Барри Зонненфельд и его друзья. Откуда пошла комедийная фантастика
Шутка ли — родиться 1 апреля? Режиссер Барри Зонненфельд, сам того не зная, угадал с датой. Кажется, для его будущей карьеры этот день оказался наиболее подходящим. Создатель каноничной «Семейки Аддамс» и трилогии «Люди в черном» не перестает смешить по сей день. Его последней работе — многосерийному комедийному метамюзиклу «Шмигадун!» — присущи те же фирменные черты, что и ранним фильмам режиссера. Вспоминаем в праздничный день, как Зонненфельд открыл путь к успеху целому поджанру — комедийной научной фантастике.
Дорога Барри Зонненфельда в кино началась с раннего возраста. Еще мальчишкой в школе он прогуливал уроки, чтобы сбегать в ближайший кинотеатр на очередной фильм. Барри поступил в киношколу при Нью-Йоркском университете, где познакомился с братьями Коэн. Знакомство это не прошло даром: Зонненфельд поработал оператором на их фильмах «Просто кровь», «Воспитывая Аризону» и «Перекресток Миллера». Так он набил руку и прекрасно зарекомендовал себя в голливудском киносообществе.
Зонненфельд совершенно сознательно пробивался в режиссеры, поэтому бросил операторское дело, как только получил первый собственный проект. Им стала готическая комедия «Семейка Аддамс». Как сейчас весь мир сходит с ума от эклектичной хореографии Дженны Ортеги в роли Уэнсдэй Аддамс, так и в 1991-м режиссерский дебют Зонненфельда мгновенно стал хитом. На Барри посыпались предложения от студий. Конечно, первым делом был заложен фундамент сиквела, озаглавленного «Семейные ценности Аддамсов» и случившегося два года спустя. Зонненфельд закрепил успех в 1995-м экранизацией повести Элмора Леонарда «Достать коротышку». История Чили Палмера (Джон Траволта), коллектора из Майами, который страсть как любит кино, пришлась по вкусу как взыскательными критикам, так и еще более строгим зрителям.
К этому моменту Зонненфельд — уже состоявшийся режиссер, и сценарий его нового фильма лежит у самого Стивена Спилберга. Продюсеры «Людей в черном» ждали, пока Зонненфельд освободится, с 1992 года. Именно тогда были приобретены права на экранизацию небольшого комикса Лоуэлла Каннингэма. «Людей в черном» мог снять даже Тарантино. Однако судьба распорядилась иначе, и свободный от иных обязательств Зонненфельд приступил к съемкам в 1996-м.
«Люди в черном» следуют проторенной жанровой дорожкой. Циничный новичок (Уилл Смит) однажды видит слишком много и попадает в такую секретную организацию, что сейчас бы о ней не осмелились писать даже анонимные телеграм-каналы. Там его после череды тестов в духе «Летела стая уток» ставят в напарники к прожженному агенту-ветерану (Томми Ли Джонс). Между ними возникает прочная связь наставник — ученик, и в финале новичок превосходит учителя, а ветеран отправляется на пенсию. Занавес, аплодисменты, почти 600 миллионов долларов сборов.
Как видно, в этой истории нет ничего нового. Да, сверхсекретная иммиграционная организация регулирует оборот пришельцев на нашей планете с помощью доброго слова и высокотехнологичного пистолета. А случайных свидетелей из числа любопытных людей вежливые агенты просто шарашат специальным нейтрализатором воспоминаний. Но «Люди в черном» под командованием Зонненфельда превращаются из заурядной сай-фай-концепции в выдающуюся фантастическую комедию.
Секрет в деталях. Зонненфельд берет монолит сюжета и щедро украшает его маленькими запоминающимися фишками. Отряд пришельцев-тараканов, хозяйничающих на корпоративной кухне, крошечный мир мохнатых существ в шкафчике агента К, безмолвный старик, вечно читающий газету в фойе агентурного офиса. Мир «Людей в черном» не вращается вокруг героев Уилла Смита и Томми Ли Джонса, эти парни просто делают свою работу. А в это время рядом разворачивается настоящая жизнь: по дороге к эвакуационному кораблю пара пришельцев-беглецов впервые становится родителями, правдивые новости печатают только желтые газетенки, а Элвис не умер, а просто улетел домой.
«Люди в черном» быстро стали франшизой. При непосредственном режиссерском участии Барри Зонненфельда вышли вторая и третья части. Интерес к ним падал вместе с качеством конечного продукта. Четвертую — «Люди в черном: Интернэшнл» — Зонненфельд уже только продюсировал, сосредоточившись на своих многосерийных проектах. После успеха первого фильма за дело взялись подражатели и продолжатели, и жанр научно-фантастической комедии на какое-то время прочно обосновался в верхних строчках различных топов. Выбрали для вас четыре самых примечательных образца.
« Эволюция», режиссер Айвен Райтман
На Землю падает метеорит, на котором сохраняется частица инопланетной жизни. В привлекательной кислородной среде эта жизнь начинает быстро эволюционировать, проходя путь от одноклеточного организма до полноценного живого существа. Правда, ужасно агрессивного вне зависимости от эволюционной формы. Доктору биологии Айре Кейну (Дэвид Духовны) и сотоварищам предстоит это нелегитимное развитие жизни прервать самым неприятным способом.
Отец «Охотников за привидениями» Айвен Райтман в 2001 году решил на волне моды вернуться к научно-фантастической теме. Кто-то скажет, что вышло не так уж фантастически, и ошибется. Дэвид Духовны, Джулианна Мур и Шон Уильям Скотт прекрасно справляются не только с уничтожением инопланетной формы жизни, но и с развлечением зрителя. Дело Зонненфельда в борьбе со смешными, но опасными пришельцами продолжилось.
« В поисках галактики», режиссер Дин Паризо
Актер Джейсон Несмит (Тим Аллен) играет главную роль в научно-фантастическом сериале «В поисках галактики» — аналоге «Звездного пути». Когда рейтинги падают, студия принимает немедленное решение о закрытии проекта и роспуске всей съемочной группы. Бывшим звездам остается только колесить по стране с конвенции на конвенцию, раздавать автографы и в тысячный раз рассказывать о смешных моментах во время съемок. Однажды Джейсон встречает на первый взгляд обычных фанатов: в костюмах, гриме и очень настырных. Но им не нужен автограф, они хотят, чтобы Несмит делал то, в чем, по их мнению, он лучший, — командовал космическим кораблем. Фанаты оказываются настоящими инопланетянами, принявшими фантастический сериал за историческую хронику.
Культовый комедийный сай-фай со звездным актерским составом: помимо Тима Аллена, в фильме снялись Сигурни Уивер, Сэм Рокуэлл, Джастин Лонг и сам Алан Рикман. «В поисках галактики» — простодушное кино про то, как люди, утонувшие в циничном многолетнем бизнесе, благодаря отнюдь не людям снова находят человечность, делая то, что умеют лучше всего.
« Дружинники», режиссер Акива Шаффер
В жизнь тихого пригорода врывается убийство ночного сторожа супермаркета Costco. Менеджер магазина Эван Тротвиг (Бен Стиллер) опустошен и напуган, ведь у полиции нет никаких зацепок, и, похоже, расследовать это дело они вообще не спешат. Тогда Эван решает организовать соседский дозор. Он собирает ребят из квартала, и вместе они патрулируют улицы пригорода после заката. Идея нравится всем: мужики вроде как при деле, дети в безопасности, а дозорным по ходу дела можно и выпить вдали от домашней суеты. Но, когда в квартале начинают происходить странные мистические события, соседский дозор и мужскую дружбу ждут испытания на прочность.
Сценаристы комедийной истории про столкновение кризиса среднего возраста с инопланетным заговором — давний творческий дуэт Сета Рогена и Эвана Голдберга («Проповедник», «Ананасовый экспресс», «Полный расколбас»). Так что без шуток ниже пояса, легкой драмы и поворотов сюжета на 180 градусов не обойдется. И несмотря на тривиальный зачин, «Дружинники» стали достойным пополнением жанра комедийной фантастики.
« Автостопом по галактике», режиссер Гарт Дженнингс
Экранизация одноименного романа Дугласа Адамса. Филигранная фантастическая комедия о превратностях судьбы и важности того, чтобы всегда брать с собой полотенце. Дом Артура Дента (Мартин Фриман) вот-вот снесут, а на его месте проложат скоростную трассу. Артура это, конечно, не устраивает, но кому какое дело. К тому же есть проблемы посолиднее — вот-вот снесут саму Землю. Огромные инопланетные корабли облепляют планету и по громкой связи сообщают землянам, что на месте их родины скоро проложат межгалактическую скоростную трассу. И таких комичных совпадений в фильме масса.
Чтобы втянуться в галактическое путешествие Артура Дента и других космических изгоев, не нужно придумывать 42 повода. Достаточно одного. «Автостопом по галактике» — сборник нелепых и добрых историй о смысле дружбы, любви, жизни, вселенной и всего такого. И к тому же разыгранный блестящим актерским составом.