9 причин смотреть «Очевидное невероятное»
Каждый зритель находит свои причины для выбора сериала для просмотра. Хорошо, когда вы знаете многое о выбранном проекте, а если перед вами что-то совсем новое? «Очевидное невероятное» — пожалуй, первая отечественная попытка сделать что-то вроде классики британских сериалов «Доктор Кто» или «Красный карлик». В основе проекта рассказы Кира Булычёва о Великом Гусляре. Авторы не пытались показать настоящую жизнь, однако смогли сделать современное высказывание в ностальгической обертке.
В основе сериала рассказы Кира Булычёва
Город Великий Гусляр появился в библиографии Булычёва в 1967 году и с тех пор постоянно напоминал о себе его поклонникам. Постепенно истории о вымышленном городке превратились в едкую сатиру на советское и постсоветское общество. В общей сложности у писателя семь повестей и более сотни рассказов с историями об этом населенном пункте, так что сериал может длиться несколько сезонов, если полюбится зрителю.
«Очевидное невероятное» представляет новый взгляд на истории Булычёва, но при этом, в отличие, скажем, от экранизации его рассказов «Хронос», старается оставить теплую ламповость повествования. Великий Гусляр образца нашего времени населен приятными людьми, открытыми ко всему новому. Они не удивляются, когда в зоомагазин выбрасывают золотых рыбок, когда инопланетные девайсы позволяют меняться телами (а сами устройства выпадают из открывшегося над городом портала) и даже когда на главную площадь приземляется инопланетный корабль. Авторы перенесли действие в наше время, но придали сериалу ностальгическую нотку — обратите внимание на костюмы персонажей, как будто застрявших в 1970-х, послушайте, как они общаются между собой и присмотритесь к их проблемам. Великий Гусляр — словно комар, застрявший в янтаре: похож на очень знакомую, но вместе с тем диковинную вещицу.
Режиссер Александр Войтинский умеет снимать яркое жанровое кино
Александр Войтинский хорошо известен поклонникам российского кино. По сути, он снял первый супергеройский фильм в России: его «Черная молния», снятая в сотрудничестве с Дмитрием Киселёвым и спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым, во многом была похожа на западные фильмы, но при этом смотрелась очень неплохо. Максимально приближенный к хорошему семейному кино «Призрак» с Фёдором Бондарчуком и Семёном Трескуновым также снимал Войтинский. Режиссер продолжает успешно работать в этом жанре. Осенью 2023-го в прокат вышла сказка «По щучьему велению», а на этот год намечена премьера «Огнива» по Андерсену.
Войтинский умеет держать темп и ритм повествования, что для кино и сериалов весьма ценное качество, не допускающее провисания. Поэтому смотрится «Очевидное невероятное» на одном дыхании. В пресс-релизе цитируются слова режиссера о количестве прочтений сценария (54 раза) и об обсуждении (188 раз). Преувеличение абсурдное, но и сам сериал об абсурдном! «Наш фильм о партизанском сопротивлении чудо-городка и яростных, но исторически безнадежных попытках раскрыть его великие тайны», — говорит Войтинский, будто намекая, что Великий Гусляр до сих пор скрывается где-то на просторах России.
Любимые актеры в главных ролях
Артём Быстров обычно играет суровых неразговорчивых мужчин, как, например, в сериале «Замерзшие», и впервые пробует себя в настоящей комедии. «Вселенная Кира Булычёва, конечно, потрясающая. Это автор, которого надо читать всем, наш знаменитый фантаст. Так что кроме позитива ничего сказать не могу. Молодцов, персонаж, которого я играю, — истинный потомственный хранитель Гусляра, и этим всё сказано», — говорит актер. Можно пожурить гримеров за не очень удачный парик, который носит герой Быстрова, но не будем.
Светлана Ходченкова играет жену Молодцова Юлю, женщину решительную и любящую. Ее героине не помешало бы развитие — она часто используется как инструмент, а хотелось бы больше самостоятельности. Будем надеяться на второй сезон! Ходченкова обладает прекрасным комедийным талантом, но хотелось ли ей сниматься в комедии? Ответ такой: «Никаких сомнений по поводу участия или неучастия в проекте у меня не было, сценарий был быстро и легко прочитан. Режиссер — человек удивительный, поэтому я с радостью стала частью команды этого замечательного проекта».
Максим Лагашкин уже давно прописался в комедийных проектах, и его персонажу здесь приходится появляться порой в самом неожиданном виде. Мэр Белинский настойчиво ищет аномалии в Гусляре, но жители настолько привыкли маскировать всё непривычное и удивительное, что новый его герой будет постоянно попадать впросак.
Комфортный просмотр
Как ни странно, но в сериале нет как такового антагониста, и такой нестандартный для повествования прием в случае «Очевидного невероятного» оказывается очень полезным: он не дает зрителю выбраться из приятного ностальгического ощущения и не доставляет дискомфорт.
По сюжету в город приезжает мэр из Москвы, и кажется, будто от него будут одни неприятности, однако оказывается, что он старинный друг главы ТСЖ Тимофея Молодцова, а друзья всегда найдут способ разрешить проблему, не так ли? Новый мэр Эдуард Белинский не похож на злобного управленца. Он слегка рассеянный, придурковатый и самоуверенный человек (а такое сочетание скорее веселит, чем пугает), но при этом еще и с юности влюбленный в жену Молодцова. По сути, антагонистом сериала выступает возможность перемен, которых так не хотят жители Великого Гусляра. Пусть предложение о перестройке города и исходит от Белинского, в этом нет ощущения грядущего тотального кошмара и безысходности. В конце концов, перед нами фантастическая комедия.
Фантастика — не самоцель
Великий Гусляр — город, в котором случаются самые странные вещи. Здесь спокойно разгуливают пришельцы, открываются порталы в другие измерения, появляются волшебные предметы, можно поменяться телом с другим человеком, можно уменьшить своего неприятеля, а то и улететь в космос.
Фантастический элемент требует спецэффектов, но авторы понимают, что экранизируют писателя, который работал во время первых «Звездных войн» и передачи «В гостях у сказки», а потому здесь очень много практических эффектов. Грим, аниматроника и декорации (конечно, без графики не обошлось) не стараются показать что-то невиданное, скорее отдают дань старым советским фантастическим телефильмам. В любом случае фантастика здесь не самоцель, а инструмент, позволяющий показать прежде всего человеческие истории.
Люди прежде всего
Черные дыры за продуктовым — это, конечно, интересно, но нельзя нанизывать на сюжет одни лишь фантастические кунштюки, забывая о драматургии. «Очевидное невероятное» в каждой серии рассказывает о разных событиях в городе, а параллельно разбирает отношения в семье Молодцова и влияние на них Белинского.
Юношеская влюбленность Эдуарда вспыхивает вновь, когда он возвращается в родной город и с сожалением узнает, что Юля, за которой он ухаживал в школе, замужем за Молодцовым. Жизнь Юли не то чтоб сказка: муж то засиживается на работе, то пропадает на рыбалке. Ей остается только заниматься домашним хозяйством и помогать сыну с уроками. Чувства Юли будут подвергаться проверке, впрочем, гораздо хуже придется ее супругу. Тимофей находится в постоянном приступе ревности, он подозрителен и готов на разные (даже самые глупые) поступки. Понятно, что за его бравадой скрывается неуверенность, и признаться в ней — значит порушить образ человека, который способен разобраться с любой неприятностью. Даже если она связана с его собственной жизнью.
Гусляр населен удивительными персонажами. Двое ученых вечно влипают в самые разные передряги. Секретарше мэра приходится проявлять находчивость, чтобы отвлекать внимание начальника от происходящего в городе. Малыш Джей Джок (в прямом смысле малыш, он из колонии микрочеловечков, населяющих Гусляр) влюблен в секретаршу и мечтает о нормальном росте. Наконец, все гуслярцы лелеют мечты и в силу особенностей города могут позволить себе их осуществление.
Юмор
Это будет самый короткий пункт, потому что рассказывать шутки или описывать визуальные гэги — дело неблагодарное, похожее на объяснение панчлайна анекдота. «Очевидное невероятное» — не ситком, но в какой-то степени полагается на ситуативную комедию. Шутят тут не только над мэром-москвичом, но и над всеми остальными горожанами. Отдельно стоит отметить золотых рыбок — вы точно не ожидаете от них такого общения.
Вам понравится Астрахань
Снимали сериал в Астрахани — городе красивом, историческом, солнечном и слегка застывшем в прошлом. Художник-постановщик Юлия Чарандаева говорила в интервью: «Купеческая архитектура, неширокие улицы, это всё нас очень привлекает. Некая аутентичность в этом есть. Нет градостроительной застройки, которая задает ритм. Нам очень нравятся милые астраханские дворики, у них своя жизнь, уют. Очень нравится, конечно, вода, которая снималась у нас тоже в фильме, где наши герои напрямую связаны с обитателями и под водой, и над водой, и над землей».
Город в дельте Волги хоть слегка и преобразился для сериала — например, появились новые вывески вроде НИИ ГУ ГУ, — но в остальном он очень узнаваем. Улицы Ахматовская, Эспланадная, Володарская, филармония (играла администрацию Гусляра), рынок, набережная — если вы были в Астрахани, то узнаете эти места, а если живете в ней, то прекрасно помните, как осенью 2022-го шли съемки.
Музыка
Велик соблазн взять старые хиты и переделать их на новый лад, но если что-то работает, то и ломать не стоит. За кадром «Очевидного невероятного» звучат советские шлягеры про рокот космодрома, не придуманный нами мир, как мир непрост, про радость каждого дня и так далее. Иногда проскакивает что-то посовременнее, времен perestroyki и glasnosti.
Что же до обычной музыкальной партитуры, то в ней много синтезаторов, что сразу навевает мысли об экранизациях Булычёва 1980-х. Иными словами, музыкальное сопровождение соответствует тональности сериала, не идет вразрез и подчеркивает ту самую теплую ламповость, о которой мы уже говорили.