Жертва неизбежна: 10 фильмов и сериалов про партизан
Фильмы о партизанах, народном ополчении или Сопротивлении снимали кинематографисты, которые хотели отойти от массовых баталий, сурового экшена и внешнего героизма классического военного кино. В фильмах из этой подборки основное действие происходит в душах героев. Рассказываем о фильмах и сериалах, которые поднимают вопрос жертвенности, чести и морального долга. Также рекомендуем вам посмотреть подборку отечественных фильмов про войну, чтобы узнать больше о героизме и трагизме нашей истории.
Немецкая военная драма рассказывает о шести последних днях мюнхенской студентки Софии Шолль из группы «Белая роза», которую приговорили к казни на гильотине в 1943 году за распространение антинацистских прокламаций. Вместе с ней были задержаны ее родной брат Ганс Шолль и товарищ по подпольной деятельности.
Работа Марка Ротемунда, получившая три награды на Берлинском фестивале 2005 года, основана на трагическом эпизоде студенческого Сопротивления. Первую половину фильма София Шолль в исполнении Юлии Йенч проводит под светом лампы следователя, с которым ведет этический спор о германском пути. С одной стороны — идеалистка-демократка, а по другую сторону — одурманенный функционер, боящийся признать правду о режиме. Во второй половине София сидит в зале суда, выслушивая безумные речи судьи о победе Гитлера. Остроты фильму придает холодное ощущение того, что герои фактически мертвы с первой секунды. Но режиссер без чрезмерного пафоса напоминает, что жизни больше в том, кто готов жертвовать собой ради других.
Вторая мировая война. В оккупированной Беларуси солдаты вермахта истребляют одну деревню за другой. Братья Бельские, белорусы еврейского происхождения, потеряв родителей, уходят в лес, где создают лагерь для всех нуждающихся евреев. Лидер отряда Тувья Бельский, устав от насилия, заботится о выживших, тогда как более воинственный брат, Зусь, уходит к советским партизанам. Но семье предстоит воссоединиться, чтобы совершить исход.
Эдвард Цвик предложил американский, или, если точнее — голливудский, взгляд на трагические события, которые разворачивались в деревнях Беларуси во времена немецкой оккупации. Во-первых, братьев Бельских воплотили звезды блокбастеров Дэниэл Крэйг и Лив Шрайбер — им по закону жанра полагается проявить героизм и брутальность. Во-вторых, для российского зрителя здесь необычная перспектива: советские солдаты показаны не как герои и защитники страны, а как ксенофобы, мешающие спасению евреев; даже сами белорусы — сплошные коллаборационисты. Режиссер также оставляет жирные религиозные маркеры, проводит параллель между подвигом Тувьи Бельского и библейским исходом Моисея. В общем, перед вами крепко поставленный боевик с известным налетом голливудской сказочности.
Белорусский паренек Флёра вступает в партизанский отряд, несмотря на попытки матери отговорить его. Там он посмотрит на своих героев, подержит в руках винтовку и влюбится в девушку Глашу. Но карательные батальоны добираются до лагеря и деревни Флёры. Когда он останется один, ему предстоит пройти через нечеловеческие зверства и, будучи уже другим человеком, заглянуть в глаза Гитлеру.
«Иди и смотри» — opus magnum Элема Климова, после которого снимать (анти)военное кино стало практически невозможно без оглядки на историю героя Алексея Кравченко. Это также, пожалуй, самое удачное сотрудничество двух киностудий — «Беларусьфильма» и «Мосфильма». Во многом за счет аутентичной белорусскости (языка, непрофессиональных актеров) Климову удается погрузить зрителя в аффективный ад того времени. Но натурализм постановки не раскрылся бы столь сильно, если бы режиссер не забывал напоминать зрителю, что всё увиденное пропущено через психику четырнадцатилетнего мальчика.
Во время Великой Отечественной войны на оккупированной Краснодонской земле отчаянные юноши и девушки организуют подпольный отряд под названием «Молодая гвардия». Они успешно проводят диверсии, пока немецкие захватчики не осознают, что имеют дело со студентами. А последующее предательство внутри группы становится судьбоносным для молодогвардейцев.
Телевизионная попытка снять правдоподобный военно-исторический сериал о Великой Отечественной войне и о подвиге и разгроме одной из самых известных подпольных организаций Советского Союза. В кадре много звезд: Юра Борисов, Катерина Шпица, Ирина Горбачёва и другие. Каждый из них занят своим делом — кто из автомата пачками укладывает вражеские силы, а кто эротическими танцами отвлекает высшее руководство оккупантов. В некотором смысле это, конечно, глянцевая фантазия на тему… С другой стороны, для этого и существуют мелодраматические боевики.
Двое партизан, храбрящийся военный Рыбак и интеллигент Сотников, попадают в перестрелку с немецкими солдатами. По глубоким сугробам они выходят к избе, где их принимает хозяйка. Но местная полиция всё равно доставляет их к следователю-коллаборационисту в исполнении Солоницына. На допросе один раскалывается, другой молчит — кому новое назначение, а кому виселица на рассвете.
Последний фильм Ларисы Шепитько до трагической аварии (если не считать «Прощания», которое доснял ее муж Элем Климов). В «Восхождении» движение двух товарищей по оружию разнонаправленно: зажатый интеллигент обретает духовную силу, после чего в его лице даже проглядывает лик Христа, а обычный солдат, ранее не проявлявший «низких» качеств, не справляется со страхом. При этом Рыбака нельзя назвать последним негодяем и предателем. В фильме показана его внутренняя борьба: снедаемый муками совести, он грезит о побеге, но каждый раз остается подстреленным. Во многом именно эта подвижная граница смелости и трусости, добра и зла делает этический спор в этой военной психодраме столь глубоким.
Александр Лазарев, служивший немцам военнопленный, сдается советским партизанам. Командир отряда Локотков (Ролан Быков) готов поверить раскаявшемуся коллаборанту, а вот политрук Петушков (Анатолий Солоницын) считает, что если раз пошел на предательство, то доверия не вернуть. Обстоятельства заставляют отряд отправиться на опасную операцию, где им может помочь только Лазарев.
Советский фильм, поставленный по мотивам военной прозы отца режиссера Юрия Германа, ждал выхода на экраны пятнадцать лет. Алексей Герман снял его в 1970 году, и тогда же чиновники отправили картину «на полку». Ведь главный герой здесь не лидер народного ополчения, а бывший коллаборант, который, более того, искупил вину высшей ценой — жизнью. Чисто формально «Проверка на дорогах» напоминает классический вестерн, но болезненность темы и германовская фактура в кадре делают этот фильм одним из главных произведений на тему войны, предательства и спасения души.
Фильм Рене Клемана состоит из трех историй, посвященных борьбе французских железнодорожников против нацистских оккупантов. От первых попыток саботажа и диверсий, карательного расстрела и до первого отправления в путь «свободного» поезда в конце войны.
В отмеченной в Каннах за лучшую режиссуру картине зритель увидит влияние итальянского неореализма, в частности, великой картины, посвященной Сопротивлению, «Рим, открытый город». В «Битве на рельсах» Клеман скрупулезно воссоздает деятельность железнодорожников в натурных декорациях. Для съемок режиссер привлек настоящих ветеранов, чтобы показать, как саботировались повседневные маршруты нацистов. В будущем Клеман отойдет от такой эстетики и снимет более литературные фильмы, которые станут «хитами с Аленом Делоном», — «На ярком солнце» и «Хищники».
Великая Отечественная война. В оккупированной Беларуси сходит с рельс нацистский поезд: обвиняют четверых обходчиков, троих расстреливают, а Сущеню отпускают. Местное сопротивление обвиняет его в предательстве. Двое партизан уводят его ночью в лес. Перед казнью появляется немецкий патруль: партизан ранят, а Сущеня без единой царапины. Теперь последний вытаскивает товарищей, чтобы они закончили начатое.
Второй игровой фильм Сергея Лозницы, снятый по одноименной повести Василя Быкова, смотрится слишком классическим на фоне шокирующего дебюта «Счастье мое» и уж тем более на фоне его документальных экспериментов. Но это отнюдь не говорит о том, что «В тумане» уступает в качестве или эффектности. Вероятно, история простого обходчика заслуживает именно линейного, технично выполненного и местами драматичного рассказа. Перед вами еще одна военная картина, где перед героем встает сущностный этический вопрос — стоит ли жизнь того, чтобы ей расплатиться за содеянные грехи.
Еще один взгляд на жизнь работников железнодорожной станции. Западная Чехия оккупирована нацистами — но в лесах Богемии железнодорожники не отвлекаются от своих чудаковатых дел. Новенький сотрудник Милош влюбляется в юную проводницу: после первой близости, фрустрированный неудачным опытом, он идет на попытку самоубийства. Единственное, что возвращает его к жизни, — последнее задание от партизан.
Картина Иржи Менцеля, классика чехословацкой «новой волны», предлагает нетипичный, негероический взгляд на Сопротивление. Перед вами сатирическое кино со смелыми комическими выпадами в сторону бюрократии на местах. А также Менцель смещает фокус с мифа об антифашистском сопротивлении на сексуальные и романтические проблемы человека во время войны. За этот взгляд в Америке и наградили картину оскаровской статуэткой в «иностранной» категории.
Боец Сопротивления Филипп (Лино Вентура) успешно скрывается от преследования гестапо. В этом ему помогает Матильда, которая, рискуя жизнь, прячет его дома. Но немцы арестовывают женщину и берут в заложники ее дочь. Если Матильда сдаст бойцов отряда, то ее дочь не отправят в польский бордель. Теперь Филиппу предстоит придумать, как выйти из сложившейся ситуации.
Режиссер Жан-Пьер Мельвиль сам служил в Сопротивлении и Силах свободной Франции. Очевидно, его уникальный опыт понимания работы агентурных сетей, подобных той, которой командовал Филипп, сделал фильм столь правдоподобным и лишенным пафоса. Сентиментального героизма, к слову, в «Армии теней» практически нет, только холодный расчет: чью жизнь еще можно спасти, а кто уже мертв.