Зов глубины: Фильмы про подводные лодки
Клаустрофобное пространство подводной лодки так и просится в качестве сеттинга для герметичного хоррора. Заряженные боеголовки на борту — в военный боевик. А хрупкость сознания, заключенного в тиски глубоководного давления, — в психологический триллер. Рассказываем, как кинематографисты используют подлодки, на примере 10 фильмов.
Эрнст Краузе (Том Хэнкс) кажется не самым очевидным претендентом на должность капитана американского миноносца «Грейхаунд», предназначенного для борьбы с вражескими подлодками. Он не слишком молод, слишком сентиментален и еще ни разу не бывал в реальном бою. Ему предстоит провести конвой с войсками союзников и грузами через «черную яму» — опаснейшее место в Северной Атлантике, где снуют немецкие подводные лодки «волчьи стаи».
Настоящий бенефис американского «парня из соседнего двора» Тома Хэнкса. Лауреат «Оскара» не только сыграл главную роль, но и написал сценарий к фильму на основе романа С. С. Форстера — певца «не слишком героического характера». В это масштабное военное полотно, сотканное из скрупулезно выверенных деталей быта и истории, минималистичная игра Хэнкса, создавшего подчеркнуто антигероичный образ главного героя, привносит искренности и заставляет сопереживать. А параллели с животным миром — охотничья борзая (миноносец «Грейхаунд») героически противостоит нападению волчьих стай (немецкие субмарины) — делают происходящую на экране борьбу за выживание еще более органичной.
Напряженный детективный триллер с французским флером о живучей теории мирового заговора и предотвращении атомной войны. Талантливый акустик Шантерод (Франсуа Сивиль) может определить по звуку любую подводную лодку за пару секунд, но во время рядовой эвакуационной миссии сталкивается с необычным аудиорядом, который не соответствует ни одному из современных кораблей. Пока все вокруг уверены, что Шантерод допустил ошибку, он не сдается в попытке отыскать источник звука и раскрыть сговор против Франции.
Картина, в которой главной уликой становится звук, закономерно получила премию «Сезар» за лучший звук, а Абель Ланзак, который, оказывается, вовсе и не режиссер и даже не Ланзак, — даже номинацию за лучший дебют. За творческим псевдонимом скрывается Антонин Бодри — бывший дипломат, советник министра иностранных дел Франции и спичрайтер премьер-министра. Свой творческий потенциал он реализовал в комиксе «Набережная Орсе», а к «Зову волка» также написал сценарий. Поверим «человеку изнутри» и будем надеяться, что французская разведка спасет мир от ядерной войны.
Психологический хоррор по сценарию Даррена Аронофски («Фонтан», «Реквием по мечте») исследует сверхъестественную силу вины. Во времена Второй мировой войны американская подлодка подбирает троих выживших с торпедированного британского плавучего госпиталя. К несчастью всей команды, среди них — женщина, которая, как известно, должна принести судну неудачу. Череда неприятностей начинается с патефона, взорвавшегося свингом как раз в момент, когда весь экипаж задерживает дыхание, затаившись на глубине от сонаров немецкой подводной лодки. Паранойя растет по мере того, как пострадавшая медсестра Клэр (Оливия Уильямс) выясняет, что на подлодке при странных обстоятельствах погибают люди, а командир лейтенант Брайс (Брюс Гринвуд) — вовсе не тот, за кого себя выдает.
Автор сценария Аронофски должен был стать режиссером картины, но отказался в пользу съемок «Реквиема по мечте». В итоге проект попал в руки Дэвида Туи — мастера фантастического боевика («Хроники Риддика», «Прибытие»). Он сплел драматизм «Глубины» из мелькающих теней, еле слышного шепота и потусторонних отблесков, заставляющих зрителя каждый раз вздрагивать и гадать, что же произойдет дальше.
Основанная на реальных событиях история неслучившейся катастрофы. В разгар холодной войны по направлению к Северному полюсу движется советская атомная подводная лодка, нагруженная ядерным оружием. Дерзкому капитану Вострикову (Харрисон Форд) не терпится проверить новую игрушку и вверенную ему команду на прочность. В начале операции «Полярный круг» никому и в голову не могло прийти, с каким выбором предстоит столкнуться членам команды.
О трагедии К-19 никто не подозревал до распада СССР и рассекречивания архивов. Только после 1991 года об аварии на реакторе и смерти от лучевой болезни почти 30 подводников заговорили, а Михаил Горбачев выдвинул на соискание Нобелевской премии мира экипаж К-19 и капитана Затеева (реальный прототип Вострикова). В фильме о героизме обреченных матросов, оказавшихся в плену взбесившегося атомного реактора, главным героем становится лихорадочный взгляд под тяжелыми бровями Харрисона Форда, мятущийся в постоянной попытке найти несуществующее верное решение у себя под ногами.
История Курска известна всем, нет нужды пересказывать сюжет о затонувшей подводной лодке. Авторы фильма не расследуют причины катастрофы, не заигрывают с теориями заговора, не спекулируют аналоговыми версиями случившегося. В фокусе Томаса Винтерберга («Охота», «Еще по одной»), соавтора манифеста «Догма 95», — фиктивность спасательной операции и лицемерие политиков, готовых заплатить за ошибку жизнями людей, но не своей карьерой и лицом.
Фанаты нашумевшего сериала «Чернобыль» оценят гуманизм «Курска»: картина начинается с трогательного изображения подчеркнуто жалкого быта подводников из Видяево 2000 года. Они продают наградные часы, чтобы купить шампанское на свадьбу сослуживца, произносят тосты, смотрят на выпуклом экране телевизора концерт Metallica, целуют жен и детей и погружаются в безразличное море, как раз в этот момент изображение становится широкоформатным, а катастрофа — широкомасштабной.
Что делать только что потерявшему работу и семью капитану подводной лодки с 30-летним стажем Робинсону (Джуд Лоу)? Конечно же, отправиться на поиски затонувших сокровищ. Заручившись протекцией загадочного толстосума Льюиса (Тобайас Мензис), он набирает команду из британцев и русских, находит транспорт и держит курс на затонувшую во времена Второй мировой войны субмарину с тоннами золота внутри.
Типичный приключенческий сюжет шотландец Кевин МакДональд плотно упаковывает в герметичное пространство подводного судна. Чем глубже в море погружается разношерстный состав охотников за сокровищами, тем бесконтрольнее становится жажда денег и власти, приведшая их на судно капитана Робинсона. Героический Константин Хабенский и молчаливый Григорий Добрыгин отвечают в фильме за «русскую школу».
Костер холодной войны уже догорает, а к восточному побережью США движется сверхновая советская подводная лодка, оснащенная совершенно бесшумным двигателем и ядерным вооружением. Что задумал командир судна Марко Рэмиус (Шон Коннери), подменивший оригинальный приказ командования следовать на учения? Начнет ли он Третью мировую войну или предаст родину?
Джек Райан (Алек Болдуин) — главный герой литературной основы фильма, технотриллера Тома Клэнси, в руках Алека Болдуина и режиссера «Хищника» и «Крепких орешков»Джона МакТирнана превращается в невротика 90-х, бессонного обитателя пыльных кабинетов и тесных салонов такси. С закованным в броню благородной бороды и сизой шевелюры (расходы на которые идут отдельной статьей в бюджете фильма) непредсказуемым командиром, которому нечего терять, они проведут заочную партию в шахматы, где на кону ядерная катастрофа. Монументальное действие наращивает напряжение с помощью параллельного повествования — постепенное беззвучное приближение глубоководного «зверя» сопровождается бесконечной суетой совещаний американских политиков и военных.
Классика голливудского семейного кино и эталон стимпанка (для тех, кто не видел «Тайну острова Бэк-Кап», конечно), первый игровой фильм студии Уолта Диснея — полноценный продюсерский проект от и до. В начале 50-х кинокомпания Диснея начала инвестировать в парки развлечений, а жанр научной фантастики стал набирать популярность у посетителей кинотеатров. Эти две переменные вошли в формулу создания приключенческого фильма по роману Жюля Верна, а еще — самые последние технологии, сумасшедшие спецэффекты и кропотливый дизайн декораций, которые позже стали основой создания тематических аттракционов в Диснейленде.
Профессор Пьер Аронакс (Пол Лукас) и его слуга Консель (Петер Лорре) случайно оказываются на борту судна, охотящегося на загадочное морское чудище, о котором ходят кошмарные слухи. Вскоре корабль натыкается на «монстра» — техно-новшество, подводную лодку «Наутилус», которой управляет социопат и противник прогресса капитан Немо (Джеймс Мейсон). Чудом выжившие профессор, слуга и гарпунер Нед Лэнд (Кирк Дуглас) становятся невольными спутниками капитана, однако не все соглашаются с его философией.
Гипермаскулинная драма с горьким привкусом военной трагедии от монтажера «Гражданина Кейна» и режиссера «Вестсайдской истории» и «Похитителя тел» Роберта Уайза. Капитан Рич (Кларк Гейбл) служит в штабе на базе Перл-Харбор, но никак не может забыть японский эсминец, подорвавший его подлодку год назад. Одержимый жаждой мести, он готов забыть о себе и поставить на кон жизни своей команды, с чем не хочет мириться его старший помощник (Берт Ланкастер).
Нуарная светотень отлично ложится на потные, пропитанные солью лица моряков и блестящие поверхности запутанных механизмов. Напряженная тишина здесь не только единственный способ выжить, но и ответ на вопрос о ценности отдельного человека на полотне военной картины.
Завершает нашу подборку не очередной военный фильм и даже не триллер, а комедия. К 1996 году накал холодной войны сошел на нет, а сюжеты о гонках под водой и политических баталиях на суше резко устарели — зритель устал от мрачных мужчин, цепляющихся за остатки порядочности. Тут кинематографу осталось только высмеять клише подобного кино. В фильме найдется всё то, за что мы любим американские комедии 90-х — 2000-х: шутки про газы, безумная пантомима, гэги с падениями и Роб Шнайдер.
Глуховатый акустик (Гарланд Уильямс), вспыльчивый и не признающий авторитеты старший помощник (Роб Шнайдер), кок, пожирающий обед всей команды, электрик, которого постоянно бьет током, и (смешно подумать) женщина-подводник (Лорен Холли) — эта команда мечты спускается в ржавую развалюху времен Второй мировой войны «Стингрэй». Задача «Стингрэя» — сыграть роль террористической подлодки, атакующей военно-морские базы США, на плановых учениях ВМС. Победа в этой военной игре — последний шанс капитана Доджа (Келси Грэммер) восстановить свою карьеру, резко оборвавшуюся после столкновения с советской подводной лодкой под Мурманском, и репутацию, значительно подпорченную его вызывающим поведением и татуировкой «Добро пожаловать на борт!» на гениталиях.