Второй по привлекательности в стране: Фильмы и сериалы с Дмитрием Нагиевым
Он один из самых поразительных персонажей в современной России: с каждым годом, как Бенджамин Баттон, молодеет и хорошеет, и, как Мадонна, становится популярнее и успешнее. Дмитрий Нагиев сам из себя сделал бренд, востребованный на телевидении, в кино и на сцене, а в магазине сложно найти товар, который он не рекламировал. Но в личной характеристике на первое место он ставит актерское призвание . От прапорщика Задова до чеченского командира, от учителя в «Ералаше» до Андрея Чикатило — он не гнушается эпизодических ролей, непопулярных проектов и с энтузиазмом экспериментирует со сложными образами. Предлагаем проанализировать столь неровный, но интенсивный спектр актерского таланта Дмитрия Нагиева в фильмах и сериалах.
Царь Мидас российского телевидения удивительно легко превращает любую тему и ситуацию в шоу, при этом популярное и прибыльное. Когда все, независимо от статуса, дохода и популярности, оказались в одинаковом положении, а именно на карантине, то кто-то ныл, забившись в углу, а Нагиев из своей изоляции сделал сериал и, изображая самого себя, умудрился выжать из ограниченного пространства максимум шуток.
Тут ему и пригодились навыки времен шоу «Осторожно, модерн!», которое снималось в стенах маленькой квартирки. Несмотря на простоту сюжета, псевдореалити побило рекорды просмотров среди комедийных проектов в Okko.
Популярность как жар-птица: если поймал, отпускать нельзя. Желая выщипать каждое ее перышко, Дмитрий Нагиев и Сарик Андреасян после успеха «Нагиева на карантине» подкидывают зрителю новый сериал-продолжение.
В самоизоляции герой так отдохнул, что теперь надо отдохнуть еще раз, благо границы открыты и можно снова путешествовать. Тем более поступает заманчивое предложение провести свадебную церемонию для самого шейха в ОАЭ. Нагиев позволяет себе еще больше и задействует весь арсенал фирменных ужимок и гримас. Сатира поднимается на новый уровень и герой становится пародией на самого себя, а гэги и шутки заполняют практически всё экранное время.
Если представить фильмографию Нагиева в виде графика драматичности ролей, то линия будет напоминать ЭКГ больного аритмией. А на верхнем зубце амплитуды будет одна из первых работ актера — чеченский командир в психологическом военном боевике.
В январе 1995 года больница, расположенная в Грозном, окружена противниками. Они жаждут добраться до мотострелковой бригады, что заняла здание, а во главе нападающих — жесткий и волевой Дукуз Исрапилов. Роль, на которую изначально претендовал британец Шон Бин (Эддард Старк в «Игре престолов», по крайней мере так утверждают авторы картины), досталась Нагиеву, который тогда, в 1997 году, был диджеем на радио. «Какая потрясающая мразь!» — такими словами впервые встретил Александр Невзоров Дмитрия и начал переписывать роль под него. Режиссер увидел в Нагиеве дико рефлексирующего во всём человека, очень сложного для заданного ему образа. Между Исрапиловым и русским полковником ведется диалог в эфире. Всё экранное время занимают интенсивные боевые действия, снятые в полудокументальной, натуралистической манере.
«Всеядность» Нагиева играет ему на пользу. Не боясь экспериментов, он соглашается на роли в таких картинах, жанр которых еще не обозначили. «Новый Гайдай» Жора Крыжовников, продолжая исследования русской души, смело заявляет о создании караоке-комедии. В ней рассказывается о спокойной жизни провинциального сотрудника ДПС Пети Васютина: днем он патрулирует, читай, дремлет, в служебной машине, а вечера проводит с девушкой Олей, королевой соседней бензоколонки. Но судьба подкидывает ему злую шутку. Эффектная поп-звезда Алина Шепот, автомобиль которой он остановил, решает соблазнить скромного полицейского, дабы избежать штрафа. Поддавшись и отдавшись, Петя теряет и погоны, и невесту, но получает шанс стать эстрадной знаменитостью.
Игровые эпизоды в этой комедии сменяют музыкальные вставки, когда герои выражают свои чувства хитами радио «Европа Плюс» и «Шансон». Об изысканности как песен, так и жизненных сцен пусть спорят критики, а зритель же наслаждается плеядой кинозвезд вокруг Нагиева (Михаил Боярский, Инна Чурикова, Юлия Сулес) и подпевает, когда строчки из песен бегут по экрану.
Каждому актеру нужна своя роль. Та самая, которая раскроет его актерские глубины. У Владимира Высоцкого было «Место встречи изменить нельзя», у Аль Пачино — «Крестный отец». И вот застрявший в амплуа эксцентрика Дмитрий Нагиев берется (как он говорит в интервью: «…на полусогнутых трясущихся ногах») за роль человека, ставшего воплощением абсолютного зла.
Основанный на реальных событиях сериал о поиске и поимке самого известного маньяка СССР не требует пересказа сюжета. На экране не документальное воспроизведение, а художественное представление о событиях того времени и образа Андрея Чикатило. Авторы сценария Алексей Гравицкий и Сергей Волков, режиссер Сарик Андреасян, а также сам Дмитрий Нагиев подошли к сложной задаче аккуратно и с уважением к жертвам убийцы. Актер объясняет свой образ не копированием персонажа по лентам хроники, а проживанием героя. Из этого родились сильные детали: Чикатило в исполнении Дмитрия постоянно вытирает нос и губы платком, делает специфические движения пальцами, работают и последствия паралича лицевого нерва самого Нагиева. Конечно, этой роли еще предстоит пройти проверку временем, но сложность актерской игры Нагиева — не скатиться в жалость и не передавить в ужасе — бесспорно принимается даже щепетильным критиками. Что уж говорить о популярности сериала у зрителей.
Нагиев, который в меру вежливо, но стойко и упорно защищает свою личную жизнь, в кино открывает свободный доступ в постель. Его персонаж — богатый и харизматичный Игорь — еще не сделал предложение девушке Ольге, а уже в сексуальном плане затосковал. Чтобы разнообразить интимную жизнь, они находят по объявлению неких Ирину и Андрея, согласных на неизвестное, но такое заманчивое свингерство.
Эти приглашенные участники сексуальных излишеств на душевную теплоту в браке не жалуются, но интимную сторону тоже давно хотят «приправить». Загвоздка в том, что слово такое все четверо слышали, но на деле девственно неловки и стеснительны, так что детей от экранов можно не отгонять — безумств и извращений не будет, если таковыми не считать игру в бутылочку. Подобные ромкомы всегда даются Нагиеву легко, и в «Свингерах», кажется, он даже не играет, а предстает таким, какой он есть на самом деле.
Второй по привлекательности мужчина в России (по данным опроса, проведенного сервисом SuperJob, а кто первый — легко узнаете) вместе с другими не менее привлекательными мужчинами пытается доказать, что ничто человеческое сильному полу не чуждо. Удивительно, что Нагиев, так любящий доказывать свою маскулинность, гетеро- и просто сексуальность, в этом душещипательном сборнике новелл предстает в образе таксиста с пугающим позывным Отелло и отталкивающими характеристиками — он болтун и гопник. Но его неглавная роль важна — Отелло появляется в самых интересных местах, чтобы соединить три истории: стопроцентную комедию, слезливую мелодраму и драматическое воссоединение родных людей.
Сюжеты их незамысловаты, и вместе с Нагиевым в фильме приняли участие Игорь Верник, Сергей Белоголовцев и Грант Тохатян разыгрывают сценки из жизни мужчин возраста 35+, выдавая такой градус сентиментальности, что только и остается, что задуматься о тяжелой мужской судьбе.
Нельзя обойти и монументальный ситком в карьере Дмитрия Нагиева, ставший современной классикой. Вероятно, сами создатели, запуская телевизионный проект про кухню в ресторане, не ожидали перехода легкой комедии в разряд культового произведения, а Нагиеву опять помогла привычка «всегда говорить да» любому проекту.
Здесь он уступает основную сцену персонажу Максиму Лаврову (Марк Богатырев), молодому выпускнику воронежского кулинарного колледжа. Мечтающий о карьере шеф-повара, он устраивается на работу в ресторан «Клод Моне», владельцем которого является Дмитрий Нагиев. «Кухня» уже прочно устроилась в когорте самых дорогостоящих и популярных ситкомов, растекаясь в сюжете на сиквелы и спин-оффы: «Кухня в Париже» , «Кухня Кухни», «Кухня. Последняя битва» и другие — итого 6 сезонов из 120 эпизодов, каждый из которых, как утверждают создатели, обходится в минимум 200 тысяч долларов. И Нагиев почти в каждой серии!
Разбирая фильмографию Нагиева, отбросить «Физрука» тоже никак нельзя. Ситком про бывшего уголовника стал самым популярным проектом телеканала ТНТ — цифры статистики утверждают, что премьерную серию посмотрел каждый третий россиянин и все, как утверждают уже критики, были очарованы «простотой сюжета, отсутствием снобизма и уникальностью культурного кода».
А ведь Дмитрий мог и не стать этим физруком, т.к. роль писали для Николая Фоменко, что и объясняет прозвище героя — Фома. Криминальный до костей тип, который в лихие 90-е был правой рукой московского криминального авторитета, оказывается не у дел в «стабильные» 2010-е. Он решает вернуть доверие босса через его ребенка Саню (который окажется девочкой) и устраивается в школу физруком. Ключевая идея — лысый браток в комедии положений: Фома оголтело бегает, прыгает (кстати, актер сам исполняет все трюки), постоянно решает проблемы, кому-то помогает и… меняется. Клишированный образ карикатурного брутала Нагиев аккуратно трансформирует в полноценного драматического героя, за жизнью которого можно наблюдать с удовольствием все 4 сезона.
Драмеди про отношения отцов и детей Дмитрий Нагиев уже отлично разыграл в «Два отца, два сына», а потому к вечной проблеме поколений подходит в актерском всеоружии. Кроме него, в этих четырех новеллах рефлексируют на тему «Как сложно быть папой» всенародные Сергей Безруков, Вадим Демчог и Юрий Стоянов.
А Дмитрий, как ни странно для этого околокомедийного жанра, не в своем образе брутала и мажора. Он играет доктора Волкова — талантливого детского хирурга, полностью погруженного в свою благородную работу. Герой каждый день спасет чужих детей, тогда как в его жизни есть личная трагедия, которую Волков пережить не в силах. Другие персонажи также драматичны сами по себе, а их истории также успешно выжимают слезы даже из самых черствых зрителей.