Байки с фестиваля Sundance: Шесть историй успеха
С 28 января по 3 февраля в Парк-Сити, штат Юта, проходит американский фестиваль независимого кино Sundance. Вспоминаем 6 ярких историй успеха из прошлого с хорошо знакомыми лицами в главных ролях.
Sundance — бесспорно, самый важный фестиваль независимого кино в Америке и один из ключевых в мире. В конце каждого января в штат Юта съезжаются продюсеры, критики, дистрибьюторы и тысячи зрителей, чтобы первыми прикоснуться к очередному хиту. Начавшись в 1978 году как кинофестиваль в Юте, созданный для развития именно что национальной кинематографии, уже через несколько лет Sundance получил своё сегодняшнее имя. С тех пор он открывает миру самых талантливых кинематографистов. Квентин Тарантино, Даррен Аронофски, Джим Джармуш, Стивен Содерберг, Уэс Андерсон, Пол Томас Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэмиен Шазелл и многие другие начинали свой путь именно среди Скалистых гор. Но отнюдь не все сандэновские режиссёры приходили к славе прямой дорогой. Не всех сразу же после попадания в программу фестиваля ждал оглушительный успех. А некоторые, сегодня уже давно большие авторы, и вообще не попадали на Sundance с первого раза. Ниже вы найдёте шесть историй успеха родом с крупнейшего независимого американского фестиваля, в которых есть своя, порой весьма внушительная ложка дегтя.
1994: Продай права или умри
История фестиваля Sundance, пожалуй, неотделима от истории кинокомпании Miramax, которую создали братья Вайнштейн. Тут самое время рассказать примечательную и во всех смыслах показательную историю «захвата в заложники», которая произошла на фестивале в 1994 году. Показательна она в том смысле, что лучше всего описывает профессиональный подход Харви Вайнштейна к своему делу.
После того, как в программе был показан дебютный фильм Кевина Смита «Клерки», надолго ставший его визитной карточкой, Вайнштейн, как это часто бывало, пригласил молодого режиссёра в ресторан на разговор. Суть разговора сводилась к тому, что продюсер нажимал на все известные ему кнопки, дабы добиться того, чтобы картина молодого дебютанта попала к нему в лапы. Но Кевин Смит не собирался так просто отдавать Харви свой фильм, своего любимого ребёнка, на которого он потратил все деньги. В ответ на это Вайнштейн заявил, что он просто не выпустит Смита из ресторана, пока тот не подпишет договор. В итоге режиссёр сдался. Вайнштейн выложил 227 тысяч долларов за фильм, к тому же их соглашение позволяло Смиту получить финансовую поддержку от продюсера, если фильм станет прибыльным.
Осенью 1994 года «Клерки» собрали в кинотеатрах США больше 3 миллионов долларов — и это не говоря о нескольких десятках миллионов, заработанных на видеопрокате в дальнейшем. Хитрецу Вайнштейну потребовалось семь лет, чтобы вернуть Смиту часть причитавшегося гонорара. Однако справедливости ради стоит отметить, что именно последующий интерес Miramax к Смиту позволил ему создать «Тусовщиков из супермаркета», «В погоне за Эми», «Догму» и даже продолжение «Клерков» — «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар», а ещё собственный телеканал в придачу.
1996: Самая свирепая ярость на отказ отборщиков
Режиссёр Уэс Андерсон сегодня в представлении не нуждается. Его фильмы любимы по всему миру. Но мало кто знает, что Андерсон тоже начинал свой карьерный путь с фестиваля Sundance. И точно единицы знают о том, что начал он этот путь с громкого скандала.
В 1993 году Андерсон приехал на Sundance со своей короткометражкой «Бутылочная ракета». Колесо карьеры тут же завертелось: скромный чёрно-белый фильм продолжительностью 13 минут заметили важные продюсеры Полли Плэтт и Джеймс Л. Брукс. Они сразу разглядели бриллиант среди серых камней. Именно эта пара продюсеров нашла средства, чтобы 13-минутный фильм превратился в одноимённую полнометражную картину об ограблении. С ней, уже в 1996 году, Андерсон собирался приехать на Sundance снова. Но не тут-то было: фильм был отвергнут отборщиками фестиваля. И этот отказ привёл Андерсона в неописуемую ярость — он устроил настоящий скандал.
Но это всё было уже не так важно — ведь Плэтт и Брукс (режиссёр таких фильмов, как «Язык нежности» и «Лучше не бывает», а также продюсер «Симпсонов») уже стали его «крёстными». Именно вниманию этих людей к таланту только начинавшего в кино Андерсона мы обязаны появлению на свет таких хитов, как «Академия Рашмор», «Семейка Тененбаум» и «Королевство полной луны». Благодаря сотрудничеству с актёрами Оуэном и Люком Уилсонами и наставничеству Брукса Андерсон быстро отточил свой фирменный стиль, которому не изменяет последние годы.
1999: Даже у великих бывает блин комом
Сегодня сложно поверить в то, что Кристофер Нолан, режиссёр, многократно номинированный на «Оскар», человек, создавший «Начало» и «Интерстеллар», как и многие дебютанты в жестоком киномире, начинал с провала. В 1999 году его дебютный фильм «Преследование» даже не попал в программу Sundance. Вместо этого он был показан в рамках Slamdance, «младшего брата» фестиваля, который во всём старался подражать старшему родственнику, но не мог претендовать и на десятую долю его статуса. Также Slamdance имел финансовые ограничения в требованиях к картинам: туда попадали фильмы с бюджетом до одного миллиона долларов.
Однако несмотря на ходившие байки о том, что опечаленный Нолан слоняется по Парк-Сити, потому что «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» пользуется огромной популярностью у зрителей, а его фильм — нет, режиссёр уже тогда привлёк внимание Голливуда. А именно за этим кинематографисты сегодня и стремятся попасть на Sundance, который является первой ступенькой на пути к «Оскару». После этого вопрос о деньгах на создание своей второй работы — триллера «Помни» — для Нолана был автоматически решён. И справедливость восторжествовала: «Помни» был показан на Sundance в 2001 году.
1999: Самая успешная маркетинговая кампания
Фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» сняли дебютанты Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес. Они прославились всего одной работой, зато какой! Когда авторы прислали свой микробюджетный ужастик на Sundance, они настаивали на том, что вовсе не являются режиссёрами этого фильма, а лишь выступают редакторами обнаруженного материала. После грандиозного успеха на фестивале картину купила компания Artisan Entertainment за 1 миллион долларов. Этой компании, например, принадлежат права на дебютный фильм Квентина Тарантино «Бешеные псы» и драму Даррена Аранофски «Реквием по мечте».
Хоррор «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» остался в истории благодаря своей вирусной интернет-кампании. Artisan отказались от традиционной рекламы фильма. Вместо неё были созданы, например, короткие трейлеры с низким качеством звука, содержащие только фрагменты видеосъемки, а также сайт Blairwitch.com. В 1999 году интернет-пользователей еще было мало, но маркетологи из Artisian знали, как провернуть дело.
За короткий промежуток времени «Ведьма из Блэр» стала самым прибыльным фильмом в истории кино (если брать в расчёт соотношение расход/доход). При бюджете в примерно 25 тысяч долларов картина заработала в прокате более 250 миллионов. На сегодняшний день по кассовым сборам среди независимых фильмов она занимает шестое место. А по прибыльности хоррор отстаёт лишь от «Паранормального явления», которое также было снято в жанре found footage.
2001: Неоправданные надежды
В этой номинации скромно побеждает Ричард Келли, режиссёр фильма «Донни Дарко». Зрительский успех фантастического триллера на фестивале в 2001 году был колоссальным. Сразу же после выхода на экраны «Донни Дарко» стал одним из самых культовых фильмов десятилетия. Однако после показа на Sundance никто из продюсеров не спешил покупать картину для кинотеатрального релиза. Риск был слишком велик.
Продюсеры посчитали творение Келли картиной, безусловно, впечатляющей и интересной, но с сомнительными кассовыми перспективами . В конечном счёте, после долгих мытарств фильм всё-таки был куплен, но из-за неудачного маркетинг собрал в американском прокате буквально копейки — всего 500 тысяч долларов.
Ко всему прочему события 11 сентября, произошедшие за шесть недель до выхода ленты на американские экраны, вряд ли могли благотворно сказаться на успехе этого странного, мрачного фильма. Однако и тут не обошлось без сандэновских чудес: «Донни Дарко» стал крутым стартом для актёрской карьеры Джейка Джилленхола. Сам Келли, снявший после первого фильма ещё несколько картин, все жё не добился того громкого успеха, который прочили ему после премьеры его дебюта. Последующая фильмография режиссера — «Сказки юга» и «Посылка» — была в лучшем случае неоднозначной, но «Донни Дарко» остаётся одной из ключевых и наиболее значимых картин в истории фестиваля.
2006: Самая громкая сделка
Победа в этой категории с большим отрывом присуждается режиссёрам Джонатану Дэйтону и Валери Фэрис, снявшим фильм «Маленькая Мисс Счастье». Пожалуй, не стоит говорить о том, что их имя в 2006 году было мало кому известно. До этого Дэйтон и Фэрис снимали клипы таким музыкальным группам, как Red Hot Chili Peppers, Ramones и Smashing Pumpkins. А вот с дебютной картиной было всё туго. Все крупные студии отказались от её финансирования, за исключением компании Focus Features, которая, правда, тоже сдалась после двух лет подготовки к производству. Поэтому продюсер Марк Тёртлтауб снял фильм с помощью собственных компаний Big Beach Films и Deep River Productions.
Попадание на Sundance круто изменило карьеру режиссёров. Когда на фестивале состоялась премьера «Маленькой мисс Счастье», фильм сразу стал хитом, получив длительные овации после первого же просмотра. И — о, знаменитое сандэнсовское чудо! — внезапно все дистрибьюторы захотели приобрести права на картину. Она стала одним из самых громких хитов фестиваля за годы.
Этот приятный и как будто бы совсем необязательный инди-фильм стал поводом для одной из крупнейших дистрибьюторских сделок в истории фестиваля и в конечном итоге был продан кинокомпании Fox Searchlight за 10,5 млн. долларов. Она сумела превратить талантливую независимую безделушку про историю одной эксцентричной семьи в многократно номинированный на «Оскар» и принёсший прибыль в 100 миллионов долларов проект. Восторженные зрительские отзывы продержали его в кинотеатрах более пяти месяцев, и в течение десяти недель подряд он зарабатывал в прокате более одного миллиона долларов. А режиссёрская пара продолжила свою карьеру прекрасным фильмом «Руби Спаркс». Такие истории успеха случаются на фестивале Sundance далеко не каждый год.