Запах напалма по утрам: 10 фильмов про войну во Вьетнаме
Вьетнамская война длилась почти 20 лет и оставила неизгладимый след в сердцах многих американцев. И вот уже много десятилетий американские кинематографисты пытаются проработать эту многопоколеческую травму и осмыслить события этого конфликта во всей его жестокости и безжалостности. Выбрали для вас 10 фильмов о войне во Вьетнаме, которые демонстрируют ее с самых разных сторон.
Двухсегментная «Цельнометаллическая оболочка» демонстрирует влияние военного мышления и самой войны на морских пехотинцев вьетнамской эпохи. Первая половина рассказывает о группе новобранцев в учебном лагере под командованием безжалостного сквернословящего сержанта-инструктора Хартмана (Р. Ли Эрми). Во второй половине один из этих новобранцев, Джокер (Мэттью Модайн), поступает в морскую пехоту и отправляется во Вьетнам в качестве журналиста, освещая и в конечном итоге участвуя в кровавой битве при Хюэ.
Для большинства зрителей «Цельнометаллическая оболочка» стала классикой в первую очередь благодаря сценам в тренировочном лагере, где сержант в исполнении Эрми муштрует будущих солдат. При этом многие забывают о второй части фильма Стэнли Кубрика, которая как раз и демонстрирует ужасы войны, как она обесчеловечила и ломала людей, оставляя в их душе глубокий шрам. При этом картина Кубрика осталась практически незамеченной Киноакадемией: в 1988 году лента получила лишь одну номинацию в категории «Лучший адаптированный сценарий».
Крис Тейлор (Чарли Шин) бросает учебу в университете, чтобы поступить на боевую службу во Вьетнаме в 1967 году. Однако как только он оказывается на передовой, его идеализм быстро угасает. Распри в его подразделении между старшим сержантом Барнсом (Том Беренджер), который считает, что жители близлежащих деревень укрывают солдат Вьетконга, и сержантом Элиасом (Уиллем Дефо), который более сочувственно относится к местным жителям, в конечном итоге настраивают солдат как друг против друга, так и против врага.
«Взвод» Оливера Стоуна получил «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» и прочно закрепился в поп-культуре как один из самых знаковых фильмов о войне во Вьетнаме. В основе фильма лежит моральная борьба, и актеры изящно балансируют между добром и злом. История «Взвода» (сострадание посреди человеческой жестокости) проникает зрителю в душу, словно невзгоды, пережитые ветеранами вьетнамской войны.
Измученный и утомленный капитан армии США Бенджамин Л. Уиллард (Мартин Шин) отправляется на душераздирающую и сюрреалистическую миссию в глубины джунглей Вьетнама в самый разгар войны с целью устранения полковника Уолтера Э. Курца (Марлон Брандо), полностью потерявшего рассудок. Вместе с небольшим отрядом солдат Уиллард плывет на лодке вверх по реке к базе Курца. Но вскоре Уиллард с ужасом понимает, что чем ближе он подходит к своей цели, тем больше ему начинает казаться, что они с Курцем похожи.
Фильм Фрэнсиса Форда Копполы основан на повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы», адаптированной под военные события вьетнамской войны. Режиссер с головой погружает зрителя в гущу боевых действий, показывая разрушения, которые несет с собой война, и демонстрируя, насколько хрупким может быть человеческое здравомыслие. Никто не застрахован от разрушения, а мастерская игра Брандо, Шина, Роберта Дюваля и других заставит любого зрителя усомниться в собственной душевной стойкости.
В 1965 году, когда Америка готовится отправить свои войска в Центральное нагорье Южного Вьетнама, преданный командир и опытный десантник подполковник Гарольд Мур (Мэл Гибсон) готовится повести молодых людей из Первого батальона Седьмой воздушной кавалерии на первую крупную битву с силами Вьетконга. Находясь в меньшинстве — четыре сотни солдат против двухтысячной пехотной дивизии Северного Вьетнама, — солдатам Мура предстоит сразиться и выстоять в долине Иа Дранг, или Долине Смерти, в течение трех дней ада.
В то время как большая часть фильмов в этой подборке посвящена психологической борьбе, пережитой в самых экстремальных обстоятельствах, картина «Мы были солдатами» наполнена напряженными экшен-сценами, которые призваны придать правдоподобность полному беспорядку первого крупного сражения вьетнамской войны. Однако не стоит думать, что это просто бездумный боевик. Это лента о доблести, верности, героизме и самопожертвовании.
Во время войны во Вьетнаме американского пилота немецкого происхождения Дитера Денглера (Кристиан Бэйл) сбивают над Лаосом, и он попадает в плен. Замученный и голодный, Дитер решает сбежать с другими заключенными, Дуэйном (Стив Зан) и Джином (Джереми Дэвис). Когда они наконец совершают дерзкий прорыв в джунгли, беглецы обнаруживают, что густой влажный тропический лес сам по себе может быть ужасающей тюрьмой.
«Спасительный рассвет» основан на реальных событиях — Дитер Денглер действительно был сбит над джунглями Северного Вьетнама и несколько месяцев провел в плену. На основе его истории была снята документальная картина «Малыш Дитер должен летать». Лента 1997 года очень заинтересовала режиссера Вернера Херцога, который решил пересказать ее в формате художественного фильма, не пожалев реализма в изображении ужасов заключения.
В 1968 году Майкл (Роберт Де Ниро), Ник (Кристофер Уокен) и Стивен (Джон Сэвидж), давние друзья из рабочего сталелитейного города в Пенсильвании, готовятся к отправке во Вьетнам. Любители поохотиться на оленей перед этим решили сыграть свадьбу Стивена и в последний раз отправиться на охоту. Во Вьетнаме их мечты о воинской славе быстро разбиваются о бесчеловечность войны; даже те, кто выживает, никогда не могут забыть пережитое.
В 1979 году «Охотник на оленей» покорил многих. Лента Майкла Чимино взяла пять «Оскаров» на 51-й церемонии вручения премии и была тепло принята зрителями и критиками. Однако нашлись и те, кому картина пришлась не по душе: фильм критиковали за упрощенное и предвзятое изображение Вьетконга и позиции Америки относительно Вьетнама. Центральная тема о том, что американских пленников заставляли играть в «русскую рулетку», также подверглась осуждению как исторически неточная. Чимино всё отрицал, но так и не представил документальных свидетельств похожих случаев.
В течение 10 дней в мае 1969 года пехотное отделение под командованием лейтенанта Франца (Дилан МакДермотт), состоящее как из опытных солдат, так и из новобранцев, пытается захватить холм во время войны во Вьетнаме, высоту, прозванную «Гамбургером». В перерывах между атаками члены отряда справляются с другими психологическими стрессами войны, в том числе с влиянием на моральный дух антивоенного движения дома и вспышками расовой вражды между белыми и афроамериканскими солдатами.
«Высоте „Гамбургер“» не посчастливилось выйти в прокат в том же году, что и другие известные фильмы о войне во Вьетнаме: «Доброе утро, Вьетнам» и «Цельнометаллическая оболочка». Из-за этого картина осталась практически незамеченной зрителем, хотя на самом деле является одним из ключевых проектов о конфликте. Жестокий и реалистичный фильм искусно изображает физическое и моральное истощение участников военных действий.
История четырех афроамериканских ветеранов, Пола (Делрой Линдо), Отиса (Кларк Питерс), Эдди (Норм Льюис) и Мелвина (Исайя Уитлок — младший), которые возвращаются во Вьетнам спустя полвека после окончания войны. Вместе с сыном Пола (Джонатан Мейджорс) им предстоит столкнуться с силами человека и природы в поисках останков своего павшего командира (Чедвик Боузман) и золота, которое он помог им спрятать.
Не каждый фильм о войне во Вьетнаме посвящен самому конфликту. Порой в центре сюжета оказываются последствия тех событий и то, как война повлияла на людей даже спустя пять десятилетий. Спайк Ли рассказывает о вьетнамской войне именно с этой точки зрения, через призму истории четырех друзей. Фактически «Пятеро одной крови» — это история двух войн, которые никогда не заканчивались, — Вьетнама и войны за гражданские права, а основной актерский состав и в особенности Делрой Линдо демонстрируют потрясающий уровень мастерства.
Рядовой Макс Эрикссон (Майкл Дж. Фокс) находится во Вьетнаме под командованием сержанта Тони Месерва (Шон Пенн). Хотя Месерв спас жизнь Эрикссону во время битвы, между ними вспыхивает конфликт, когда бессердечный старший офицер приказывает похитить вьетнамскую девушку (Тхюй Тху Ле), чтобы использовать ее в качестве сексуальной рабыни. Эрикссон отказывается принимать участие в жестоком обращении с девушкой, из-за чего напряженность между ним, Месервом и остальной частью подразделения накаляется и наконец взрывается во время перестрелки с войсками Вьетконга.
Фильм Брайана Де Пальмы основан на статье Дэниела Лэнга о реальном происшествии, когда отряд американских солдат похитил женщину из небольшого поселения в горах Вьетнама, изнасиловал и убил ее. И это не единственная картина, посвященная тем событиям: в 1970 году немецкий режиссер Михаэль Ферхёвен снял антивоенную ленту «О.К.». Однако «Военные потери» Де Пальмы вырываются вперед, не в последнюю очередь благодаря актерской игре Фокса и Пенна, которые заставляют зрителя задуматься: какие на самом деле «потери» имеются в виду в названии.
Радиошутник Эдриан Кронауэр (Робин Уильямс) отправляется во Вьетнам, чтобы добавить немного комедии в жизнь солдат. Оказавшись на месте, он восхищает рядовых бойцов, но приводит в ярость своего вышестоящего офицера, сержанта-майора Дикерсона (Дж. Т. Уолш), своим непочтительным взглядом на войну. В то время как Дикерсон пытается подвергнуть цензуре передачи Кронауэра, тот поддерживает отношения с вьетнамской девушкой по имени Трин (Чинтара Сукапатана), которая из первых рук дает ему информацию об ужасах войны.
В «Доброе утро, Вьетнам» Уильямс безупречен в роли харизматичного радиодиджея, который сломал шаблон стереотипного, сухого радиоведущего Вооруженных сил. Многие выступления Кронауэра, представленные в фильме, — импровизации Уильямса, который получил за эту роль номинацию на «Оскар». Картина показывает, что, несмотря на непрекращающуюся бойню вокруг, даже на войне бывают и более легкие моменты. В 2000 году «Доброе утро, Вьетнам» попал в список самых смешных фильмов в американском кино по версии Американского киноинститута.