4 причины посмотреть культовый ситком «Компьютерщики» про гиков в офисе
Подпискам AMEDIATEKA и «Премиум» в Okko вышли все сезоны сериала «Компьютерщики». Остроумная комедия 2000-х Грэма Линехэна (создателя «Книжного магазина Блэка») рассказывает про гиков, которые обслуживают оборудование в офисе Reynholm Industries. Они не хотят работать и вместо этого придумывают себе бессмысленные занятия: например, пытаются затесаться в компанию футбольных фанатов или участвуют в телевикторинах. Объясняем, почему «Компьютерщики» до сих пор смешат, и вспоминаем, как авторы ситкома переосмыслили эпоху новых технологий и интернета.
Революционная комедия про гиков и интернет
Кадр из сериала «Компьютерщики»
реж. Грэм Линехэн, 2006
После выхода ситкома «Отец Тед» про сумасбродных ирландских священников сценарист Грэм Линехэн наслаждался жизнью на финансовые отчисления. Автор начал тратить больше времени на компьютерные игры и даже купил ПК. Правда, новообретенное устройство барахлило и ничего не тянуло, так что Линехэн часто обращался к помощи специалистов. Один из мастеров приехал на вызов и встретил в дверях супругу шоураннера. Вместо того чтобы поздороваться как нормальный человек и представиться, он сказал ей: «Вы не Грэм!» А во время неловкого смол-тока с Линехэном компьютерный мастер признался, что его коллеги не умеют общаться с людьми. Это откровение повеселило сценариста и заставило задуматься. А что, если написать комедию про асоциальных гиков?
Линехэн вспомнил, что во время одного непомерно дорогого курса комедийного мастерства он усвоил ровно одну вещь: ситкомы должны отражать общественные изменения. Например, комедия «Мэри Тайлер Мур» появилась как реакция на рост количества женщин в офисах — и это сделало шоу хитом 1970-х. Вторая половина 2000-х ознаменовала собой резкий скачок интернет-культуры и развития технологий. При этом значительная часть населения Англии до конца не понимала, что такое браузеры, откуда берутся «трояны» и как работают соцсети. На этом чувстве неизведанного и собирался поиграть сценарист: он придумал ситком про компьютерщиков, в чье окружение неожиданно попадает нормальная женщина.
«Компьютерщики» одними из первых — еще до «Теории большого взрыва» — представили гиков широкой публике. Это мужчины средних лет, которые работают на нижнем этаже офисного здания, проводят свободное время за настолками, играют в приставку, обсуждают кинокомиксы и очень боятся конфликтных ситуаций. Поэтому с людьми они общаются исключительно через социальные сети или электронные письма. А если рискуют и открывают рот, то обязательно попадают в передряги: оказываются втянуты в ограбление банка, запираются в одной квартире с каннибалом или неожиданно попадают под прицел активистов из «Твиттера». Пускай сейчас многие шутки выглядят старомодными (к счастью, англичане адаптировались к технологиям), но ситком отлично передает дух времени — 2000-х, которые уже давно превратились в мем.
Циничный ситком про офисные будни
Кадр из сериала «Компьютерщики»
реж. Грэм Линехэн, 2006
«Компьютерщики» — не только комедия про гиков, но и один из представителей так называемого workplace-ситкома. В начале 2000-х на малые экраны стали массово выходить сериалы про работяг: среди них «Книжный магазин Блэка» всё того же Линехэна, британский и американский «Офисы», «Журнал мод» и «В Филадельфии всегда солнечно». Как и герои большинства этих шоу, персонажи «Компьютерщиков» отчаянно делали всё, чтобы не выполнять свои обязанности. Когда Рою (Крис О’Дауд) звонят с верхних этажей, чтобы решить проблему с ПК, он апатично отвечает коронной фразой: «Вы пробовали включить и выключить устройство?» А его напарник, чудаковатый Мосс (Ричард Айоади), может игнорировать рабочие задачи, потому что тестирует новое изобретение или узнает дату своей смерти с помощью онлайн-тестов.
Этот дуэт концентрированного безумия разбавляет новоприбывшая Джен (Кэтрин Паркинсон): девушка каким-то чудом получает должность менеджера по внутренним коммуникациям. Теперь она выступает звеном между подвальным офисом айтишников, который завален фанатскими фигурками и материнскими платами, и вылизанными верхними этажами. На протяжении четырех сезонов и одного спецвыпуска персонажи пытаются не убить друг друга в тесных и откровенно грязных четырех стенах. Джен учит Мосса и Роя, как общаться с девушками и хотя бы на секунду казаться совершенно нормальными людьми. А компьютерные гики помогают новичку разобраться в хитросплетениях интернет-культуры. И эта безумная динамика — сердцевина всего шоу.
В сериале не обходится и без главной офисной фигуры — своенравного босса, который постоянно устраивает бесполезные тренинги и собрания. В первом сезоне им выступает Рейнхольм-старший в исполнении Кристофера Морриса. Начальник, например, объявляет войну стрессу на рабочем месте — и тем самым поднимает уровень всеобщей тревожности. Вскоре его пост перенимает Рейнхольм-младший (Мэтт Берри): ещё больший бездельник, он пристает к сотрудницам и расхаживает по кабинету в нижнем белье. Линехэну удалось главное: показать офисную жизнь во всём её абсурдном многообразии — от бездельников-гиков до серых менеджеров среднего звена и начальства, которое лишь подогревает общий градус безумия.
Сериал с фирменным авторским стилем
Кадр из сериала «Компьютерщики»
реж. Грэм Линехэн, 2006
Линехэн решил взять за основу формулу сериала «Сайнфелд»: вдохновляться реальными ситуациями, но доводить их до такого градуса абсурда, что зритель не сможет предсказать финал эпизодов. Например, Джен неожиданно замечает, что в офисе есть бесхозная комната за красной дверью, которую можно использовать под рабочее пространство. Но оказывается, в этой кладовке обитает «вампир». Или Мосс пытается открыть очередной неудачный стартап. Но вместо этого оказывается на телевидении в качестве эксперта по иракскому конфликту. Вселенная сериала вполне приземленная: в ней есть аналоги твиттера и фейсбука* (*принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской на территории России), англичане фанатеют от футбола, а в театре ставят знаменитые «Монологи вагины» — но из-за героев-чудаков вселенная быстро сворачивает куда-то не туда. И это делает просмотр еще веселее.
Даже формат съемки у «Компьютерщиков» по-своему ламповый. Сериал создавали на заре классических ситкомов: в студии, с аудиторией и, соответственно, с закадровым смехом. После современных комедий в духе «Хорошего места» или «Сообщества» эта камерность ощущается еще сильнее: в первых двух сезонах зрители перемещаются между тремя-четырьмя основными локациями. Чтобы разнообразить декорации, Линехэн прибегнул к хитрости. Шоураннер попросил фанатов присылать свои фэнзины и комиксы, а также завалил студию плакатами любимых групп и фильмов — и в каждом новом выпуске обновлял декорации офиса главных героев. А в 2006 году создал веб-сайт под названием «Почему это восхитительно», с помощью которого обсуждал с фанатами ситкомы и делился глупыми видео. В итоге он искал там массовку для «Компьютерщиков». И это тоже привнесло в сериал особый лоск.
Даже герои — своего рода отражение Линехэна. Мосс — шоураннер в 14 лет: интересующийся всем на свете, по-детски наивный, но боящийся людей. Рой — он же, но уже ближе к 30 годам: любитель рок-музыки, немного циник, уставший от жизни и беспросветной глупости людей, а еще аутсайдер у женщин. А вот Джен — скорее супруга Линехэна, Хелен. Благодаря браку он понял, что рутина и однообразность — это хорошие вещи. А заодно начал размышлять о том, как женщина влияет на мужскую среду: подобному тому, как Хелен превратила квартиру Линехэна из клоповника в уютное жилье, так и Джен постепенно трансформирует офис из подобия склепа в захламленное, но уютное рабочее пространство.
Эффектный бенефис комиков
Кадр из сериала «Компьютерщики»
реж. Грэм Линехэн, 2006
После работы с Диланом Мораном над «Книжной лавкой Блэка» Линехэн понял: при создании ситкома надо окружать себя талантливыми артистами — и тогда даже самые странные идеи начнут работать. Молодой актер Крис О’Дауд привнес в Роя фирменную скуфоватость. Ричард Айоади с его нердовской внешностью и гигантскими очками подарил Моссу знакомый пищащий голос. Кэтрин Паркинсон сделала героиню исключительно неловкой. И между персонажами сразу появилась химия.
На роли вторых планов Линехэн взял более именитых комиков: Мэтта Берри и Ноэля Филдинга из «Майти Буш» и писателя Кристофера Морриса, который позже снимет черную комедию «Четыре льва». По признанию самого Линехэна, он позволял актерам импровизировать в кадре и достраивать своих персонажей на ходу — именно поэтому «Компьютерщики» до сих пор веселят: это сериал, трепетно собранный лучшими юмористами страны.