Актер непостоянства: Карьера Майкла Китона
Сегодня Китону исполняется 71 год! Карьера актера, известного своей непредсказуемостью, уже несколько раз глохла и, казалось, уже никогда не сдвинется с места. Однако Китону всякий раз удавалось перезапустить ее новой неожиданной ролью. Вспоминаем многоликую (буквально) карьеру актера и пытаемся выделить некоторые его амплуа.
Утверждение первое. Майкл Китон — голливудская звезда, что подтверждает и именная табличка на Аллее славы. Утверждение второе (противоречащее первому). Майкл Китон вовсе никакая не звезда и вообще совсем не Китон. Оба утверждения верны: первое — формально, второе — сущностно. Да, у актера есть номинации на главные американские кинонаграды и роли в успешных блокбастерах, но вместе с тем сложно найти в Голливуде настолько удачный пример человека, бегущего от своей собственной славы.
Еще в 80-е на пике славы Китон купил дом вдали от Калифорнии — в горном штате Монтана. Здесь актер увлекся нахлыстовой рыбалкой, ставшей его главным хобби, и воспитывал сына. Иными словами, вел вполне обычную размеренную жизнь, в которой сложно найти признаки звездного стиля.
Столь же необычен и выбор ролей Китона, который известен своим широким, как Великие равнины, актерским амплуа. Он снимался в серьезных и абсурдных комедиях, романтичных и не очень драмах, эксцентричном фэнтези и научной фантастике, крупномасштабных экранизациях комиксов, триллерах, детективах и боевиках. Китон одинаково убедителен в роли миллиардера и спецагента, преступного босса и работника морга, заботливого отца и расчетливого менеджера. Впрочем, в спорадической карьере Китона всё же случаются совпадения. Хотя сам актер слово «карьера» терпеть не может (по его словам, оно слишком нарциссично и означает, что ты слишком серьезно относишься к самому себе), мы выбрали из всего пестрого многообразия его работ те, которые (не всегда очевидно) рифмуются друг с другом.
Король комедии и бургеров: «Ночная смена»/«Основатель»
Китон образца 2010-х — актер, преимущественно исполняющий роли в социальных или политических драмах и боевиках, и заподозрить его в комедийном прошлом довольно сложно. Тем не менее в молодости Китон довольно успешно выступал как стендап-комик в родном Питтсбурге, Нью-Йорке, в котором после очередного «открытого микрофона» познакомился с Ларри Дэвидом, Лос-Анджелесе и даже Лас-Вегасе на разогреве у Шер.
Именно комедия открыла ему двери на телевидение, на котором Китон от эпизодических ролей в ситкомах дослужился до собственного шоу — «Докладывать Мёрфи» (1982). Отсюда актер прямиком попал в «Ночную смену» — комедию режиссера Рона Ховарда (с которым он еще не раз будет работать). Китон сыграл немного сумасшедшего и дико предприимчивого Билла «Блейза» Блезжовски, который вместе с напарником по ночной смене в морге Чаком Ламли (Генри Уинклер) становится «менеджером» их знакомой проститутки Белинды. Фильм был довольно успешен в прокате, а игра брызжущего энергией Китона была отмечена критиками.
Спустя тридцать с лишним лет актер вновь сыграет чрезвычайно непоседливого предпринимателя в байопике «Основатель», рассказывающем о Рэе Кроке — коммивояжере средних лет, превратившем маленький семейный ресторан братьев Макдональд во всемирную франшизу. Роль жесткого и целеустремленного Крока стала для Китона одной из главных в последнее время, возвестившей о его возвращении в большое кино.
Эксцентричное чудовище: «Битлджус»/«Дамбо»
После выхода «Ночной смены» Китон еще несколько раз удачно появился в комедиях — в «Мистере Мамочке», «Опасном Джонни» и «Энтузиасте». Но самую яркую комическую роль ему только предстояло сыграть. В 1988 году Китон исполнил в «Битлджусе» роль одноименного привидения, для которого разница между хорошим и плохим столь же призрачна, как и граница между мирами живых и мертвых. Эксцентричный и коварный дух в исполнении Китона вынуждает недавно умершую семейную пару Мейтлендов принять его помощь в обмен на обещание (еще) живой девочки Лидии (Вайнона Райдер) выйти за него замуж.
Персонажа Китона в «Дамбо» — В. А. Вандевере, владельца парка развлечений «Страна грез», использующего волшебного слоненка в своих целях, — с Битлджусом роднит не только вероломность и необычная внешность, но и Тим Бёртон, который помог актеру воплотить оба эти образа на экране. С Бёртоном, еще одним голливудским эксцентриком, Китона связывает многолетняя дружба.
Борец с зависимостями: «В трезвом уме и твердой памяти»/«Ломка»
В том же году, что и «Битлджус», вышел еще один фильм с участием Китона, ставший другим поворотным пунктом в его карьере. Актер впервые снялся в драматической роли, сыграв Дэрила Пойнтера, продавца недвижимости, страдающего от алкогольной и наркотической зависимостей, которые медленно разрушают его жизнь. Дна она достигает, когда Дэрил просыпается в постели с умершей от передозировки незнакомкой и теряет деньги фирмы. Дэрил в исполнении Китона прошел через все двенадцать шагов программы реабилитации так убедительно, что актер был назван лучшим в своем деле Национальным обществом кинокритиков.
На телевидении Китон появлялся эпизодически, но в 2021-м исполнил главную роль в мини-сериале «Ломка», за которую был награжден «Золотым глобусом». Сюжет основан на реальном судебном деле, открытом в отношении фармацевтической компании Purdue Pharma. В «Ломке» Китон играет доктора Сэмюэла Финникса, расследующего обман Purdue, скрывшей, что их обезболивающие препараты вызывают зависимость. Как признавался актер, роль была для него очень личной — от наркозависимости скончался его племянник.
Человек в костюме: «Бэтмен»/«Бёрдмэн»
Конец 80-х стал самым ярким периодом для Китона. Его старый знакомый Тим Бёртон пригласил актера на роль Бэтмена в новой экранизации. Забавно, что, как и в случае с Беном Аффлеком много лет спустя, фанаты комиксов восприняли кандидатуру Китона без энтузиазма. Для большинства зрителей актер в первую очередь ассоциировался со своими комедийными работами, а потому не подходил на роль рыцаря Готэма. О нем в 80-е годы как раз вышло два культовых графическом романа — «Возвращение темного рыцаря» Фрэнка Миллера и «Убийственная шутка» Алана Мура. По сравнению с предшественникам они звучали в новой, гораздо более мрачной тональности.
К счастью, онлайн-петиции в те времена если и существовали, то были мало распространены, и Китон был утвержден на роль. В его прочтении Брюс Уэйн получился героем думающим и рефлексирующим, совсем не похожим на типичные аляповатые воплощения супергероев на экране. Последовавший за премьерой «Бэтмена» (и его сиквела 1992 года) зрительский и критический успех изменил ландшафт массового зрительского кино, а Китон, которому к тому моменту было почти 40 лет, мгновенно превратился в кинозвезду. Впрочем, как мы помним, только с формальной точки зрения.
После выхода сиквела «Бэтмен возвращается», также поставленного Бёртоном, Китон делал как будто бы всё, чтобы выбраться из тесного амплуа супергероя в костюме, попробовав себя в триллере («Белый шум»), драме («Моя жизнь») и боевике («Зыбучие пески»). В начале двухтысячных актер всё больше появлялся в проектах небольших и малозаметных, сосредоточившись на семейных делах и не только. В интервью Китон рассказывал, что собственная игра, как и большинство сценариев, что ему предлагали, казалась ему скучной. Актера начали беспокоить вопросы совсем иного рода, (например, изменение климата), которыми он активно занимался в свободное от съемок время.
Но спустя десятилетие полузабвения к Китону обратился мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту с предложением сыграть когда-то популярного, а ныне стареющего актера Риггана Томсона, исполнившего много лет назад роль крылатого супергероя Бёрдмэна. Томсон разведен, его отношения с дочерью (Эмма Стоун) оставляют желать лучшего. Он пытается склеить остатки своей карьеры бродвейской постановкой пьесы по рассказу Рэймонда Карвера, но голос Бёрдмэна не оставляет Томсона ни на минуту.
Китон, идеально подходивший на роль в этой черной и горькой на вкус комедии, поначалу воспринял предложение Иньярриту как шутку, но, видя серьезность режиссера, тут же ответил согласием. Карьера актера, подобно Бёрдмэну, взлетела вверх впервые за много лет. Фильм был награжден «Оскаром», а Китон удостоился «Золотого глобуса». Так начался новый и длящийся до сих пор этап его жизни.
Человек пишущий: «Пресса»/«Из Багдада в прямом эфире»/«В центре внимания»
Еще до начала карьеры комика и актера Китон проучился два года в университете Кент Стэйт, где в том числе изучал журналистику. Актер с детства любил читать, в юности написал несколько рассказов, а в более зрелом возрасте даже пробовал себя в драматургии. Это по крайней мере отчасти объясняет, почему он играл журналистов в трех фильмах.
Впервые — у всё того же Рона Ховарда в «Прессе». В этой производственной и насыщенной событиями драме Китон играет Генри Хэкета, обаятельного и суетливого редактора газеты New York Sun, который пытается успеть за одни сутки всё — успокоить готовую родить в любую минуту жену (Мариса Томей), поужинать вечером с родителями, приехавшими в город, определиться с профессиональным будущим и узнать правду о громком деле.
В 2002-м Китон вновь сыграл журналиста, на этот раз реального, Роберта Винера в высоко оцененном критиками и зрителями телефильме HBO «Из Багдада в прямом эфире», который рассказывал о событиях, предваряющих американо-иракскую Войну в заливе. За роль Винера, ловко лавирующего между иракскими чиновниками и военными, актер был номинирован на «Золотой глобус». Вообще «Из Багдада в прямом эфире» стал самой яркой его ролью «периода забвения».
В последний на данный момент раз Китон сыграл журналиста в драме «В центре внимания», экранизации еще одной реальной истории — печально известного скандала, разразившегося вокруг сексуальных домогательств к детям, практикуемых католическими священниками Бостона. Китон исполнил роль редактора департамента расследований газеты The Boston Globe Уолтера Робинсона, для которого дело из-за религии приобретает личный характер. К слову, Китон, как и Робинсон, в детстве воспитывался как католик и посещал католическую школу.
Рэй Николетт: «Джеки Браун»/«Вне поля зрения»
В конце 90-х актер сыграл в небольших ролях у двух важных для десятилетия режиссеров, стартовавших почти одновременно с победы в Каннах. Речь идет о Квентине Тарантино и Стивене Содерберге. По забавному совпадению Китон сыграл в «Джеки Браун» и «Вне поле зрения» (двух разных фильмах, поставленных по произведениям Элмора Леонарда) одного и того же персонажа — федерального агента ATF (Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ) Рэя Николетта. Кстати, на съемках «Вне поля зрения» Китон столкнулся с «другим Бэтменом» — Джорджем Клуни.
Новая волна успеха, нахлынувшая на Китона после «Бёрдмэна» и «В центре внимания», нисколько не изменила его привычек. Актер по-прежнему непредсказуемо чередует роли, среди которых, однако, стали появляться работы с важным социальным подтекстом. Под это описание подходят уже упоминавшаяся «Ломка» и два фильма Netflix — монументальная судебная драма Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой» 2020 года, снятая по мотивам гражданских протестов в Чикаго в 60-х, и также основанная на реальных событиях картина «Сколько стоит жизнь?», рассказывающая о последствиях 11 сентября.
Вместе с тем Китон вернулся к экранизациям комиксов. Сначала стал частью киновселенной Marvel, сыграв Стервятника, противника Человека-паука, а затем снявшись в роли Бэтмена в еще не вышедших проектах DC. Впрочем, от Китона — несмотря на возраст, остающегося всё таким же энергичным и не изменяющего своей беглой манере разговора — всегда можно ожидать чего-нибудь новенького, например, хорошо забытой комедии.