Жуткие и прекрасные: Лучшие фильмы Гильермо дель Торо
Магический реализм, фэнтези, научная фантастика, готика, хоррор, многомиллионные блокбастеры — Гильермо дель Торо преуспел во всех этих жанрах. Созданные мастером темных сказок монстры запоминаются навсегда — будь то кайдзю из «Тихоокеанского рубежа» или Бледный человек с ладонями-глазами из «Лабиринта Фавна». Однако дель Торо не пытается просто напугать. Чудовища, призраки и другие сверхъестественные существа в его фильмах — это метафоры человеческого опыта, а в каждой истории есть глубокий гуманистический посыл. Вспоминаем 10 лучших картин мексиканского режиссера, которые обязательно стоит посмотреть.
«Форма воды» — самая романтичная лента в фильмографии дель Торо. На дворе 1960-е, в разгаре холодная война. Немая уборщица Элайза (Салли Хопкинс) работает в секретной правительственной лаборатории, ее жизнь скучна и однообразна. Всё меняется, когда в одном из рабочих помещений девушка обнаруживает заточенное в неволе существо-амфибию. Элайза устанавливает с ним невероятную и очень крепкую связь. Она решает спасти своего новообретенного спутника из плена и узнаёт, что любовь может проявляться в разных формах, порой далеко выходящих за пределы условной нормы.
Помимо мощной эмоциональной подоплеки, фэнтези может похвастаться впечатляющим визуальным рядом, многочисленными оммажами немому кино и классическим мюзиклам (именно их в огромном количестве смотрит главная героиня). Зеленые, синие и золотые тона задают настроение каждому эпизоду, а чем сильнее становится влюбленность Элайзы, тем больше на экране появляется красного. «Форма воды» получила 13 номинаций на «Оскар» и выиграла в четырех из них, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
Впечатляющая научно-фантастическая история разворачивается в недалеком будущем. На дне Тихого океана открывается межпространственный портал, и Землю атакуют полчища ящероподобных инопланетных монстров. Для борьбы с ними человечество создает роботов-егерей, напоминающих трансформеров. Вот только без людей машины бесполезны — ими управляют пилоты, чьи мыслительные процессы соединяются через специальный нейроинтерфейс. Уже через несколько лет кровавое противостояние между людьми и пришельцами ставит человеческую расу на грань исчезновения. Последняя надежда возлагается на пилота в отставке Рэйли (Чарли Ханнем) и анимешную стажерку-японку Мако (Ринко Кикути). Вместе с парочкой коллег-оторв из России и Гонконга герои образуют интернациональную команду по отмене апокалипсиса.
«Тихоокеанский рубеж» — идеальное развлечение для пятничного вечера. Производственный бюджет фильма составил 190 миллионов долларов, и команда отлично поработала над спецэффектами. Внутренности робота-егеря весом в 20 тонн были выстроены в павильоне и занимали несколько этажей в высоту. Кроме отличных боевых сцен, стоит отметить легкий юмор и хорошо проработанные характеры главных героев, благодаря которым, даже несмотря на довольно предсказуемый сюжет, фильм интересно смотреть до самого конца. В нем нет ультранасилия и обилия сексуальных сцен, так что он вполне подходит для семейного просмотра.
Молодая американка Эдит Кушинг (Миа Васиковска) по уши влюбляется в обаятельного британского аристократа сэра Томаса Шарпа (Том Хиддлстон). Выйдя за него замуж, девушка переезжает в родовое поместье Аллердэйл, затерянное в глухой деревне на другом конце света. Поначалу Эдит очаровывается красотой старинного особняка, но вскоре обнаруживает, что его стены скрывают темное прошлое. Супруг ведет себя отстраненно и холодно, его загадочная сестра (Джессика Честейн) тоже не проявляет особого радушия. Девушку начинают преследовать видения, странные шумы и нарастающая тревога. Эдит предстоит разгадать кровавые секреты поместья, пока они не обернулись против нее.
Готическая любовная баллада в духе Эдгара Аллана По — настоящий бриллиант жанра с идеальными декорациями и костюмами. Многие платья были сшиты из старинных тканей и кружев рубежа веков. Джессика Честейн призналась, что в подростковом возрасте наряжалась почти как ее героиня — носила черно-красную помаду и подражала Мине Мюррей из «Дракулы». Таинственный образ удался ей на славу.
В руки пожилого антиквара Хесуса Гриса попадает старинный артефакт с заводным механизмом. Экспериментируя с ним, старик обнаруживает, что устройство способно вернуть ему молодость. Однако за подарок судьбы придется заплатить — у героя развивается непреодолимая жажда крови. Будучи праведным католиком, Хесус испытывает неподдельный ужас перед своими новыми желаниями, но соблазн жить вечно слишком велик.
«Хронос» — первый полнометражный фильм дель Торо, снятый в Мексике. Ради него режиссер по уши влез в долги и даже заложил дом. Над спецэффектами работала созданная им с нуля студия Necropia. Это детище дель Торо растил долгие десять лет, пройдя обучение гримерскому мастерству у великого Дика Смита, отвечавшего за мейкап в «Изгоняющем дьявола». Хоррор не стал кассовой сенсацией, но активно участвовал в фестивалях и даже был номинирован на «Оскар» за операторскую работу.
Действие истории разворачивается на закате кровопролитной Гражданской войны в Испании. Мальчик-сирота Карлос, еще не ведающий о смерти отца-партизана, попадает в отдаленный приют. Во дворе его нового пристанища в качестве жуткого напоминания об ужасах конфликта торчит огромный несработавший снаряд. Воспитанники заведения живут впроголодь и терпят жестокость и унижения от не менее несчастных воспитателей, а единственным другом Карлоса становится мертвый мальчик, который никак не может отправиться на тот свет.
Сам дель Торо считает «Хребет дьявола» своим лучшим творением. Работа над фильмом заняла 16 лет, а первую версию сценария он написал еще во время учебы в колледже. В историю об одиноком мальчике, столкнувшемся с ужасами войны, поверил звезда испанского кинематографа и ярый поклонник «Хроноса» Педро Альмодовар. Он и спродюсировал фильм вместе с братом Августином. Работая над картиной, дель Торо черпал вдохновение из семейных легенд и отношений с дядей, который после смерти якобы обернулся призраком. Есть в хорроре и множество отсылок к автобиографическому комиксу «Паракуэльос» художника Карлоса Хименеса, действие которого происходит во времена Франко в детском интернате.
Эту историю режиссер описывает как «сестру» «Хребта дьявола». В Европе полыхает Вторая мировая война; в Испании утвердился франкистский режим. Девочка с говорящим именем Офелия, приемная дочь жестокого капитана Видаля, предоставлена сама себе, пока ее мать готовится к родам. Офелия бродит по окрестностям старой мельницы, где базируется отряд отчима, и находит останки древнего лабиринта. Здесь она встречает трикстера-фавна и узнаёт, что принадлежит волшебному миру, в котором она — дочь могущественного короля. Если она смело пройдет несколько испытаний, то сможет вернуться домой и больше никогда не перерождаться в мире живых.
Мрачная сказка в духе «Алисы в стране чудес» принесла дель Торо настоящий мировой успех и три премии «Оскар». После показа на Каннском фестивале публика аплодировала режиссеру больше 20 минут, а свое восхищение историей высказал сам Стивен Кинг. В этой картине дель Торо впервые получил доступ к более-менее приличному бюджету в 13 миллионов долларов, что позволило ему создать самых эффектных монстров в своей карьере. Любимчик постановщика Даг Джонс исполнил роли Фавна и Бледного безглазого человека, перевоплощение в которого занимало несколько часов. По словам режиссера, образ Фавна основан на осознанном кошмаре, многократно посещавшем его в детстве: каждую полночь юный Гильермо просыпался в полудреме и видел жуткое создание, выползающее из-под напольных часов.
В конце Второй мировой войны нацисты запустили секретный оккультный проект, который должен был помочь им одержать победу. На свою сторону они призвали настоящего демона из Ада, а помог им в этом легендарный Распутин. Однако американским солдатам удалось разгромить портал, а юного чертенка, которого окрестили Хеллбоем (Рон Перлман), воспитали под чутким надзором ЦРУ. Много лет спустя ему приходится проявить свои силы, сразиться с полчищем чертей и даже отправиться в Россию, чтобы найти Распутина.
Экранизация комикса художника Майка Миньолы была заветной мечтой дель Торо: ради «Хеллбоя» он отказался режиссировать «Чужого против Хищника» и «Гарри Поттера и узника Азкабана». Каждая минута фильма пропитана любовью к исходному материалу. Добавьте к этому невероятно харизматичных персонажей, драйв, искрометный юмор и детально проработанный визуальный стиль — получится прекрасное кино. Готовясь к роли демона, Рон Перлман проштудировал оригинальный графический роман от корки до корки и тренировался почти ежедневно по три часа в день. Однако не обошлось и без травм: актер сломал ребро во время съемок сцен в метро, когда прыгал в поезд, который несся навстречу со скоростью около 70 км/ч.
Блэйд (Уэсли Снайпс) — затянутый в кожу супергерой-полукровка, наполовину человек, наполовину вампир. Он поборол свою кровожадную натуру и всю жизнь посвятил борьбе с упырями. Теперь Блэйду предстоит объединиться со своими врагами, чтобы победить новую расу кровососов, которым не страшны серебряные пули, иначе они уничтожат и своих менее слабых предшественников, и человечество.
Еще одна голливудская удача режиссера — эффектная экранизация комикса Marvel, самая кассовая часть франшизы о Блэйде, собравшая больше 20 миллионов долларов в прокате. Гильермо стремился деромантизировать образ вампиров в кино и снова сделать их жуткими. Не зря один из главных злодеев Дамаскино похож на персонажа из культового «Носферату» 1922 года, самой ранней из сохранившихся адаптаций «Дракулы». Кровавое действо удалось на славу — ведущий американский кинокритик Роджер Эберт назвал фильм «комиксом, мечтающим стать учебником для безумных хирургов».
Элегантная экранизация романа Уильяма Грэшема переносит зрителя в конец 1940-х. К бродячему цирку, полному шарлатанов и фриков всех мастей, прибивается неразговорчивый харизматичный бродяга Стэн (Брэдли Купер). Он быстро втирается в доверие к Зине (Тони Коллетт) — девушке-медиуму, которая утверждает, что поддерживает связь с миром мертвых. Парень и сам хочет научиться читать мысли, ведь такой навык поможет ему наконец-то выбраться из нищеты и провинции. Но на каждого самоуверенного прощелыгу найдется кто-то поумнее. В случае Стэна это будет проницательная психиатр Лилит Риттер (Кейт Бланшетт).
«Аллея кошмаров» — один из самых гипнотических фильмов дель Торо. Это завораживающая сказка о моральном падении главных героев. Посмотреть его стоит хотя бы ради блистательного звездного состава и безупречной работы художников и оператора. Внимательный зритель найдет здесь отсылки к живописи Эндрю Уайета (например, к знаменитому «Миру Кристины»), Эдварда Хоппера и Томаса Харта Бентона.
В разгаре Первая мировая война. Простой столяр Джеппетто раздавлен горем — его единственного сына убило случайным снарядом. Год за годом он оплакивает мальчика, заливая боль алкоголем. Однажды высшие силы посылают ему чудо — вырубленная из дерева копия ребенка оживает. Получив имя Пиноккио, кукла отправляется исследовать мир, постоянно нарушает заветы отца и становится вожделенной игрушкой для злобного владельца цирка, графа Вольпе.
«Пиноккио Гильермо дель Торо» — ошеломительная адаптация классической итальянской сказки с упором на ее мрачную составляющую, мощное антивоенное высказывание, трогательная ода гуманизму и редкий в современном кинематографе пример кропотливой работы с покадровой анимацией и куклами. Режиссер мечтал воплотить этот проект в жизнь долгие годы, производство мультфильма растянулось на 14 лет. Итог можно назвать квинтэссенцией творчества дель Торо, ведь и в этой мрачной сказке вновь за беспросветным отчаянием скрывается непоколебимая вера в любовь.