«Барбенгеймеру» и не снилось: Как флешмобы зрителей помогали выпускать и менять фильмы и сериалы
Летом 2023 года во многих странах мира в один день в прокат вышли «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Это привело к появлению мема «Барбенгеймер» (Barbenheimer) — вымышленному кроссоверу этих картин. Десятки интернет-художников делали постеры, а зрители снимали ролики, как смотрят два фильма подряд, переодеваясь прямо между сеансами. Сейчас оба фильма все-таки можно посмотреть на больших российских экранах. Но если «Барби» и «Оппенгеймер» и без того наверняка бы стали хитами, то в других случаях флешмобы фанатов помогали картинам выйти и удержаться на экранах или исправить неудачную задумку. Рассказываем о самых интересных примерах влияния поклонников на кино.
«Шоу ужасов Рокки Хоррора» — как бранящиеся хулиганы сделали фильм культовым
Картина Джима Шармена, поставленная по пьесе Ричарда О’Брайена, вышла на экраны в 1975 году. «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — пародийный мюзикл и признание в любви к фильмам категории B. Он рассказывает о молодой паре, которая случайно попадает в дом инопланетянина — доктора Фрэнка Н. Фертера. А тот ровно этой ночью создает искусственного человека.
Оригинальная пьеса Ричарда О’Брайена шла с успехом, однако фильму это не помогло. После премьерных показов зрители просто игнорировали непонятную новинку, на постере которой были нарисованы огромные губы. Через несколько недель «Шоу ужасов» поставили на сдвоенные сеансы с мюзиклом «Призрак рая» Брайана Де Пальмы, но и это не помогло. Фильм сняли с проката и забыли о нём на полгода.
Однако вице-президент по рекламе 20th Century Fox предпринял еще одну попытку — картину поставили на ночные сеансы. И однажды произошло неожиданное: пришедший в кино школьный учитель от скуки начал громко ругаться на экранных персонажей. Зал подхватил шутку, и вскоре это стало нормой для сеансов «Рокки Хоррора»: зрители выкрикивали оскорбления, комментировали действия героев, а то и вовсе выбегали на сцену, чтобы потанцевать вместе с персонажами. Постепенно к этому добавились «шэдоукасты»: актеры-любители разыгрывали прямо перед экраном отдельные сцены. Именно в таком воплощении фильм и стал культовым.
На сегодняшний день «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — самый продолжительный кинотеатральный релиз в истории. Разовые показы проводят до сих пор. Причем это касается не только США: в Европе и даже в России тоже есть свои «шэдоукасты» и верные фанаты.
«Лига справедливости Зака Снайдера» — как любовь фанатов помогла выпустить режиссерскую версию фильма
В 2013 году, стремясь догнать и перегнать Marvel, Warner Bros. запустила киновселенную DC под руководством режиссера Зака Снайдера. После четырех фильмов именно он должен был поставить кроссовер «Лига справедливости», где все супергерои этого мира объединялись против главного врага — пришельца Степного волка.
Увы, Снайдер не успел доснять «Лигу справедливости». Формально считалось, что он покинул производство из-за личной трагедии. Затем появилась информация, что конфликты начались раньше: студия хотела, чтобы режиссер сделал фильм менее мрачным, и к нему даже приставили продюсеров для контроля. Как бы то ни было, заканчивать «Лигу справедливости» пришлось Джоссу Уидону. В итоге картина провалилась: ее ругали за невнятный сюжет, ненужные шутки и ужасную графику — в одной из сцен, которую доснял Уидон, Генри Кавиллу очень плохо замазали усы.
Вскоре после релиза появились первые слухи, что существует «Снайдеркат» — режиссерская версия картины, которую смонтировал сам Зак Снайдер. Тогда поклонники режиссера развернули огромную кампанию с требованием выпустить эту версию. И дело не только в миллионе хэштегов #ReleasetheSnyderCut в твиттере — поклонники даже выкупили билборд на Таймс‑сквер. Постепенно к акции подключились сыгравшие в фильме Джейсон Момоа, Галь Гадот и Бен Аффлек. А потом и сам Снайдер подтвердил существование режиссерской версии.
В 2021 году «Лига справедливости Зака Снайдера» действительно увидела свет. Warner Bros. как раз запускала стриминговый сервис HBO Max, и релиз столь ожидаемого фанатами четырехчасового «Снайдерката» стал одной из основ их рекламной кампании. Режиссеру выделили бюджет на спецэффекты, и он смонтировал совершенно другой фильм, который значительно отличается от прокатной версии не только визуальным рядом, но и сюжетом.
«Соник в кино» — как из-за хейта в Сети изменили образ главного героя
Знаменитый сверхскоростной ежик из игр студии Sega появлялся на больших и малых экранах не раз, но только в анимации. Однако развитие компьютерной графики и мода на «живые» адаптации привели к тому, что в разработку запустили полнометражный фильм о Сонике. Картина долго пробыла в производстве, но в итоге выкупившая права студия Paramount пригласила на главные роли Джеймса Марсдена и Джима Керри, отсняла материал и выпустила трейлер. Тут и начался настоящий кошмар.
Еще после публикации первых постеров фанатов обеспокоил дизайн главного героя — самого Соника. После релиза трейлера соцсети заполонили тысячи шуток. В первую очередь они касались человеческих зубов, которые выглядели пугающе на лице мультяшного зверька. Да и в целом внешний вид ежика с накачанными ногами спортсмена оказался жутковатым.
Плохая графика в трейлерах встречается нередко. Удивительно другое: на фоне массовой критики, огромного количества дизлайков и фотожаб студия Paramount решила полностью переделать дизайн Соника. Из-за этого релиз картины сдвинули на три месяца. Однако вложения оправдались: обновленный трейлер зрители оценили намного лучше, фильм собрал в прокате отличную кассу, после чего в разработку сразу запустили продолжение.
Увы, этому примеру не последовали Том Хупер и другие авторы экранизации мюзикла «Кошки». Первый трейлер картины точно так же разругали за ужасную графику, но создатели проигнорировали претензии зрителей. В итоге «Кошки» провалились, а на IMDb у них оценка 2,8 балла.
«Миньоны: Грювитация» — как подростки в костюмах обеспечили огромную кассу мультфильму
«Гадкий я» — одна из самых прибыльных анимационных франшиз. Первый мультфильм собрал в прокате около 500 миллионов долларов, каждое продолжение и спин-офф — около миллиарда. При том что на производство тратили обычно не больше 80-90 миллионов.
«Грювитацию» несколько раз переносили из-за пандемии, да и в 2022 году прокат еще не до конца оправился от последствий локдауна, поэтому у новинки были все шансы проиграть предыдущим частям. Однако продолжению «Миньонов» помогли подростки. Совершенно внезапно по всему миру в кинотеатры толпами начали приходить молодые люди в костюмах и скупать билеты на мультфильм. Тренд пошел из TikTok: 15 подростков из Сиднея отправились в смокингах на сеанс и выложили видео с хэштегом #gentleminions. Видео стало вирусным, и его подхватили в других странах. Причем группы фанатов иногда приходили на сеансы и встречали там другие такие компании.
Сами юные зрители говорят, что для них это — дань уважения франшизе, на которой они выросли. Отчасти благодаря таким фанатам «Грювитация» поставила в США рекорд по сборам среди релизов перед Днем независимости — более 120 миллионов за первые выходные.
Увы, у флешмоба проявилась и негативная сторона: некоторые подростки вели себя в зале вызывающе и мешали окружающим. В итоге в некоторых городах даже запретили таким компаниям посещать сеансы «Миньонов».
«Знакомьтесь, Джо Блэк» — как фанаты «Звездных войн» спасали драму от провала
Пример «Миньонов» может показаться банальным: поклонники делают кассу любимому мультфильму. Но бывают и более необычные истории. В 1998-м на экраны вышла мистическая драма Мартина Бреста «Знакомьтесь, Джо Блэк» — ремейк картины 1934 года «Смерть берет выходной». Это история про ангела смерти, который решил отдохнуть от своих обязанностей, вселился в тело погибшего молодого человека и отправился в мир людей.
Несмотря на участие как раз набравшего популярность Брэда Питта и знаменитого Энтони Хопкинса, фильм привлек в США не слишком много зрителей. Возможно, он потерялся между премьерами «Маменькиного сыночка» и «Я всё еще знаю, что вы сделали прошлым летом» — сиквела популярного слэшера. Или же зрителей просто испугал трехчасовой хронометраж. Как бы то ни было, «Знакомьтесь, Джо Блэк» показал не лучший результат в домашнем прокате.
Но цифры могли быть еще хуже, ведь картину неожиданно спасли от полного провала фанаты «Звездных войн». В 1999 году на экраны должна была выйти «Скрытая угроза» — первый полнометражный фильм франшизы за 16 лет. Поклонники с нетерпением ждали любой информации о новинке. А первый трейлер «Звездных войн» крутили именно перед «Знакомьтесь, Джо Блэк». Поэтому фанаты покупали билеты на сеансы, смотрели ролик, после чего уходили, добавив свои деньги в кассу мистической драмы. Конкретно подсчитать их вложения невозможно, но сотрудники кинотеатров рассказывали, что иногда залы были заполнены, и больше половины зрителей уходили после блока с рекламой.
Любопытно, что это же событие повлияло на политику распространения трейлеров. Один из зрителей записал ролик на камеру и выложил его в интернет. После чего Lucasfilm впервые в истории официально опубликовала трейлер на своем сайте. Из-за наплыва посетителей сайт вскоре упал.
«Пространство» — как массовая акция фанатов помогла продлить сериал
В истории телевидения есть множество примеров, когда фанаты заставляли каналы возвращать любимые проекты. Еще в середине 1960-х фанатка и писательница Бьо Тримбл организовала акцию после закрытия сериала «Звездный путь» — с ее подачи поклонники отправили на адрес канала NBC 11 тысяч писем, после чего проект вернули в эфир. В 1991 году второй сезон «Твин Пикса» прервали на ABC после 15 эпизодов. И тогда Дэвид Линч в программе Late Night лично призывал зрителей писать на почту ABC с просьбой вернуть его.
Но одной из самых масштабных смело можно считать акцию по спасению сериала «Пространство». Канал SyFy запустил экранизацию серии книг Джеймса Кори (общий псевдоним Даниэля Абрахама и Тая Френка) в 2015 году. В этой фантастической истории смешались космические приключения, политические интриги и даже мистика. Новинка быстро стала культовой и за три сезона обрела множество фанатов. Вот только права на дистрибуцию по всему миру, кроме Северной Америки и Новой Зеландии, принадлежали не SyFy, а Netflix, а в США старые сезоны показывали на Amazon Prime. Поэтому в эфире новые эпизоды смотрело меньшинство, а производство оказалось непропорционально дорогим. 10 мая 2018 года канал закрыл «Пространство» после трех сезонов.
В этот же день поклонники организовали петицию по возвращению сериала с хэштегом #savetheexpanse. Призыв опубликовали у себя сценаристы проекта, а за ними писатель Джордж Р.Р. Мартин и актер Пэттон Освальт. Дальше кампания по спасению сериала набрала невиданные обороты.
Поскольку производящая «Пространство» студия Alcon Television заявила, что хочет продать продолжение одному из стримингов, фанаты обратили свое внимание на упомянутые Netflix и Amazon. Руководство первого официально отказалось, тогда поклонники завалили письмами Джеффа Безоса.
Петицию подписало 125 тысяч фанатов. Любительский видеоролик, призывающий продлить сериал, стал номером один на Reddit. Затем фанаты за пять часов собрали необходимую сумму и запустили самолет с баннером Save The Expanse около офиса Amazon, призывая руководство купить сериал. Следом собрали еще четыре тысячи долларов — уже всего за три часа — и отправили модельку корабля из «Пространства» на метеозонде в космос.
Тем временем главные актеры сериала ходили по всевозможным радиостанциям и телешоу. Поскольку уже отснятые эпизоды «Пространства» еще выходили в эфир, рейтинги просмотров на SyFy подскочили сразу на 10 процентов, а оценки на сайтах-агрегаторах приблизились к максимальным.
Уже 25 мая на Международной конференции по развитию космоса, где присутствовали и актеры «Пространства», руководитель Amazon Джефф Безос объявил, что сервис покупает сериал. Так любимый миллионами фантастический проект получил еще три сезона и логическое завершение.
«Вероника Марс» — как рекордный темп краудфандинга позволил выпустить фильм
Как ни удивительно, поклонники «Пространства» не были первыми, кто догадался запустить самолет с призывом вернуть любимый сериал. До них так сделали фанаты «Вероники Марс» — детектива о девочке, которая помогает своему отцу расследовать преступления в маленьком городке. В 2006 году канал The CW закрыл сериал после второго сезона. Тогда поклонники собрали семь тысяч долларов, чтобы над студией пролетел самолет с призывом «Продлите „Веронику Марс“! CW 2006». Акция сработала, сериал получил еще один сезон и всё же закрылся.
После этого автор «Вероники Марс» Роб Томас заявил, что хочет снять полнометражное продолжение, в котором уже выросшая героиня возвращается в родной город. Сценарист долго искал финансирование и продвигал свои идеи Warner Bros., но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Тогда в 2013 году Томас при поддержке исполнительницы главной роли Кристен Белл просто организовал сбор средств на краудфандинговой платформе Kickstarter. Поклонники могли пожертвовать любую сумму от 10 долларов и в зависимости от вложений получали благодарность авторов, сувениры или приглашение на премьеру. А самым щедрым даже давали эпизодические роли в будущем фильме.
Акция Томаса и Белл тут же поставила рекорд платформы — они быстрее всех собрали миллион долларов. Чтобы дойти до двух миллионов, понадобилось лишь 11 часов. Всего же за месяц собрали 5,7 миллиона долларов. В 2014 году полнометражное продолжение «Вероники Марс» действительно вышло на экраны. Фильм получил признание фанатов и высокие оценки от критиков. Может показаться, что он провалился в прокате — сборы составили всего 3,5 миллиона долларов. Но учитывая, что картина шла в небольшом количестве кинотеатров без поддержки каких-либо студий, ее нельзя оценивать по традиционным параметрам.
Интересно, что на этом история не закончилась. Оценив массовую популярность и коммерческий потенциал «Вероники Марс», проект подхватил стриминговый сервис Hulu. В 2019 году на платформе вышел четвертый сезон из восьми эпизодов. После этого сериал в очередной раз закрыли. Но кто знает, что еще придумают авторы и поклонники.
Бонус: «Гончаров» — как зрители раскрутили несуществующий фильм
Осенью 2022 года все любители кино в соцсетях, а потом уже и на профильных сайтах обсуждали утерянный шедевр Мартина Скорсезе. Его «Гончарова» называли величайшим гангстерским кино всех времен. В картине сыграли Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Харви Кейтель и Джин Хэкмен. Сюжет рассказывал о русском бандите Гончарове, который перебрался в Неаполь и раскрутил там свой бизнес. Но ему мешали сложные личные отношения и тайны прошлого.
Пользователи интернета находили постеры этой картины, вспоминали лучшие сцены и анализировали значение «Гончарова» в мировом кино. Но есть один нюанс: на самом деле «Гончарова» никогда не существовало. Флешмоб зародился из шутки: пользователь Tumblr еще в 2020 году заказал в магазине ботинки, и ему прислали обувь, где вместо логотипа красовалась надпись Martin Scorsese Presents GONCHAROV. На самом деле шрифт был скопирован с фильма «Гоморра» Маттео Гарроне, на постерах которого действительно фигурировало имя Скорсезе. Кто-то в шутку ответил в комментариях «Этот идиот не смотрел „Гончарова“». На пару лет всё затихло, но потом другой посетитель Tumblr взялся «расследовать» историю утерянного шедевра — то есть просто придумал фильм. Другие люди подхватили, и шутка быстро вышла за пределы сайта.
Самое забавное, что обсуждения в какой-то момент дошли до дочери Мартина Скорсезе, которая спросила у отца про «Гончарова». На что режиссер ответил: «Да, я снял этот фильм годы назад».
Летом 2023 года подобная история повторилась в TikTok. С подачи некой Эмили Джеффри все начали придумывать несуществующий хоррор Zepotha из 1980-х. У оригинального ролика с призывом проявить фантазию уже несколько миллионов просмотров, пользователи вовсю пишут под другими видео: «Ты выглядишь как та девушка из Zepotha», якобы находят старые кассеты и постеры и обсуждают сюжет картины. Интересно лишь, что фоном в ролике Джеффри звучит отрывок из ее собственной песни, которую она как раз выпустила в августе. Похоже, вместо спонтанного флешмоба получилась удачная рекламная акция.