Макгинн — личности жестокие и источающие маскулинность, но не лишенные, как и «однообразная» ирландская музыка, двойного дна.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка»

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка»

реж. Мартин Скорсезе, 2002

Своего персонажа из «28 дней спустя» Глисон хотел сделать не просто деревенщиной и мужланом, каким он может показаться зрителям на первый взгляд, но и человеком с большим сердцем. Похожая трансформация происходит и с Аластором Грюмом в нескольких частях «Гарри Поттера». Оба они — герои внешне, возможно, отталкивающие, но строго следующие своему моральному кодексу и уже потому привлекательные. Их суровость не исключает чувственности и при необходимости жертвенности характера — просто пробиться таким романтическим чертам сложнее из-за надетой поверх маски, обманчивого образа. «Я склонен искать хорошее в плохих людях и плохое в хороших людях, чтобы сделать их более человечными», — это актерское кредо будет заметно, кажется, во всех его персонажах.

Братья МакДона

Подобный типаж куда интереснее раскрывается в работах об Ирландии или про ирландцев: «Голгофа», «Однажды в Ирландии», «Залечь на дно в Брюгге». Вообще Глисон — настоящий патриот. Одной из своих важнейших работ он считает «Хвост тигра», который предвещал большой экономический кризис в стране. В 2006 году на «Очень позднем шоу с Джеймсом Корденом» он разразился тирадой против действующей системы здравоохранения, а во время речи на одной из главных площадей Дублина произнес эффектный монолог о тяжелых временах в стране и необходимости единения. Его давняя мечта — экранизация, по мнению многих, неэкранизируемого ирландского романа At Swim Two Birds, где должны сыграть главные национальные актеры: от Киллиана Мерфи до Майкла Фассбендера. Это произведение, как считает Глисон, идеально передает суть страны и ее жителей.

Кадр из фильма «Однажды в Ирландии»

Кадр из фильма «Однажды в Ирландии»

реж. Джон Майкл МакДона, 2011

Именно в фильмах братьев МакДона его мейнстримные образы суровых бородатых мужчин обретают новые смыслы (вдвойне важно, что здесь Глисон начинает заслуженно выходить на первый план). В «Однажды в Ирландии» ему досталась роль тучного циничного полицейского из глубинки, который отталкивает своей неполиткорректностью и грубостью, но, как позже выяснится, тяжело переживает грядущую смерть матери и просто пытается иронизировать над безжизненной серой реальностью. «Залечь на дно в Брюгге» — и вовсе переосмысление шаблонного гангстерского типажа. Два киллера отсиживаются в Бельгии после неудачного убийства и пытаются не умереть от скуки: персонаж Колина Фаррелла лишь жалуется и считает дни до отъезда, а вот герой Глисона, напротив, ходит по галереям, любуется архитектурой и рассуждает о бытии. Наконец, «Голгофа» — трогательная черная комедия о священнике, который узнает, что скоро к нему придет маньяк. Эта история актуальна для Глисона не только из-за католического воспитания, но и из-за того, что в детстве его домогался член религиозной общины.

Вера не в везение, а в собственные силы

Всех этих персонажей объединяет отчаянное стремление к жизни по правде, по собственным законам, которые помогают им удержаться на плаву. Каждый из них — в шаге от нервного срыва, от потери веры, от разочарования в жизни и самоотречения. Но внешняя несгибаемость Глисона даже в одиозном образе стойкого криминала Мартина Кэхилла из «Генерала» берет верх над внутренним надломом, пусть в финале его и ожидает смерть. Такие характеры у Глисона встречались раньше (упрямый Черчилль в «Навстречу шторму») и появляются в фильмографии до сих пор (спившийся детектив Билл Ходжес из «Мистера Мерседеса», который обретает второе дыхание во время поиска маньяка, а также герой исторической драмы «Одни в Берлине», бросивший вызов Гитлеру и нацистскому режиму после смерти сына). Впрочем, теперь за одним исключением: хотя он по-прежнему блистает чаще в качестве актера второго плана его образ плотно засел в головах публики.

Кадр из сериала «Мистер Мерседес

Кадр из сериала «Мистер Мерседес

реж. Джек Бендер, Лора Иннес, Джон Дэвид Коулз, 2017

Но важнее, как внутренний стержень помог самому Глисону. Человеку, попавшему в большой мир кино в 34 года, постепенно перебравшемуся от второплановых ролей к сольным проектам и ставшему одной из главных звезд Ирландии. Если герой «Шестизарядного», эталонный глисоновский персонаж под шквалом злоключений, опустил руки и был спасен лишь силой случая, то актеру подобный финал точно не грозит. Жизненный девиз Глисона — вера не в везение, а в собственные силы и успех, достигнутый кровью и потом. На голливудскую экранизацию его история, может, и не тянет, но как урок трудолюбия — идеальный пример.

Новое в подписке

Лучшее в подписке