Опубликовано 11 января 2023, 14:33
9 мин.

По ту сторону волшебного королевства: 10 малоизвестных фактов о студии Disney

Поделиться:
По ту сторону волшебного королевства: 10 малоизвестных фактов о студии Disney

16 октября 2023 года студия Disney отметит свое столетие. За это время не одно поколение успело вырасти на проектах Disney, а многим повезло побывать в волшебном королевстве Диснейленд. Спустя почти век компания стала только известнее и успешнее. Но так ли всё было радужно в жизни тех людей, которые научили нас верить в свои мечты? Сегодня делимся 10 фактами о Disney, которые вы могли не знать. 

Universal Pictures отказала Уолту Диснею в должности режиссера

История студии Disney

Уолтер Дисней в своем офисе

Фото: KEYSTONE Pictures USA

Сейчас мало кто помнит, что Уолт Дисней создал свою первую студию, когда ему было около 20 лет. К сожалению, она обанкротилась, а Уолт был на грани нищеты, к тому же анимация перестала его вдохновлять. Внезапно он решил стать режиссером и отправился в Лос-Анджелес. С поддельными визитками журналиста он получил доступ к студии Universal Pictures. Там он впервые увидел весь процесс кинопроизводства и решил стать его частью. Но в отделе кадров Universal ему отказали в должности режиссера, на которую он претендовал. А позже это сделали и остальные студии Голливуда. Забавно, но уже через несколько лет Universal наняла компанию Disney для создания мультсериала. В то время такие сериалы, как «Кот Феликс» и Krazy Kat, были очень популярными, и глава Universal Карл Леммле захотел собственный похожий проект с кроликом в главной роли. Узнав об этом, известный продюсер Чарльз Минтц предложил Карлу услуги братьев Дисней, но договор вышел трехсторонним. Так на свет появился очаровательный кролик Освальд, который быстро стал звездой. И хотя студия Disney создавала мультфильмы про Освальда, она сильно недополучала прибыль. Уолт отправился в Нью-Йорк, чтобы предложить Минтцу пересмотреть условия сотрудничества, и в тот момент стало ясно, что Освальд вообще не принадлежит Диснею. Договор был составлен таким образом, что все права были исключительно у Universal. Уолт тогда твердо решил, что больше не будет работать на других, и, отправляясь обратно в Лос-Анджелес, в поезде придумал Микки Мауса. Во всяком случае, так гласит одна из легенд.

Роя Диснея, брата Уолта, всегда недооценивали

Интересные факты о студии Disney

Рой Дисней подписывает контракт с Джеком Харкинсом

Фото: Underwood Archives

Старший брат Уолта и сооснователь корпорации Рой Дисней всегда оставался в тени. Даже преданные фанаты порой удивляются тому факту, что у Диснея было трое братьев и одна сестра. При этом сам Уолт признавал, что без Роя никакой студии бы не было. Уолт был гениальным рассказчиком и творцом, но совершенно не умел управлять финансами и с легкостью мог подписать невыгодный договор с партнерами. Все его идеи так и остались бы фантазиями, если бы Рой не находил средства для их осуществления. Первое время студия носила название Disney Brothers, но Рой не был против переименования в Walt Disney, потому что прекрасно понимал, что имя его брата стало брендом.

Болезненная тема матери во многих проектах

Лучшие мультфильмы студии Disney

Кадр из фильма «Бэмби»

реж. Джеймс Элгар, Сэмюэл Армстронг, Дэвид Хэнд, 1942

Сложно найти человека, которого не тронула бы до слез тема потери матери в «Бемби» или «Дамбо». Многие принцессы в анимационных фильмах также росли без мам. Существует версия, что таким образом Уолт высказывался о личной боли. Когда благодаря «Белоснежке» их с Роем дела пошли в гору, они купили родителям дом, в котором со временем обнаружилась утечка газа. И хотя Уолт вызывал мастера, проблема, очевидно, не была устранена, и вскоре его мама умерла прямо в этом доме, а отец был госпитализирован. Уолт очень любил свою жизнерадостную мать Флору, а в ее смерти винил себя.

Бемби
Рейтинг: 7.68IMDb: 7.3
1942, Мультфильмы, 66 мин
США, 0+
Режиссер: Джеймс Элгар, Сэмюэл Армстронг, Дэвид ХэндГлавные роли: Харди Олбрайт, Стэн Александр, Бобетт Одри, Питер Бен, Тельма Бордман

Все считали, что Диснейленд — провальная затея

Открытие первого Диснейленда

Памятник Уолту Диснею в Диснейленде, Калифорния

Фото: D. Hurst

У Уолта было свое видение каждого проекта. Поэтому, несмотря на огромное количество профессиональных художников, композиторов, операторов и прочих сотрудников, он лично вел каждую анимацию и каждый фильм, часто внося правки. Но со временем его полностью поглотила новая цель — парк мечты для всей семьи. Уолт несколько отошел от кинопроизводства и увлекся созданием первого Диснейленда. Когда место для постройки было выбрано, Уолт пригласил близкого друга и известного ведущего Арта Линклеттера посмотреть, где вскоре будет возведено его королевство. Воображение Диснея уже в деталях нарисовало волшебный парк на месте пустыря. Из искренней заботы он предложил другу купить немного земли рядом, уверяя, что позже она будет стоить во много раз дороже. Но Арт подумал, что его бедный друг лишился разума и вскоре обанкротится. О разорении подумал и Рой, когда услышал, что за безумие на этот раз задумал его брат. Спустя несколько лет Арт стал ведущим на торжественной церемонии открытия парка вместе с будущим президентом США Рональдом Рейганом. Также, по признанию Арта в книге Пэта Уильямса «Уолт Дисней: Преврати свою жизнь в магию», он потерял по меньшей мере 4 миллиона долларов, отказавшись тогда купить земли вокруг будущего Диснейленда.

Уолт Дисней и Рэй Крок служили в одной роте

Фред Тернер и Рэй Крок

Фред Тернер и Рэй Крок

Фото: Image Supplied by McDonald’s. UPI, HO

Создатель самой известной анимационной студии и основатель империи McDonald’s познакомились задолго до того, как стали легендарными бизнесменами. Они были подростками и оба подделали свои документы, чтобы пройти по возрасту на службу в американской армии. Однако они не смогли подружиться. В свободное время Рэй вместе с другими солдатами ходил веселиться и знакомиться с девушками, в то время как Уолт оставался один и вечно что-то рисовал. Позже Крок вспоминал, что они все считали Диснея «очень странным малым». 

Сцена с подарком из «Леди и бродяги» — это реальный эпизод из жизни Уолта и Лилиан

Студия Disney: лучшие мультики

Кадр из фильма «Леди и бродяга»

реж. Клайд Джероними, Хэмильтон Ласки, Уилфред Джексон, 1955

Немного времени прошло между тем, как Уолт был настолько беден, что у него даже не было обуви, и тем, когда им с братом приходилось срочно искать землю для постройки студии, поскольку количество сотрудников и проектов стремительно росло. Уолт обожал свою студию и проводил на ней так много времени, что домой зачастую возвращался ближе к ночи, чем была очень недовольна его молодая жена Лилиан. В один из таких дней, когда Уолт точно знал, что он провинился, домой он пришел со шляпной коробкой, перевязанной красной лентой. Когда Лили открыла ее, то обнаружила в ней щенка и тут же простила трудоголика-мужа. Несколько лет спустя Уолт воссоздал эту сцену из личной жизни в анимационном фильме «Леди и бродяга».

Леди и бродяга
Рейтинг: 7.81IMDb: 7.3
1955, Мультфильмы, 73 мин
США, 0+
Режиссер: Клайд Джероними, Уилфред Джексон, Хэмильтон ЛаскиГлавные роли: Пегги Ли, Ларри Робертс, Билл Бауком, Верна Фелтон, Джордж Гивот

Личные переживания художницы в культовой сцене «Дамбо»

Мультфильмы Дисней: «Дамбо», 1941

Кадр из фильма «Дамбо»

реж. Норман Фергюсон, Сэмюэл Армстронг, Уилфред Джексон, 1941

Студия Диснеев по большей части была мужским клубом. Именно мужчины занимали важные посты и создавали легендарные мультфильмы. Женщины же в основном работали контуровщицами, их идеи редко воспринимали всерьез, а уж встретить их имена в титрах было практически невозможно. Современная писательница Наталия Холт решила исправить эту несправедливость и провела огромное исследование, результатом которого стала книга «Королевы анимации Disney». Особое внимание Наталия уделила художнице Мэри Блэр, которая приложила руку ко многим классическим мультфильмам и аттракционам в Диснейленде. Уолт очень ценил Мэри не только за ее художественный талант, но и за способность передать нужные эмоции в любой сцене. В трогательную сцену «Мой малыш» в «Дамбо», когда скованная цепями слониха-мать может лишь просунуть хобот через прутья клетки и прикоснуться к хоботу своего ребенка, Мэри вложила личные переживания. Дело в том, что она продолжительное время пыталась завести детей, но несколько выкидышей на ранних сроках лишили ее надежды. В то время было не принято откровенно говорить о таких проблемах, поэтому Мэри только и могла, что иллюстрировать свою тоску в работе. По сей день эта эмоциональная сцена вызывает у зрителей слезы. 

В «Красавице и чудовище» есть песня о СПИДе

Мультфильм «Красавице и чудовище»

Кадр из фильма «Красавица и чудовище»

реж. Гари Труздейл, Кирк Уайз, 1991

Всё та же Наталия Холт проследила интересную связь между еще одним сотрудником студии и его творчеством в мультфильме. Композитор Ховард Эшман, создавший «Русалочку» и предложивший снять «Аладдина», уже был болен СПИДом, когда его попросили поработать над «Красавицей и чудовищем». В то время люди настолько боялись эту еще не изученную болезнь, что относились к подобным Ховарду как к прокаженным и боялись до него даже дотронуться. Эшман отразил свои ощущения того времени в песне «Пусть умрет», которую поют жители деревни. Наталия Холт замечает, что слова о чудовище «Нам не нравится то, чего нам не пнять, это может привести в ужас» можно соотнести с предрассудками людей о СПИДе в те годы.

Красавица и чудовище
Рейтинг: 8.2IMDb: 8
1991, Мультфильмы, 81 мин
США, 6+
Режиссер: Гари Труздейл, Кирк УайзГлавные роли: Робби Бенсон, Джесси Корти, Рекс Эверхарт, Анджела Лэнсбери, Пейдж О’Хара, Джерри Орбак

Особые отношения с «Белоснежкой» и «Алисой в Стране чудес»

«Белоснежка и семь гномов»

Кадр из фильма «Белоснежка и семь гномов»

реж. Уильям Коттрелл, Дэвид Хэнд, Уилфред Джексон, 1937

Уолт влюбился в «Белоснежку», когда ему было 14 лет. В далеком 1916 году он посмотрел первый в своей жизни полнометражный немой фильм, и это была «Белоснежка». Годами позже Дисней признался, что именно то детское восторженное воспоминание побудило его снять свою анимационную версию сказки братьев Гримм. Так «Белоснежка» стала первым полнометражным анимационным фильмом, за разработку которого взялся Уолт Дисней. Рой был в ужасе: спустя несколько лет работы над этим проектом его бюджет достиг небывалого по тем временам миллиона долларов. Но прокат мультфильма в итоге принес 8,5 миллионов долларов, а часть прибыли пошла на строительство новой студии в Бербанке, которая и по сей день является главной штаб-квартирой Disney. 

Не менее судьбоносной в жизни Уолта оказалась и «Алиса». Еще во времена существования его первой студии Laugh-O-gram Дисней практически в одиночку снимал многосерийный фильм «Комедии Алисы». Вложив в него все свои деньги и одолжив часть у Роя, он смог снять его и продать шесть серий «Комедий Алисы» продюсеру Маргарет Уинклер. Именно этот заработок позволил ему привлечь Роя для дальнейшей работы и открыть новую, на этот раз успешную студию. Годами позже Уолту не давала покоя идея снять полнометражный фильм с элементами анимации. В какой-то момент он даже нанял известного писателя Олдоса Хаксли для написания сценария. Но когда сценарий уже был готов, Уолт отказался от живых съемок и решил снять еще один мультфильм в духе Disney. 

Белоснежка и семь гномов
Рейтинг: 7.9IMDb: 7.6
1937, Мультфильмы, Музыкальное, Фэнтези, 79 мин
США, 0+
Режиссер: Уильям Коттрелл, Уилфред Джексон, Дэвид Хэнд, Ларри Мори, Перс ПирсГлавные роли: Адриана Каселотти, Люсиль Ла Верн, Гарри Стокуэлл, Рой Этвелл, Пинто Колвиг, Отис Хэрлан

Уолт Дисней постоянно спонсировал учебные учреждения, хотя сам окончил только среднюю школу

Уолт Дисней

Уолт Дисней получает диплом на выпускном

Фото: KEYSTONE Pictures USA

Уолт Дисней был полон решимости вступить в Красный Крест, хотя он и не проходил по возрасту. Подделав год рождения, он оказался в Европе, где провел почти год. В книге Пэта Уильямса приводятся слова Уолта о том, что этот опыт стоил целой жизни. Благодаря ему он стал уверенным в себе и самостоятельным. По возвращении Уолт не захотел зависеть от своего тирана-отца и предпочел работу старшим классам школы, тем более что учеба всегда вызывала у него скуку.

Много лет спустя, когда началась работа над экранизацией «Белоснежки», Уолт Дисней пригласил преподавателей Шоинардского института обучать своих сотрудников, чтобы повысить их профессионализм. Также братья Дисней внесли огромный вклад в создание Калифорнийского института искусств (CalArts). Уолт мечтал, что в этом институте будут собираться творчески одаренные люди со всего мира. В своей книге Пэт Уильямс вспоминает слова Уолта, которые доказывают, что CalArts был для него важен так же, как студия и Диснейленд. После его смерти, согласно завещанию, институт получил 45 % его имущества.

Новое в подписке

Лучшее в подписке