Жизнь как чудо: Все фильмы и сериал франшизы «Последний богатырь»
В Okko вышли два эпизода сериала Антона Маслова «Последний богатырь. Наследие» — продолжения сказочной трилогии о похождениях Ивана Муромца и компании. На этот раз спасать придется самого Ивана, а в центре сюжета оказываются дочери главного героя. В предвкушении новых серий предлагаем вспомнить все части популярной франшизы «Последний богатырь».
Первый фильм саги знакомит нас с Иваном — парнем, который живет как в сказке, хоть отнюдь не дурак. Несмотря на трудное детство в приюте, Иван выбился в люди и даже купил роскошную квартиру в центре Москвы — правда, заработал на нее мошенничеством и обманом. Под псевдонимом Светозар Ваня выдает себя за «белого мага»: участвует в телешоу, вешает лапшу на уши доверчивым домохозяйкам и снимает порчу. На одном из сеансов Иван заигрался так, что пришлось убегать от разгневанного мужа клиентки: случайно оказавшись в аквапарке, герой прыгнул в трубу и провалился в параллельный мир, волшебную страну Белогорье. Откуда ни возьмись появился старичок с посохом, который сообщил Ване, что тот вовсе не сирота, а сын Ильи Муромца и последний выживший богатырь Белогорья. Волшебной стране угрожает опасность в лице злой княжны Варвары и ее свиты, а долг Ивана Муромца — спасти родной край. Для этого необходимо добыть макгаффин — меч-кладенец, который и бессмертие дарит, и между мирами дверь открывает. Пока главный герой приходит в себя и озирается в поисках смартфона, ему в помощь подбирается колоритная компания: Кощей Бессмертный, Баба Яга, красавица Василиса и ворчливый Водяной.
«Последний богатырь» — совместный проект российской кинокомпании Yellow, Black and White, которая прославилась ситкомами «Кухня» и «Отель Элеон», и студии Walt Disney. Фильм вобрал в себя лучшее от двух миров: это и смешная комедия, и красочное фэнтези. Для создания сказочного Белогорья художники-постановщики во главе с Григорием Пушкиным вдохновлялись русским Средневековьем, иллюстрациями Ивана Билибина и Аполлинария Васнецова. Деревянный город с площадью и рынком возвели в Химках, а красочные интерьеры снимали в студии — цветовые сочетания заимствовали у русских икон. Внимание к деталям сделало Белогорье не просто уютным, а узнаваемым и родным. Такими же получились и герои, населяющие волшебный край, — правда, знакомые с детства злодеи открылись с новой стороны. Разношерстный ансамбль в составе Елены Яковлевой, Константина Лавроненко, Милы Сивацкой и Сергея Бурунова напоминает команду супергероев из «Стражей Галактики»: мы такие разные, но все-таки мы вместе. У каждого персонажа есть старая рана, но все готовы проявить себя — будь то прыжки Василисы в стиле Тринити или отрывание собственной руки для создания селфи (способность Кощея разбираться на части — одна из самых забавных находок сценаристов).
Завершив первый фильм клиффхэнгером, создатели подготовили нас к тому, что древнее зло никуда не исчезло: наоборот, пробудилось и готово к битве. Тем временем вторая часть начинается радужно: Иван обосновался в Белогорье, живет с Василисой в избе и периодически наведывается в реальный мир за капучино и туалетной бумагой. Герой как был плутом и обманщиком, так и остался: приторговывает на рынке «самопишущими палками», врет невесте и злится, что богатырская силушка всё никак не появится. Приревновав Василису к местному альфа-самцу Финисту Ясному Соколу, Ваня решает принять участие в богатырском поединке. Силушка, может, и не пробудилась, зато хитрости и наглости у Вани хоть отбавляй: полосу препятствий герой проходит не хуже Финиста. Увы, долго радоваться не получится: богатырский турнир прерывает Ванина домработница Галя верхом на волке-фестрале. Оказывается, уборщица — двойной агент и мать злой княжны Варвары из первой части. Чтобы победить смертоносный дуэт, Ване и его друзьям придется отправиться в царство мертвых, а оттуда, как известно, возвращаются редко.
Несмотря на харизму второстепенных героев, Иван в исполнении Виктора Хориняка — главный двигатель сюжета и центральный персонаж саги. В отличие от Василисы или Кощея, чьи характеры сформированы в начале первого фильма и не меняются в течение всех частей, Ваня ищет себя. Как и полагается герою сказки, парень не только преодолевает внешние препятствия, но и борется с внутренними демонами: учится отвечать за свои слова и помогать другим. Так, например, Ваня спасает вредного Колобка — очаровательного драчуна в исполнении Гарика Харламова. Как и полагается сиквелу, «Корень зла» цитирует удачные моменты первого фильма: например, романтическую серенаду Вани для Чуда-Юда. При этом новых находок тоже хватает: особенно радует компьютерная графика на фоне красочных пейзажей Кавказа и Карелии.
К третьей части зрители уже всласть налюбовались Белогорьем, поэтому действие волшебной саги частично переносится в современную Москву. Нет, герои не на экскурсию поехали: Ване и компании предстоит спасти Василису, которую накануне свадьбы похитила владычица тьмы Галина. Избушка на курьих ножках припарковывается в центре столицы, и теперь сказочному отряду предстоит приспособиться к жизни в мегаполисе. Помимо такси, теплоходов и мотоциклов, героев ждут соблазны московской жизни и даже встреча с Филиппом Киркоровым в роли Жар-птицы. Финалом трилогии становится битва со злом, в которой Иван наконец проявляет себя в полной мере.
Приключения Бабы Яги, Кощея, Водяного и Колобка в Москве достойны спин-оффа: пока CGI-версия Бурунова пытается разобраться с телевизором, забываешь о борьбе со злом. Сюжетный ход с перемещением героев в современный мир не только разнообразил визуальный ряд, но и помог развить арки персонажей: например, подсветил токсичные отношения Яги и Водяного и подружил Кощея с Колобком. Шуток по-прежнему много, но к финалу трилогии к доброму и наивному юмору первой части прибавился сарказм — сцену с кикиморами на почте не поймут дети, зато каждый взрослый житель России понимающе улыбнется. Как и любая сказка, трилогия завершается моралью, причем ее носителем становится не только Иван, но и Кощей. «Последний богатырь» учит нас, что свет и тьма живут в каждом: только личный выбор и поступки определяют, каким человеком ты станешь.
Белогорье 20 лет спустя: Иван готовится к богатырской пенсии, а их с Василисой дочери уже стали взрослыми. Старшая Марья сильна не по годам, на турнире армрестлинга утерла нос самому Финисту Ясному Соколу. Младшая Софья мечтает стать ведьмой, для этого посещает школу Бабы Яги — та на полянке организовала «Хогвартс» на минималках. Сестры постоянно ссорятся, но вскоре появляются проблемы посерьезнее: седовласый старец Северин решил захватить власть над Белогорьем с помощью Венца всесилия. Во время сражения Иван погибает — да так, что даже в царстве мертвых искать его нет смысла. Тогда за дело берется Софья: девушка переносится в Москву времен второго фильма, когда молодой Иван бегал в портал за капучино. Софья должна убедить отца, что только ему под силу восстановить мир в Белогорье. Тем временем сказочный отряд во главе с Бабой Ягой отправляется в гости к Соловью-разбойнику за волшебным свистком.
Сериал начинается с полноценного рекапа для тех, кто успел подзабыть финал трилогии или запутался в злодеях. После объяснения создатели погружают нас в знакомый и родной мир Белогорья — кажется, он стал еще ярче и красочнее. Новые персонажи тоже радуют, особенно хороши дочери Ивана. Сильные женские персонажи всегда были отличительной чертой «Последнего богатыря»: бойкая Василиса, самодостаточная Яга, злодейки Варвара и Галина. Сериал продолжает эту традицию: на плечи Марьи и Софьи легла ответственность и за жизнь отца, и за всё Белогорье. Наблюдать за приключениями юных наследниц одно удовольствие, а находка с чередованием сказочного Белогорья и современной Москвы не даст заскучать.