Подборки

Все друзья Оушена: 12 фильмов об ограблениях

Истории об ограблениях появились на экране одними из первых. Достаточно вспомнить «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера, вышедшее еще в 1903 году. Окончательное оформление жанра с типичными атрибутами — тщательной подготовкой и сбором команды — обозначил выход «Асфальтовых джунглей» Джона Хьюстона в 1950-м. Меняясь вместе с миром, жанр приобретал характерные для той или иной эпохи черты. Предлагаем проследить этот путь на примере 12 картин.

Бонни и Клайд

Bonnie and Clyde
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Криминальное
1967, 110 мин
США, 12+
Режиссер: Артур ПеннГлавные роли: Уоррен Битти, Фэй Данауэй, Майкл Дж. Поллард, Джин Хэкмен, Эстелл Парсонс, Денвер Пайл

Знаковый фильм для американского кино, открывший эру Нового Голливуда. Сценаристы фильма Роберт Бентон и Дэвид Ньюман вдохновлялись первыми картинами французской «новой волны», чье влияние особенно заметно в финальной сцене, рифмующейся с концовкой «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Американское кино всегда питалось новой кровью кинематографий поменьше по одной простой причине — гонимые войнами европейские режиссеры, сценаристы и композиторы традиционно составляли основной кадровый резерв Голливуда. Однако послевоенное американское кино к 60-м успело несколько законсервироваться, так что выход «Бонни и Клайда» стал для него чем-то вроде холодного душа.

В свете этого не столь удивительно, что фильм был прохладно принят критиками, но довольно горячо встречен молодой публикой, жаждущей перемен. Нарастающее в ее среде протестное движение отразилось в главных героях — молодых и отчаянных грабителях времен Великой депрессии Бонни Паркер и Клайде Бэрроу (к слову, вполне реальных личностях), колесящих по Америке в поисках спасения от бесцветной жизни в захолустном Техасе.

Афера

The Sting
Рейтинг: 8.16IMDb: 8.3
Жанры: Комедии, Криминальное
1973, 129 мин
США, 6+
Режиссер: Джордж Рой ХиллГлавные роли: Рей Уолстон, Роберт Редфорд, Чарльз Дёрнинг, Пол Ньюман, Роберт Шоу

«Афера» во многом противоположна «Бонни и Клайду», хотя действие фильма снова происходит в 30-е годы прошлого века. Этот фильм — плоть от плоти старого Голливуда с его неспешным темпоритмом и теплыми тонами. За постановку отвечал надежный, как швейцарский банк, Джордж Рой Хилл, за год до этого снявший вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» с Полом Ньюманом и Робертом Редфордом в главных ролях. Хилл решил повторить успех этого теперь уже легендарного дуэта и вновь пригласил их на главные роли. Его ставка сработала — картина имела огромный кассовый успех и была номинирована аж на 7 «Оскаров».

Герои Редфорда и Ньюмана на протяжении всего фильма пытаются облапошить главу чикагской мафии, который имеет, кажется, единственную слабость — он азартен, когда речь идет о скачках. Несмотря на то что картину традиционно относят к жанру фильм-ограбление (heist film), описанные в нем события больше походят на мошенничество. Впрочем, грани жанра уже тогда были весьма размыты.

Собачий полдень

Dog Day Afternoon
Рейтинг: 7.75IMDb: 8
Жанры: Боевики, Комедии, Криминальное
1975, 124 мин
США, 16+
Режиссер: Сидни ЛюметГлавные роли: Аль Пачино, Джон Казале, Чарльз Дёрнинг, Крис Сарандон, Пенелопа Аллен, Салли Бойар

Один из шедевров того самого Нового Голливуда. Отличительной особенностью этого периода было то, что на сцену вышли аутсайдеры — герои, которых прежде избегал большой экран и в которых не было ничего героического. Протагонист «Собачьего полдня» Сонни Ворцик — обычный малый, неискушенный в преступной жизни. Он решается ограбить банк, чтобы оплатить операцию по смене пола своей возлюбленной Леоны, трансгендерной женщины. В основе сценария — заметка из журнала Life о реальном ограблении банка. Кроме того, в одной из сцен упоминается недавнее восстание заключенных в исправительном учреждении «Аттика» в том же штате Нью-Йорк — важная веха в движении защиты прав заключенных.

Впрочем, актуальная повестка (сохраняющая свежесть по сию пору) — далеко не главное достоинство фильма. Энергичная экспрессивная игра Аль Пачино, живая и напряженная постановка Сидни Люмета, точный сценарий Фрэнка Пирсона, удостоившегося за него «Оскара», — вот что сделало «Собачий полдень» одним из самых важных фильмов десятилетия.

Рыбка по имени Ванда

A Fish Called Wanda
Рейтинг: 7.38IMDb: 7.5
Жанры: Комедии, Криминальное
1988, 103 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Чарльз Крайтон, Джон КлизГлавные роли: Джейми Ли Кёртис, Джон Клиз, Мария Аиткен, Патриция Хейс, Кевин Клайн, Том Джорджсон

У режиссера этой едкой британской комедии Чарльза Крайтона удивительная творческая судьба. Начав путь в кино с позиции ассистента у Александра Корды, позже он прославился как один из самых значительных режиссеров комедий 50-х годов, снятых на знаменитой студии «Илинг» — колыбели английского кино. Многие из них, такие, например, как «Банда с Лавендер-Хилл», впоследствии вошли в список лучших фильмов в истории британского кино по версии BFI. Однако на съемках «Любителя птиц из Алькатраса» в 1962 году Крайтон поссорился с одним из влиятельнейших актеров Голливуда Бертом Ланкастером, который не только исполнил в фильме главную роль, но еще и выступал в качестве продюсера. Другой его американский проект так и не состоялся из-за смерти Сэмми Дэвиса — младшего, который должен был сыграть главного героя. Разочаровавшись в Голливуде, Крайтон вернулся на родину, где после нескольких не самых удачных работ был вынужден переключиться на съемки телесериалов. «Рыбка», таким образом, стала первым его фильмом за двадцать с лишним лет.

Так или иначе, компания на площадке собралась замечательная. Крайтон не разучился снимать и монтировать живые и бойкие комедии, а за сценарий отвечал один из участников «Летающего цирка Монти Пайтона» Джон Клиз, который к тому же снялся в роли чопорного адвоката Арчи Лича. Другой выходец из «Монти Пайтона» Майкл Пэйлин исполнил роль одного из бандитов, похитивших бриллианты на 20 миллионов фунтов. Однако, главным антагонистом стала Ванда Гершковиц в исполнении Джейми Ли Кёртис, которая ловко манипулирует своими сообщниками (среди них еще и очень смешной Кевин Кляйн), подставляя то одного, то другого. Когда за одним из них, Джорджем, приходит полиция, он не придумывает ничего лучше, чем спрятать похищенные драгоценности на дне аквариума, однако, подозревая Ванду, остается нем как рыба. Единственным шансом Ванды вернуть бриллианты остается наивный адвокат Джорджа Арчи Лич, которого ей придется очаровать.

Бешеные псы

Reservoir Dogs
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.3
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
1992, 95 мин
США, 18+
Режиссер: Квентин ТарантиноГлавные роли: Харви Кейтель, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Крис Пенн, Стив Бушеми, Лоуренс Тирни

Банда грабителей решает ограбить ювелирную лавку. Имена у этих шестерых, конечно, есть, но предпочитают они обращаться друг к другу по кличкам: мистеры Белый, Розовый, Синий, Оранжевый, Коричневый, Блондин. Во время налета что-то пошло не так, и бандиты вынуждены удирать от полиции, потеряв двух соучастников преступления. После побега из ювелирного оставшаяся компания собирается на заброшенном складе и начинает выяснять, кто из них предатель.

Фильм про ограбление, который изменил американский (и не только) кинематограф безвозвратно. «Бешеные псы» открыли миру гений Квентина Тарантино, замысел которого состоял в том, чтобы нарушить правила жанра, — зритель сначала получал ответы и лишь затем слышал вопросы. Вместо типичных для heist movies этапов подготовки к ограблению и самого нападения Тарантино перенес центр тяжести на старый пакгауз, в котором сообщники должны были встретиться после того, как уже обстряпали дельце.

Нелинейное повествование, свободная, почти романная структура сюжета, поделенного на главы, ни на что не похожие диалоги, тысяча и одна отсылка к популярной культуре и истории кино, замечательная камера Анджея Секулы и танец мистера Блондина, не уступающий культовым танцам из «Криминального чтива», принесли дебютанту всеобщее признание и изменили правила игры в жанровом кино.

Подозрительные лица

The Usual Suspects
Рейтинг: 8.18IMDb: 8.6
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
1995, 101 мин
США, Германия, 16+
Режиссер: Брайан СингерГлавные роли: Кевин Спейси, Чазз Пальминтери, Гэбриел Бирн, Кевин Поллак, Стивен Болдуин

«Подозрительные лица» Брайана Сингера вошли в историю драматургии как один из самых удачных случаев использования кольцевой структуры сюжета (финал стремится к начальной сцене), сеющей недоверие к повествованию и действующим в нем лицам. А рассказ главного героя Роджера Кинта в исполнении Кевина Спейси послужит идеальным примером манипуляции зрительским вниманием. 

Идет допрос участника банды по кличке Болтун (он же Кинт), оставшегося в живых после пожара на грузовом судне. Он рассказывает, как в одной камере полицейского участка оказываются пятеро неблагонадежных граждан, вызванных в качестве понятых. Совместно проведенная ночь не проходит даром. Наутро сокамерники разработали план ограбления, который благополучно реализовали, выйдя на свободу. Успех окрыляет преступников, и они совершают очередной налет на торговца драгоценностями. Но в кейсе с ювелирными украшениями оказываются наркотики, а незадачливыми гангстерами заинтересовался некто Кайзер Созе, истинный дьявол преступного мира.

Мелкие мошенники

Small Time Crooks
Рейтинг: 7.08IMDb: 6.7
Жанры: Комедии, Приключения
2000, 94 мин
США, 12+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Майкл Рапапорт, Вуди Аллен, Трейси Ульман, Тони Дарроу

Мелкий и крайне незадачливый мошенник Рэй Уинклер всерьез считает себя преступным гением. Работая посудомойщиком, он придумывает очередной нелепый план ограбления: выкупить помещение рядом с банком, открыть в нем кафе для отвода глаз и прорыть подземный тоннель, ведущий прямо к сейфу. Всё, разумеется, идет не по плану, но вот стряпня его жены Френчи приходится по вкусу многим клиентам, и вскоре в их кафе выстраивается очередь в несколько кварталов. То, что замышлялось как ширма для грабежа, разрастается в прибыльный легальный бизнес.

Вуди Аллен и к истории об ограблении банка подошел с присущей ему иронией. «Мелкие мошенники» — самый необычный фильм в подборке. Достаточно сказать, что второй популярной комедией того же рода является картина «Хватай деньги и беги» (1967) того же Вуди Аллена.

Одиннадцать друзей Оушена

Ocean's Eleven
Рейтинг: 8.1IMDb: 7.8
Жанры: Боевики, Криминальное
2001, 116 мин
США, 16+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс, Энди Гарсиа, Кейси Аффлек

Ворвавшийся в 1987 году в мировое кино с фильмом «Секс, ложь и видео», Стивен Содерберг доказал свою всеядность, работая в самых разных жанрах — от неонуара («Англичанин») и криминальной комедии («Вне поля зрения») до фантастики («Солярис») и байопика («Эрин Брокович»).

В 2001 году режиссер взялся за ремейк «Одиннадцати друзей Оушена» — фильма 1960 года с Фрэнком Синатрой, Дином Мартином и Сэмми Дэвисом — младшим в главных ролях. Из слегка потускневшей от времени истории Содерберг сделал образец жанра, идеально стилизованный фильм с элегантными и благородными преступниками, обчищающими исключительно нечистые на руку казино. Ревизии подвергся и образ Оушена. Оригинальный Дэнни в исполнении Синатры был продуктом своей эпохи, неисправимым авантюристом по жизни, пренебрегающим своей женой, которая, однако, по необъяснимым причинам возвращается к нему в конце фильма. В отличие от него, клуниевским Оушеном движет не алчность или ощущение риска, а желание вернуть бывшую жену Тесс. Из поверхностного и самовлюбленного персонажа Содерберг сделал обаятельного романтика. И тем самым как бы небрежно, походя режиссер возродил интерес студий и зрителя к жанру.

Ограбление по-итальянски

The Italian Job
Рейтинг: 7.49IMDb: 7
Жанры: Боевики, Криминальное
2003, 110 мин
США, Великобритания, 12+
Режиссер: Ф. Гэри ГрейГлавные роли: Шарлиз Терон, Марк Уолберг, Дональд Сазерленд, Сет Грин, Джейсон Стэйтем

Коммерческий успех «Оушена» запустил волну ремейков классических картин об ограблениях. Одним из самых заметных в этом ряду стало «Ограбление по-итальянски», имеющее, впрочем, мало общего с оригиналом. 

Действие ремейка перенесено из Италии в Лос-Анджелес, а герой Эдварда Нортона с итальянской фамилией заменил целую мафию. По сюжету после успешно проведенного дела именно он предает своих сообщников и исчезает с добычей, а те, в свою очередь, придя в себя, пытаются вернуть украденное. По сравнению с оригиналом в истории появился новый персонаж — Стелла (Шарлиз Терон), дочь одного из грабителей и тоже опытная медвежатница, которая во многом заменяет своего отца в банде. Неизменными остались цель (попытка вернуть награбленное непосильным трудом), Майкл Кейн, сыгравший в обоих фильмах, и исконно британские машины Mini Cooper, на которых герои удирают от полиции.

Джонни Д.

Public Enemies
Рейтинг: 7.3IMDb: 7
Жанры: Боевики, Триллеры, Криминальное
2009, 139 мин
США, 16+
Режиссер: Майкл МаннГлавные роли: Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Марион Котийяр, Стивен Лэнг, Джейсон Кларк, Стивен Грэм

Майкл Манн — признанный мастер напряженных боевиков. В центре его историй часто оказывается конфликт сильных и непримиримых противников. Так было в «Схватке» (1995) с Робертом Де Ниро и Аль Пачино и в «Соучастнике» (2004) с Томом Крузом и Джейми Фоксом. «Джонни Д» в этом смысле исключением не стал.

В центре сюжета, основанного на реальных событиях, знаменитый грабитель банков 30-х годов Джон Диллинджер (Джонни Депп) и преследующий его агент ФБР Мелвин Первис (Кристиан Бэйл). Выцветшая картинка с приглушенными цветами, атмосфера загнанности, которую убедительно передает ручная «живая» камера и редкие, но точные крупные планы лиц, а также визуальная жестокость и прямота сцен насилия намекали на определенную категоричность Манна, перенесшего свой стиль в совсем другую эпоху. Локализованное название «Джонни Д» звучит как не слишком удачная попытка сыграть на созвучии имен Диллинджера и Деппа, в то время как оригинальное — Public Enemies — отсылает к книге, по которой был снят фильм, и к классическому гангстерскому фильму Уильяма Уэллмена «Враг общества» с Джеймсом Кэгни.

Город воров

The Town
Рейтинг: 7.59IMDb: 7.6
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
2010, 119 мин
США, 18+
Режиссер: Бен АффлекГлавные роли: Бен Аффлек, Ребекка Холл, Джереми Реннер, Блейк Лайвли, Джон Хэмм

Фильм с сильным бостонским акцентом, поставленный и отчасти написанныйБеном Аффлеком. Судя по всему, режиссер испытывает к родному городу весьма противоречивые чувства: его Бостон за серостью и порочностью излучает странную магию, которая заставляет всё время к нему возвращаться. Иными словами, ты можешь уехать из Бостона, но Город на холме никогда не покинет тебя — как бы говорит нам Аффлек.

Борьба со своим прошлым наследием становится главным мотивом фильма, сквозящим в сюжетных перипетиях. Главный герой Дуги Макрэй (Бен Аффлек), в прошлом подающий надежды хоккеист, загубил спортивную карьеру пристрастием к алкоголю и наркотикам. Он держит с друзьями небольшой бизнес по-бостонски: промышляет ограблениями банков и инкассаторских машин. Делает он это, надо сказать, без особого энтузиазма. Однако выйти из бизнеса ему мешают напарник Джем в исполнении Джереми Реннера и не слишком разборчивый в методах агент ФБР (Джон Хэмм). Кроме того, в деле, конечно же, замешана женщина — Клэр Кизи (Ребекка Холл), которая может погубить Дуги и его сообщников, но может стать и их надеждой на спасение.

Хорошее время

Good Time
Рейтинг: 6.9IMDb: 7.3
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
2017, 97 мин
США, 18+
Режиссер: Бен Сэфди, Джошуа СэфдиГлавные роли: Роберт Паттинсон, Бенни Сэфди, Buddy Duress, Талия Уэбстер, Дженнифер Джейсон Ли, Бархад Абди

Стремительный, как пущенный из пращи камень, фильм братьев Сэфди долетел аж до основного конкурса Каннского кинофестиваля и сделал из молодых режиссеров, ранее воспринимавшихся как явление исключительно локальное, авторов с мировым именем. Эти авансы они, как кажется, вполне оправдали своей следующей картиной — «Неограненные алмазы».

Однако вернемся к «Хорошему времени». По сюжету Конни Никас (Роберт Паттинсон) и его брат Ник (Бен Сэфди) успешно грабят банк и уходят с добычей, но забывают о ловушке с красками, которую обычно прячут среди банкнот. Полиция в итоге выходит на их след и арестовывает Ника, а Конни всеми силами пытается его вызволить. Уследить за всеми дальнейшими перипетиями сюжета довольно сложно, они проносятся на экране с огромной скоростью под ритмичный саундтрек, написанный Даниэлем Лопатиным, известным под псевдонимом Oneohtrix Point Never. За музыку к фильму он, к слову, удостоился приза в Каннах. Под стать саундтреку и впечатляющая игра Роберта Паттинсона, излучающего магнетизм и энергию в атомных масштабах.