5 причин смотреть сериал «Мамонты»
9 декабря в Okko состоится премьера комедийного сериала «Мамонты» с Юрием Стояновым в главной роли. Это история о пенсионере, обманутом мошенниками, и его борьбе за справедливость. Премьера шоу состоялась на прошлогоднем фестивале «Пилот» в Иванове, где «Мамонты» завоевали главный приз, который вручается по результатам зрительского голосования. У режиссера Михаила Чистова получилось трогательное, поучительное и забавное семейное кино — без назидательных интонаций, часто характерных для подобных сюжетов. Рассказываем, почему «Мамонтов» не нужно пропускать.
Тема кибермошенничества важна и мало освещается
По данным исследования медиахолдинга Rambler&Co и онлайн-кинотеатра Okko, 70% россиян сталкивались с кибермошенничеством. Большинство пострадавших — пенсионеры и люди пожилого возраста. Интернет для них — непривычная среда. Старшие поколения редко ждут угрозы из Сети и не понимают, почему следует проявлять бдительность.
В «Мамонтах» главный герой по просьбе дочери (Марьяна Спивак) перебирается в Москву и впервые сталкивается с мобильным банкингом, доставкой продуктов, сенсорными телевизорами, роботами-пылесосами, приложениями такси. Бездушный мир технологий ему не нравится, а дочь и внучка не слишком помогают дедушке. Николай Николаевич (Юрий Стоянов), склонный доверять всем вокруг, в итоге становится жертвой кибермошенников и переводит им миллионы. Полиция отказывается расследовать инцидент, так что пенсионер решает вычислить преступника самостоятельно.
Анна Селиванова, заместитель директора Института компьютерных наук и кибербезопасности СПбПУ, комментирует: «На рост кибермошенничества повлияла пандемия коронавируса. Мы перевели большую часть повседневной деятельности в цифровую среду и стали гораздо уязвимее, чем раньше. Самым распространенным и легким для преступников видом кибератак остается „фишинг“. В случае с манипуляцией человеческим доверием мошенникам не нужно ничего „взламывать“, достаточно обмануть. Одно из важнейших направлений работы в сфере кибербезопасности — популяризация цифровой грамотности. Развлекательный формат сериала позволит простым и ненавязчивым способом познакомить аудиторию с основными правилами диджитал-гигиены. В отечественном кинематографе, насколько я знаю, тема прежде широко не освещалась».
Первые эпизоды сериала еще до премьеры, 4 декабря, посмотрели участники проекта «Московское долголетие» — столичные пенсионеры с активной жизненной позицией. Интересно, что в конце каждого эпизода зрителям показывают QR-код, ведущий на страницу документального фильма «На крючке: Когда звонит мошенник». Расследование рассказывает о реальных киберпреступлениях и средствах, с помощью которых преступники обманывают жертв.
Вечно актуальная тема отцов и детей
Кибермошенничество хоть и одна из главных, но всё же не ключевая тема сериала. «Мамонты» — прежде всего семейная история. Дедушка, который поначалу кажется дочери и внучке рядовым бумером, по мере развития сюжета заслуживает их уважение. Он настойчив (хотя и наивен) и готов учиться. Он хочет быть с семьей на одной волне, пусть у него не всегда получается. Проблема отцов и детей для нашего кинематографа не нова: в «Цикадах» родители и дети разговаривают на разных языках, в «Нелюбви» сын сбегает из семьи, в «Бате» сын переносит травматичный опыт детства на собственную семью. «Мамонты» находят для распространенного конфликта новую интонацию. Она не злобная, не обличающая, а скорее забавная и доброжелательная, какая и бывает в настоящих хороших семьях.
История о телефонных мошенниках для создателей «Мамонтов» становится поводом поговорить об уходящем поколении, о том, как много могут дать друг другу зумеры и бумеры. Внучка Полина (Елизавета Ищенко) поначалу хочет, чтобы дедушка съехал от них, раздражается и не желает с ним общаться. Но со временем находит со старшим родственником общий язык. Реабилитация семейных ценностей помогает герою открыть в себе силы для сопротивления обстоятельствам.
Необычный главный герой
Главный герой Николай Николаевич — форменный интеллигент, мягкий и благородный. Исполнитель роли Юрий Стоянов рассказывает о нём: «Он значительно более терпим, нежели я. Его терпимость идет из интеллигентности, передаваемой из поколения в поколение, хотя он рядовой инженер и звезд с неба не хватал. Но есть у нас и общее — невероятная влюбленность в кино: Николай Николаевич постоянно цитирует старые фильмы, на которых он вырос и сформировался как человек». Пенсионер добродушием и представлением о морали похож на героя фильма «Стажер», в котором мужчина тоже пытается адаптироваться к меняющимся реалиям современного мира.
Юрия Стоянова мы еще недавно видели в «Играх» и «Вампирах средней полосы», но каждое его появление на экране — повод для радости. Тем более что комедийные амплуа актеру особенно удаются.
Сентиментализм в изображении повседневных деталей
Режиссер «Мамонтов» Михаил Чистов — дебютант, впервые занявший режиссерское кресло, сценарист сериалов «Физрук» и «Корни». Ему хорошо удаются житейские сюжеты, добрый юмор, интонация и атмосфера feel-good movies. По форме сериал — детектив с киберпреступлениями и расследованием сыщиков-любителей. Фон — Новая Москва, рядовая квартира, типичная семья. Художественный мир «Мамонтов» знаком до скуки, но вместе с тем пропущен сквозь оптику сентиментального умиления. Стеклянные новостройки, курьеры и торговые центры — всё снято трогательно. Операторская и режиссерская работы подчеркивают первое столкновение Николая Николаевича с новым миром и их постепенное медленное знакомство.
Создатели сериала работают с деталями: например, в квартире Николая Николаевича всё подчеркнуто архаично, даже телевизор у него старого образца. Через главного героя мир цифровой и аналоговый сталкиваются друг с другом, но, хоть и вступают в видимое противоречие, в конце концов уживаются в одном пространстве, как и несколько поколений одной семьи. В детстве дедушка учил внучку кататься на велосипеде, а вот уже она учит его пользоваться браузером. И наоборот: он учит ее уважать людей, а она его — быть смелым.
Любопытная находка — иконки происходящего в интернете дублируются на экран заметками и переписками. Выглядит ненавязчиво и дополняет повествование.
Ощущение чуда
Сериал неуловимо комфортен. В нём нет злой иронии, рано взрослеющих подростков, циничных взрослых. «Мамонты» — отличный вариант для семейного просмотра, который при необходимости подготовит почву для обсуждения проблем киберпространства со старшими родственниками.
Название, с одной стороны, подчеркивает, как не приспособлен главный герой к современности, а с другой, подсвечивает, что он добрый, сильный и напоминает о мире, который от нас уходит, но по которому мы всегда будем скучать. Стоянову удается разрешить сложную актерскую задачу — сыграть всюду положительного героя нескучно. Его напарницы по сериалу, Спивак и Ищенко, обе изобразили характерных представительниц следующих поколений. Юля (Спивак) тригерится и от наивности отца, и от резкости дочери, Полина (Ищенко) не хочет понимать родителей. Московская часть семьи часто не в духе и негодует по пустякам. Николай Николаевич учит дочь и внучку воспринимать жизнь как праздник.
В «Мамонтах» отчетливо ощущается атмосфера чуда — не магического, не сверхъестественного, а простого человеческого, когда люди учатся друг друга понимать, а добро опережает зло. Наверное, это то, что нужно смотреть перед Новым годом и Рождеством, учитывая, что жанр рождественских историй предполагает бытовые чудеса.