Опубликовано 20 декабря 2022, 08:50
4 мин.

Ален Делон — равнодушный красавец, которого полюбил весь мир

Поделиться:
Ален Делон — равнодушный красавец, которого полюбил весь мир

Ален Делон — одна из самых противоречивых персон французского кинематографа. Кумир миллионов, секс-символ нескольких поколений. Он разбивал сердца первых красавиц, водил дружбу с мафиози и скандальными политиками. Личная жизнь Делона интересовала публику куда сильнее его исполнительского таланта, само существование которого многие критики подвергали сомнению. Что, впрочем, не помешало Алену сняться у Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Бертрана Блие и Жан-Люка Годара. Рассказываем о становлении артиста, а также о его особом отношении с российскими зрителями.

Первую неизгладимую душевную травму Ален Фабьен Морис Марсель Делон получил в три года после развода родителей — директора кинотеатра и сотрудницы аптеки. Вскоре мама связала жизнь с владельцем колбасной лавки, причем так увлеклась новыми отношениями и бизнесом, что передала сына на воспитание в приемную семью. Его опекун служил тюремным охранником и часто делился с малышом деталями нелегкой работы. Ален утверждал позднее, что слышал в 1945 году залпы при расстреле коллаборантов во дворе каземата. Лишенный материнской заботы, мальчишка, как говорится, отбился от рук. Из-за хулиганских выходок его шесть раз выгоняли из пансионов, а в 14 лет он предпринял неудачную попытку сбежать в Чикаго. Тогда же Делон впервые попал под прицел кинокамеры, сыграв роль гангстера в любительской короткометражке «Похищение», поставленной отцом его друга.

Фильмография Алена Делона. Лучшие фильмы актера

Кадр из фильма «Когда вмешивается женщина»

реж. Ив Аллегре, 1957

Первые шаги в кинокарьере Делон сделал в 21 год, когда оказалось, что ни для какой другой работы он попросту непригоден. К тому времени он успел отслужить в армии в Индокитае (проведя значительную часть этого времени на гауптвахте), поработать колбасником и грузчиком, связаться с опасными обитателями криминальной изнанки Парижа и закрутить несколько головокружительных романов. Первую роль Ален получил буквально через постель. Его любовница Мишель Корду уговорила мужа Ива Аллегре дать красавчику-фавориту роль в эпизоде криминальной драмы «Когда вмешивается женщина». Именно Аллегре преподнес Делону главный профессиональный совет, который актер запомнил навсегда: «Не играй, живи».

В 1958 году судьба сводит начинающего артиста с Роми Шнайдер — 19-летней звездой кинохита «Сисси», которую называли «первой невестой Европы». Их любовная история началась на съемках исторической драмы «Кристина». Тогда же Делон впервые столкнулся с навязчивым вниманием прессы, которая хотела знать всё о романтических отношениях исполнителей главных ролей, особо не интересуясь качеством их совместного фильма. Кстати, «Кристина», несмотря на всю шумиху, так и не оправдала ожиданий в прокате.

Ален Делон и Роми Шнайдер в фильме «Кристина»

Кадр из фильма «Кристина»

реж. Пьер Гаспар-Юи, 1958

Первой профессиональной удачей Алена стал триллер Рене Клемана «На ярком солнце» по роману Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Роль нищего аморального авантюриста, присвоившего личность сына миллионера, во многом определила будущее отношение критиков к актеру. Многие кинообозреватели считали Делона всего лишь смазливым самозванцем, в котором нет никакой содержательной глубины. Впрочем, постановщик Рене Клеман усмотрел в молодой звезде свой типаж и позже дал актеру еще три главные роли.

Сразу после выхода истории о Томе Рипли Делон снялся в драме Лукино Висконти «Рокко и его братья» о семье провинциалов, выживающих в безжалостном Милане. Его герой — современный святой, своеобразное переосмысление образа князя Мышкина. Чтобы прокормить большую семью, Рокко приходится выходить на боксерский ринг, но жестокий спорт не лишает его человечности. Этот мощный персонаж навсегда вписал имя француза, убедительно сыгравшего итальянца, в историю кинематографа.

Список лучших ролей Алена Делона

Кадр из фильма «Рокко и его братья»

реж. Лукино Висконти, 1960

Все 1960-е и 1970-е Делон скользил на волне успеха, выдавая от двух до пяти картин в год. Именно тогда он покорил Голливуд и сформировал амплуа холодного красавца-одиночки, не способного на сильные чувства. Такими были Пьеро из «Затмения» Микеланджело Антониони, Жеф Кастелло из «Самурая» Жан-Пьера Мельвиля, Эмиль из «Равнодушного красавца» Сарро. Но были и другие Алены, например идеальный напарник или противник из «Борсалино» и «Прощай, друг». В первом актер работал в паре с главным конкурентом за зрительскую любовь Жан-Полем Бельмондо (в их совместной фильмографии девять фильмов), во втором вел хитрую криминальную игру с персонажем своего кумира Чарльза Бронсона. В этих построенных на тонкой актерской химии дуэтах сдержанность Делона позволяла максимально раскрыть эмоциональность партнера.

Советские зрители полюбили Делона как героя «Черного тюльпана» и «Зорро». Совокупная аудитория этих двух приключенческих лент превысила 100 миллионов зрителей. Дружественное французское кино стабильно появлялось в отечественном прокате, неудивительно, что наша публика выбрала Алена на роль любимой зарубежной звезды и эталона красоты. Связь артиста с СССР укрепилась после выхода криминального боевика «Тегеран-43» Александра Алова и Владимира Наумова. По легенде, Ален должен был лишь промелькнуть в эпизоде, но актер согласился сниматься при условии, что его инспектор Жорж Фош получит больше экранного времени. Еще один каприз Делона на парижском этапе съемок — перенести съемки с Елисейских полей в менее оживленное место, где его не будут атаковать толпы поклонников. На это сыгравший адвоката Легрена Курд Юргенс предложил заменить Делона на более сговорчивого Бельмондо, чем смертельно обидел звезду.

Фильм «Зорро» с Аленом Делоном в главной роли

Кадр из фильма «Зорро»

реж. Дуччо Тессари, 1975

Завершая рассказ о любви россиян к «не пьющему одеколон» (согласно песне группы Nautilus Pompilius) французу, перенесемся в 2010-е, когда Делон официально объявил о завершении кинокарьеры. Прежде чем навсегда оставить лицедейское ремесло, артист поучаствовал в отечественном комедийном альманахе Сарика Андреасяна «С новым годом, мамы!». Трехминутное трогательное камео в новелле с Павлом Волей и Ириной Розановой обеспечило Алену центральное место на афише. Впрочем, участие пожилого кумира не убедило молодую аудиторию пойти в кино и не сделало фильм мировой сенсацией.

Новое в подписке

Лучшее в подписке