10 мощных ролей Николаса Кейджа: От наименее дикой к самой безумной
В российском прокате идет «Серфер» — триллер Лоркана Финнегана, где Николас Кейдж играет мужчину, вступившего в войну с австралийской бандой серферов. Мы решили вспомнить другие яркие роли одного из самых смелых актеров поколения. Тут есть и черная комедия братьев Коэн, и фильм-головоломка Чарли Кауфмана, и психоделические боевики, и жуткие хорроры.
10. «Без лица»
Агент ФБР Шон Арчер (Джон Траволта) давно гоняется за международным террористом Кастором Троем (Николас Кейдж), который шесть лет назад убил его маленького сына. Наконец преступника ловят, и тот оказывается в коме. Вот только выясняется, что до своего ареста Кастор Трой успел заложить где-то в городе бомбы с ядовитым газом. Чтобы выяснить, где находятся заряды, Арчер соглашается на дикую авантюру: с помощью операции он меняет свое лицо на лицо Троя и садится в тюрьму к брату террориста Поллуксу (Алессандро Нивола). Но вдруг настоящий Кастор выходит из комы и под страхом смерти заставляет доктора пришить ему лицо Арчера. Теперь агенту ФБР придется выбираться из тюрьмы и как-то доказывать, что он обменялся лицами с преступником.
У «Без лица» совершенно безумная завязка, которую можно представить только в боевике 90-х: типичная история о противостоянии детектива и преступника переворачивается с ног на голову из-за того, что герои меняются внешностью. Кейдж большую часть фильма, по сути, играет Шона Арчера, а большинство ярких выходок достается Траволте. Но в первом акте Николас тоже успевает покуражиться. Чего стоит одна открывающая сцена, где Кастор Трой в аэропорту присоединяется к хору монашек.
9. «Воспитание Аризоны»
Хай (Кейдж) — мелкий грабитель, который регулярно оказывается в тюрьме. Там работает одинокая полицейская Эдвина (Холли Хантер), и чем больше раз она встречает арестанта, тем сильнее влюбляется в него. В какой-то момент Хай и Эдвина решают жить вместе. Но вот незадача — у них не получается завести детей. Тогда герои придумывают план, как украсть младенца из многодетной богатой семьи. Мол, им своих и так хватает.
«Воспитание Аризоны» — всего лишь второй фильм братьев Коэн, больших мастеров криминальных комедий о незадачливых преступниках. Правда, в отличие от условного «Фарго», здесь режиссеры к своим героям относятся с куда большим сочувствием. Хай и Эдвина — не то чтобы плохие люди, просто влюбленные чудаки, которые видят мир по-своему. Для Кейджа, до этого часто игравшего в драмах (в том числе своего дяди Фрэнсиса Форда Копполы), роль дурашливого преступника позволила показать комедийный талант. Именно тут родился тот Кейдж, которого мы знаем: экспрессивный, дикий и очень смешной.
8. «Герой наших снов»
Пол Мэттьюз (Кейдж) — средневозрастный профессор биологии с нереализованными амбициями: когда-то он был подающим надежды ученым, но теперь его исследования используются разве что в чужих работах, где его даже не упоминают. В один день безо всякой причины Пол вдруг начинает массово сниться совершенно незнакомым людям. Это делает его звездой, и мужчина тут же пытается воспользоваться ситуацией и обрести, как он считает, заслуженную славу. Вот только его идеи никого не интересуют. К тому же в какой-то момент его поведение в чужих снах становится пугающим.
Трагикомедия Кристоффера Боргли остроумно комментирует современную одержимость селебрити и жгучее желание людей оказаться в центре внимания. Пол — очень жалкий и уязвимый человек, который купается в сиюминутной славе и чувствует себя значимым, только когда на него смотрят другие люди. Кейдж идеально играет человека, который вроде бы должен злить зрителя, но почему-то вызывает сочувствие. Может, потому что в нём, какой бы странный и нелепый он ни был, так легко увидеть себя.
7. «Адаптация»
Известный сценарист Чарли Кауфман (Кейдж) берется за адаптацию романа «Похититель орхидей» Сьюзен Орлеан (Мэрил Стрип), но вскоре понимает, что оказался в творческом кризисе. А тут еще в гости приезжает назойливый брат-близнец Дональд (тоже Кейдж), который сыплет безумными идеями и всячески мешает сосредоточиться. В итоге Чарли решает вместо прямой адаптации книги написать о том, как он адаптирует книгу. И вдруг события романа начинают путаться с его реальностью.
«Адаптация» — хитросплетенная трагикомедия от большого мастера запутанных фантастических историй Чарли Кауфмана («Вечное сияние чистого разума», «Быть Джоном Малковичем»). Здесь он написал сценарий как будто о самом себе, но, как это делает и его экранная версия, перемешал действительность с вымыслом. Получился фильм о том, как он пишет фильм о том, как адаптирует роман.
Кейдж — зрительский проводник в абсурдный внутренний мир Кауфмана. Он играет нетипичную для себя роль замкнутого творца, неспособного справиться с собственным буйным сознанием. Но также удивляет и образом несуществующего в реальности Дональда Кауфмана — абсолютной противоположности брата, энергичного и громкого.
6. «Дикие сердцем»
Парень по имени Сейлор (Кейдж) выходит из тюрьмы и первым делом отправляется к своей возлюбленной Луле (Лора Дерн). Вместе они решают сбежать из родного города и отправиться куда подальше. Но с этим планом очень несогласна мать Лулы, Мариетта (Дайан Лэдд). Она отправляет в погоню за влюбленными частных детективов и целую свору убийц.
Сюрреалистичный роуд-муви Дэвида Линча — гимн молодости и любви, история о страстной парочке, которая пытается хоть где-то спрятаться от жестокого мира, но тот лишь постоянно подкидывает проблемы. Дуэт Кейджа и Дерн — бьющееся сердце фильма: оба с упоением играют застрявших в фантазиях людей, не согласных принимать навязанные им правила. Сейлор хоть и преступник, но еще и неубиваемый романтик, герой-рыцарь, способный заставить всех вокруг подпевать песне Элвиса Пресли и готовый бороться за свою любовь до конца.
5. «Призрачный гонщик 2»
Джонни Блэйз (Кейдж) — бывший водитель-каскадер, который заключил сделку с дьяволом и получил способность превращаться в Призрачного гонщика, объятого пламенем и практически неуязвимого скелета. Во второй части героя нанимают, чтобы он нашел мальчика по имени Дэнни (Фергус Риордан) и отвез в святилище к монахам. Те смогут не только спасти ребенка от преследующих бандитов, но и избавить Джонни от проклятия. Вот только и за парнем, и за главным героем охотится сам Мефистофель.
Первая часть «Призрачного гонщика» познакомила нас с персонажем — мечтой подростка из нулевых: эджи-супергерой из ада на горящем мотоцикле не щадил врагов и сражался с демонами. В сиквеле глуповато-пацанскую эксцентрику выкрутили еще сильнее. Кейдж тут рычит, орет и иногда выглядит даже страшнее, чем его костлявое альтер эго. Но а что еще ждать от дуэта режиссеров, подаривших миру «Адреналин»?
4. «Поцелуй вампира»
Питер Лоу (Кейдж) — скучающий литературный агент из Нью-Йорка, в жизни которого давно не происходит ничего интересного. Однажды, когда герой приводит очередную девушку к себе домой, в его комнату залетает летучая мышь. Борясь с ней, мужчина вдруг чувствует возбуждение. Чуть позже другая подруга на одну ночь кусает его вампирскими клыками. С этого дня Питеру всё сложнее находиться на солнце и жить без человеческой крови.
«Поцелуй вампира» в каком-то смысле опередил повальную моду 1990-х на кино о зажравшихся яппи, которые от скуки сами себе выдумывают проблемы; об этом же отчасти рассказывает «Бойцовский клуб» или, скажем, «Американский психопат». Питер Лоу — вполне себе собрат Патрика Бейтмана, только тот представлял себя хладнокровным убийцей, а герой Кейджа вдруг решает, что превращается в вампира, и постепенно сходит с ума: ест тараканов и голубей, нападает на людей, превращает квартиру в мрачное логово Носферату. Актер потрясающе показывает все стадии развития героя. От его тихого раздражения жизнью до полномасштабного сумасшествия.
3. «Мэнди»
Дровосек Ред (Кейдж) и его девушка Мэнди (Андреа Райзборо) спокойно живут в хижине посреди леса, наслаждаясь природой и друг другом. Но вдруг около их дома оказываются члены религиозного культа, возглавляемого жутким Иеремией (Лайнас Роуч). Они похищают Мэнди и убивают ее. Ред отправляется мстить.
В какой-то момент карьеры Николас Кейдж оказался на задворках Голливуда — играл во второсортных боевиках и часто становился объектом шуток о «плохой» актерской игре. Ренессанс Кейджа начался как раз с «Мэнди», фильма, который смог использовать лучшие качества артиста по назначению. Психоделический триллер Паноса Косматоса не говорит лишних слов, вместо них — звериные крики Кейджа, который рубит своих врагов бензопилой и убивает другими изобретательными способами. Ничего лишнего: только ярость, боль и чистое безумие.
2. «Собиратель душ»
Агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) обладает паранормальными способностями, что помогает ей вычислять преступников. Но с одним делом не может справиться даже она: на протяжении десятилетий в штате происходит странная серия жестоких преступлений, где отцы разных семей убивают всех родных, а затем кончают с собой. В ходе расследования Харкер выходит на след неуловимого мужчины по прозвищу Длинноногий (Кейдж). Но как именно он связан с убийствами, она не знает.
«Собиратель душ» в первую очередь пугает недосказанностями: нам долго никто не объясняет, как связаны дела и реальны ли местные демоны, а злодей оказывается настолько жутким, что даже камера боится показывать его лицо. Фильм Осгуда Перкинса работал бы и вполовину не так эффективно без идеального каста на роль Длинноногого. Загримированный до неузнаваемости Кейдж действительно вызывает ужас. Он не ведет себя как типичный маньяк из слэшеров, его поведение настолько хаотично, что совершенно невозможно предугадать, что именно он выкинет в следующий момент. Это создает что-то вроде эффекта «зловещей долины»: антагонист выглядит чем-то нечеловеческим, инородным, оттого и пугающим.
1. «Плохой лейтенант»
Полицейский Терренс Макдона (Кейдж) во время урагана спасает тонущего заключенного из камеры и получает за это не только медаль, но и больную спину. От выписанного ему обезболивающего лейтенант постепенно переходит к кокаину. Он становится наркозависимым и беспринципным копом, которому плевать на закон.
Фильм немецкого классика Вернера Херцога формально наследует одноименной картине Абеля Феррары с Харви Кейтелем в главной роли. Но вместо напряженного триллера режиссер снимает очень черную комедию. Терренс Макдона здесь — наркоман, убийца и насильник, который не остановится ни перед чем ни в погоне за преступниками, ни в поисках новой дозы. Кейдж здесь показывает себя как очень смелый актер — только такой и мог бы сработаться с Херцогом. Он не боится быть чрезмерным, вызывать ужас и омерзение.