15 лет «Началу» Кристофера Нолана: Вспоминаем самые безумные теории о фильме
16 июля научно-фантастическому блокбастеру с Леонардо ДиКаприо исполняется 15 лет. В «Начале» есть всё, за что мы любим Кристофера Нолана: многослойный сюжет, зрелищные экшен-сцены и звездный каст. Как и многие фильмы именитого постановщика, история о взломщиках сновидений породила немало споров и теорий — безумных и не очень. Рассказываем о самых интересных.
Для начала напомним сюжет для тех, кто давно не пересматривал фильм. Главные герои — так называемые извлекатели, специализирующиеся на промышленном шпионаже. Аферисты добывают ценную информацию, проникая в подсознание спящего человека, а затем передают ее заказчику. Лидер команды Кобб (Леонардо ДиКаприо) готов взяться за сложнейший заказ, который поможет ему вернуться домой к детям. Для выполнения задания необходимо создать и пройти не один, а три уровня сна. Вместе с Коббом в путешествие отправляются проводник Артур (Джозеф Гордон-Левитт), имитатор Имс (Том Харди), химик Юсуф (Дилип Рао), архитектор Ариадна (Эллиот Пейдж) и бизнесмен Саито (Кен Ватанабэ).
Кобб так и не проснулся
Главной загадкой фильма, породившей многочисленные споры в интернете, стал открытый финал. Герой ДиКаприо наконец возвращается домой и спешит к детям, которых не видел три года. Прежде чем малыши оборачиваются и бегут к папе, Кобб успевает запустить волчок — маленький тотем, помогающий отличить реальность от сновидения. Многие зрители до сих пор считают, что финальная сцена «Начала» разворачивается в лимбе, то есть во сне Кобба, ведь волчок так и не перестал вращаться. Кроме того, дети главного героя выглядят точно так же, как и три года назад — совсем не выросли и носят ту же одежду. Однако внимательные зрители заметят небольшую разницу: на девочке, кроме розового сарафана, белая футболка, а у мальчика заметно отросли волосы. Да и сам Нолан отмечал, что роли детей Кобба в начале и конце фильма исполняли две пары актеров. Кроме того, во сне главный герой никогда не видел лиц малышей, а в финальной сцене мальчик с девочкой радостно бегут навстречу папе.
Кадр из фильма «Начало»
реж. Кристофер Нолан, 2010
Двойственность концовки подчеркивается тем, что Кобб не смотрит на волчок, ему уже всё равно, в каком мире он находится. По словам режиссера, в этом и заключается смысл финала. Герой воссоединился с детьми, отбросил вину и принял окружающую реальность, чего так и не смогла сделать его погибшая жена. Разумеется, фанаты подсуетились и объяснили реакцию Кобба тем, что волчок никогда не был его тотемом, он всегда оставался талисманом Мэл. Герой не смотрит на волчок, потому что его настоящий тотем — обручальное кольцо, которое Кобб носит только во сне. Если обратить внимание на руки ДиКаприо в финальной сцене, можно заметить, что кольца на пальце нет, значит, события происходят в реальном мире.
Однако главным тотемом в фильме (и в карьере Нолана) стал Майкл Кейн, исполнивший роль профессора Майлза — тестя, учителя и наставника Кобба. Прочитав сценарий «Начала», британский актер запутался и спросил у режиссера, какие события происходят на самом деле, а какие во сне. Нолан объяснил, что все сцены, в которых присутствует персонаж Кейна, точно относятся к реальному миру. Выходит, в финале Кобб всё же проснулся по-настоящему, ведь дома его встречают не только дети, но и любящий тесть.
Реальная цель внедрения — сам Кобб
Главные герои фильма — опытные аферисты, которые за очень большое вознаграждение добывают для заказчиков важную информацию, проникая в чужой разум. Команда Кобба умеет не только извлекать, но и внедрять идеи, то есть внушать человеку ту или иную мысль без его ведома. Основной операцией в «Начале» стала экспедиция в подсознание Роберта Фишера, наследника многомиллионной бизнес-империи. Но что, если существует еще одно внедрение, целью которого стал сам Кобб? Существует теория, согласно которой Артур, Ариадна, Имс, Юсуф и Саито придумали историю с Фишером, чтобы отвлечь внимание Кобба от главной задачи — освободить его подсознание от всепоглощающего чувства вины за смерть жены. В то время как ничего не подозревающий персонаж ДиКаприо настраивался взламывать сознание Фишера, команда втихаря планировала секретную терапевтическую операцию по спасению собственного лидера.
Кадр из фильма «Начало»
реж. Кристофер Нолан, 2010
Теория объясняет многочисленные ошибки, которые опытные аферисты допускают в подсознании Фишера. Например, лучший в своем деле проводник Артур забыл упомянуть в отчете, что миллионер прошел обучение и теперь его разум умеет сопротивляться внедрению. Изначально эта деталь воспринимается как непростительная оплошность (которая в итоге чуть не стоила Саито жизни), но если Фишер — всего лишь отвлекающий маневр, то из-за таких мелочей можно не заморачиваться. Похожая ситуация произошла с Юсуфом, который забыл рассказать о последствиях сильнейшего снотворного: команде было важно затащить Кобба в лимб, ведь именно там он сможет навсегда проститься с Мэл. «Хочешь ли ты стать стариком, переполненным сожалениями и ждущим одинокой смерти?» — возможно, эта фраза относится не к Саито, а к герою ДиКаприо. Именно Кобб должен сделать выбор: навсегда остаться во сне, мучаясь чувством вины, или вернуться в реальность.
Весь фильм — это сон Кобба
«Мы никогда особо не помним начало сна, ведь так? Мы всегда оказываемся внутри того, что происходит», — по мнению многих фанатов, эти слова Кобба применимы к самому «Началу». В первые минуты фильма режиссер дает нам взглянуть на финал (встреча Кобба и пожилого Саито), а затем без каких-либо пояснений помещает в разгар операции по извлечению. Именно так люди обычно вспоминают сны: сперва концовку, а затем обрывочные фрагменты из середины. Кроме того, продолжительность фильма составляет 2 часа 28 минут, а композиция Non, je ne Regrette Rien, в течение которой герои пребывают во сне, длится 2 минуты 28 секунд.
При желании можно найти множество подтверждений тому, что весь фильм Нолана — не более чем сон главного героя. «Начало» построено вокруг Кобба, мы почти ничего не знаем о жизни других персонажей. Ариадна, Имс, Артур, Юсуф и Саито напоминают плоские проекции, которые по сюжету фильма часто появляются в сновидениях. Кроме того, в некоторых сценах, якобы происходящих в реальности, нарушена логика повествования. Например, в эпизоде самоубийства Мэл героиня Марион Котийяр оказывается не в одной комнате с мужем, а в окне напротив. Номер отеля за ее спиной выглядит точно так же, как и тот, где находится Кобб, и герой будто не замечает странности происходящего. Подобные ситуации часто происходят во сне, когда среди привычных вещей появляется что-то непонятное и будто вывернутое наизнанку.
Кадр из фильма «Начало»
реж. Кристофер Нолан, 2010
В конце концов, с первых лет зарождения кинематографа фильмы сравнивали со снами. В обоих случаях мы отключаемся от реальности и погружаемся в другой мир, переживаем различные эмоции и становимся свидетелями вымышленных событий. Нолан признался, что сюжет фильма отчасти символизирует творческий процесс создания фильма. Развивая эту версию, можно сказать, что Кобб — это режиссер, Артур — продюсер, Ариадна — сценарист, Имс — актер, Юсуф — специалист по спецэффектам, а Саито — киностудия. А Фишеру отведена роль благодарного зрителя, которому все вышеперечисленные внедряют одну идею за другой.
Цифровой код
На протяжении всего фильма появляется одна и та же комбинация — 528491. Это число произносит Фишер, когда Кобб просит его назвать любые шесть цифр, которые приходят в голову. Логично, что в дальнейшем извлекатели использовали ту же комбинацию на всех уровнях сна, закрепляя ассоциацию в голове объекта. В отеле герои использовали две комнаты — 528 и 491. Номер, который Имс пишет на салфетке, — 528-491. Дойдя до заветного сейфа, Фишер уже не сомневался, как его открыть — просто набрать код 528491. Однако некоторые фанаты пошли дальше и разглядели в цифровой комбинации скрытое послание Нолана.
Кадр из фильма «Начало»
реж. Кристофер Нолан, 2010
В это трудно поверить, но кому-то пришло в голову заглянуть в шестнадцатеричную систему цветов — пыльно-бирюзовый оттенок под номером 528491 отдаленно напоминает тот, что использовался в оформлении официальных постеров фильма. Гораздо убедительнее звучит другая интерпретация: числовой код — это ключ к посланию, зашифрованному в саундтреке «Начала». При соблюдении цифровой последовательности названия композиций складываются в предложение: «Старые души (5), мы построили свой собственный мир (2) на одной простой идее (8), радикальном понятии (4): сон во сне (9) — это наполовину запомнившийся сон (1)».