Опубликовано 03 октября 2025, 17:37
5 мин.

Без джокера в рукаве: Каким получился третий сезон сериала «Алиса в Пограничье»

Поделиться:
Без джокера в рукаве: Каким получился третий сезон сериала «Алиса в Пограничье»

После трехлетнего перерыва на Netflix вернулась «Алиса в Пограничье» — японский кровавый хит, построенный по лекалам популярного жанра королевской битвы. В отличие от первых двух сезонов, третий опирается на одноименную мангу Харо Асо лишь частично — в основу легли наработки из спин-оффа Alice in Borderland: Retry, но шоураннеры предпочли оригинальный сюжет полноценной экранизации. Рассказываем, получилось ли у финала удержать планку, заданную предыдущими эпизодами и почему в 2025-м японский сериал потерял свое безоговорочное лидерство над «Игрой в кальмара».

Алиса в Пограничье
Imawa no Kuni no Arisu
Рейтинг: 7.6IMDb: 7.8
Жанры: Боевики, Фантастика, Драмы
2020, 3 сезона
Япония, 18+
Режиссер: Синсуке СатоГлавные роли: Кэнто Ямадзаки, Тао Цутия, Нидзиро Мураками, Юки Моринага, Кэйта Матида, Аяка Миёси

С окончания жестоких испытаний в Пограничье прошло несколько лет. Жизнь Арису (Кэнто Ямадзаки) и Усаги (Тао Цутия), связавших себя узами брака, кажется идеальной: супруги съехались, Усаги нашла работу, а Арису поступил в университет и начал стажироваться в консультационном центре, где посетителям оказывают психологическую помощь. В общем, от убивающейся горем по отцу девушки и раздолбая-геймера не осталось и следа. Всё меняется, когда жертв падения метеорита в Сибуе приглашают поучаствовать в исследовании кафедры психопатологии: доцент Рюдзи Мацуяма (Кэнто Каку) изучает феномен клинической смерти, уверенный, что это приблизит его к разгадке тайны загробной жизни.

Многие из опрашиваемых упоминают игры и фейерверки, в том числе и Усаги. Очень скоро девушку начинают преследовать флешбэки из Пограничья, и Мацуяма решает этим воспользоваться — он заманивает Усаги обратно в мир безжалостных игр, пообещав, что там она сможет встретиться со своим отцом. Арису не остается ничего другого, кроме как последовать за возлюбленной прямиком в ад.

За три года мир Пограничья почти не изменился — это всё тот же опустошенный Токио, разве что джунгли, охватившие столицу Японии во втором сезоне, окончательно исчезли. Вместо локации трансформации подверглись правила. Теперь каждая игра — командное испытание, а состав участников определяется раз и навсегда во время первого раунда. Исчезли и определяющие характер игр карточные масти: соревнующиеся больше не могут выбирать, во что играть, да и передышку взять не получится — визы не предусмотрены в мире, которым управляет загадочный Джокер.

Так, новые испытания строятся скорее по законам обратной психологии и хитрости, нежели логики или силы. Если вторая еще дает о себе знать в условиях постоянной конкуренции, то первая окончательно выносится за скобки: прохождение игр, предполагающих рациональный подход, показано от лица команды Усаги, всегда действующей как бы на ощупь, интуитивно. В свою очередь, геймплей Арису, основанный на целесообразности и рассудительности, остается вне кадра, из-за чего складывается впечатление, что шоураннеры сами не смогли обосновать запредельное число выживших в его команде. Хорошо, что за них это сделали фанаты: в TikTok с геометрической прогрессией множатся ролики, поясняющие прохождение пограничных игр. Кстати, одна из них напрямую отсылает к испытанию, о котором рассказывала Саори (Аямэ Мисаки) в первом сезоне.

«Алиса в Пограничье»: трейлер, кадры, сюжет, рецензия

За продолжение также отвечал режиссер Синсуке Сато, набивший руку на экранизации «Тетради смерти», «Блича» и «Ганца». Сценарий был написан совместно с Ясуко Курамицу и Ёсики Ватабэ

Кадр из сериала «Алиса в Пограничье», 3-й сезон, реж. Синсуке Сато, 2025

Логики не хватает и сюжету. Цельное повествование первых двух сезонов ломается о череду сценарных огрехов. В турнире принимают участие исключительно бывшие игроки, которые по ходу действия вспоминают, что когда-то уже бывали в Пограничье. При этом ни о каком приобретенном опыте речи не идет — все они попадаются на уловки, которые ещё в 2020-м щелкались как орешки. Более того, каждый из второстепенных героев дан такими широкими мазками (этот наркоман, та страдает от домашнего насилия, а вот эта любит аниме), что о всяком сочувствии или привязке к ним можно забыть. Они не более чем фон для Арису и Усаги. В то время как в предыдущих сезонах все без исключения персонажи второго плана обладали яркими характерами. Настолько, что фансервис ради них пришлось вернуть на несколько минут в скомканный последний эпизод.

Шоураннеры повторяют уже пройденные сюжетные ходы — Усаги внезапно опять не может смириться со смертью отца, Арису видит всё те же флешбэки с погибшими друзьями — и принципиально отказываются вносить в лор любые нововведения. Так, Пограничье действительно оказывается просто чистилищем: во время опыта клинической смерти люди по необъяснимой (и необъясняемой) причине входят в некое общее сознание и пребывают в нём ровно две минуты между остановкой сердца и запуском пульса. Почему Пограничье выглядит именно так и никак иначе — загадка, равно как и фигура Джокера, которая по прошествии шести эпизодов совсем не раскрывается и остается в статусе энигмы. Метеорит, упавший на Токио, несмотря на всё обилие фанатских теорий, является реальным, хотя по всем канонам японского кино его стоило бы списать на аллюзию ядерного взрыва.

Рецензия на 3 сезона сериала «Алиса в Пограничье»

К своим ролям вернулись Кэнто Ямадзаки и Тао Цутия. Не обошлось и без камбэка Нидзиро Мураками (легендарного Чишии), правда, всего на несколько минут — актер был занят съемками в другом проекте

Кадр из сериала «Алиса в Пограничье», 3-й сезон, реж. Синсуке Сато, 2025

Третий сезон в принципе упускает массу возможностей для реализации даже в условиях спорного нарративного хода с чистилищем. Фейерверк (ханаби), который участники игр видят перед погружением в Пограничье, в Японии играет важную роль в религиозных празднованиях, например в Обоне, когда духи мертвых возвращаются в мир живых. Странствие (таби), упоминаемое Арису при вопросе об опыте клинической смерти, означает именно паломничество, а не просто путешествие или поездку с конечным пунктом назначения — как раз у таби этот пункт напрочь отсутствует. Скрытые смыслы не считываются западным зрителем, а потому требуют более детальной проработки. Или же аудитории параллельно просмотру нужно вести дополнительные поиски.

Такая же проблема встречалась и раньше: японская фамилия Арису является омофоном европейского имени Алиса. В третьем сезоне Арису пускается в Пограничье вслед за Усаги, чья фамилия по аналогичной схеме есть не что иное, как омофон слова «кролик». Вместо пояснения этих нюансов, финал предлагает абсолютно нелепый и прямолинейный клиффхэнгер — камера фокусируется на бейдже официантки с надписью Alice, намекая на другую версию игр, перенесенных в Америку.

Каким получился 3 сезон сериала «Алиса в Пограничье»

Второй сезон «Алисы в Пограничье» стал самым популярным японским проектом Netflix за всю историю, а третий всего за два дня возглавил топ-10 Netflix по просмотрам

Кадр из сериала «Алиса в Пограничье», 3-й сезон, реж. Синсуке Сато, 2025

К схожей механике прибегала и вышедшая летом «Игра в кальмара», только в ней подобный твист был хорошо аргументирован. Между финалами двух кровавых сериалов в принципе можно провести массу параллелей — от фигуры вербовщика до меняющих правила обстоятельств. Но если раньше «Алиса в Пограничье» выигрывала за счет первенства (она вышла почти на год раньше корейского хита) и якобы более продуманных испытаний, то в 2025-м она сдает позиции. Ключевой посыл «жить, невзирая на страдания и тяготы» три года спустя кажется до жути вторичным, крупнобюджетные спецэффекты больше не впечатляют, а заданный тон повествования напоминает скорее мыльную оперу, нежели королевскую битву. Третий сезон «Игры в кальмара» брал не зрелищностью, а актуальностью проблематик, он очень четко попадал в пульс времени и фиксировал общественную реакцию на происходящие в мире изменения. Финал «Алисы в Пограничье», в свою очередь, предлагает очередную историю любви. К тому же плохо написанную.

Вердикт

5/10

Абсолютно необязательное продолжение некогда отличного сериала. Netflix явно не знает, когда остановиться, преследуя финансовую выгоду во вред художественной ценности. Если второй сезон обогащал нарратив хотя бы на уровне жанровой специфики, разбавляя кровавый энтертейнмент достойным юмором, то третий портит всё излишней серьезностью и пафосом, который, как оказывается, абсолютно ничем не подкреплен.