Военный, полицейский, врач: 10 фильмов и сериалов с Сергеем Пускепалисом
20 сентября 2022 года в автокатастрофе погиб режиссер и актер Сергей Пускепалис. Он был художественным руководителем Ярославского театра драмы, заслуженным артистом России. Пускепалис учился в Саратовском театральном училище, затем в РАТИ на режиссерском курсе Петра Фоменко. В кино начал сниматься в 2003 году. Его актерское амплуа — военные и полицейские. Рассказываем о 10 важных работах в карьере Сергея Пускепалиса.
Действие сериала «Крик совы» происходит в 1957 году в городке Остров Псковской области. В местную больницу после перестрелки госпитализируют капитана милиции Юрия Сиротина (Евгений Дятлов), который в бреду вдруг начинает говорить на немецком. Врачи сообщают об инциденте в исполнительные органы, после чего в город направляют сотрудника областного КГБ капитана Ивана Митина (Сергей Пускепалис). Параллельно ему расследование ведет и местный милиционер. Череда запутанных преступлений приводит Митина к раскрытию подпольной вражеской агентуры. Остров, во время войны находившийся в оккупации, оказывается полон страшных тайн, а раны военного периода еще не зажили. Стилистика фильма напоминает классические советские шпионские драмы, в которых часто идет дождь, нагнетая беспросветную атмосферу предательств.
Съемки проходили в городке Новая Ладога возле Санкт-Петербурга. 10 серий сняли всего за 67 дней. Некоторые актеры получили тексты за час до съемок и работали с листа. Почти до самого конца они не знали, кто из них играет главного злодея. Режиссер Олег Погодин, кроме того, скрывал и само название картины — из суеверия. На хлопушке писали рабочее название «Особые полномочия». «Крик совы» получил премию ФСБ России в категории «Лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности».
Фильм «На острие», вышедший на экраны в 2020 году, представляет собой классическую спортивную драму, в создании которых успешно упражняется российское кино последнее десятилетие. Но если, например, нашумевшие картины «Движение вверх» или «Легенда №17» сосредоточены в первую очередь на патриотических чувствах зрителя, «На острие» рассказывает две истории персонального спортивного пути. Александра Покровская (Светлана Ходченкова), известная саблистка и фаворитка на олимпийское золото, встречает на ринге молодую и амбициозную конкурентку Киру Егорову (Стася Милославская). Между девушками разворачивается нешуточная борьба, которая выходит далеко за пределы спортивной арены и ненароком захватывает жизни их близких. Пускепалис играет тренера сборной, стремящегося выбрать из спортсменок лучший для себя вариант.
«На острие» снят по мотивам реального спортивного противостояния Яны Егорян и Софьи Великой. Великая считалась главной фавориткой на золото, но на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро (2016) уступила Егорян в финальном поединке. Кассовые сборы фильма в России составили 80 227 981 рублей.
«Клинч» — единственная режиссерская работа Сергея Пускепалиса в кино. Премьера фильма состоялась на фестивале «Золотой абрикос» в Ереване. Критики отмечали схожесть картины с драмой Александра Велединского «Географ глобус пропил». Сюжет действительно в некотором роде типовой: старомодный и давно уставший от жизни учитель попадает в необычные обстоятельства. Только там, где Велединский (вместе с автором романа Алексеем Ивановым) сосредотачивается на внутреннем конфликте героя и его неявном противостоянии с миром, Пускепалис выбирает путь фантасмагории, которая высвечивает и подчеркивает закостенелость общества.
Школьный учитель Виталий Федоров (Алексей Серебряков) равнодушен не только к собственной карьере и ученикам, но и к своим домашним — жене (Агриппина Стеклова), сыну (Вячеслав Евлантьев) и квартире, давно требующей ремонта. Возвращаясь с работы, он сталкивается с эксцентричной и странной особой (сам он характеризует ее словом «ненормальная»). Девушка в черном парике (Ася Домская) рассказывает небылицу о своей влюбленности в стареющего учителя, он берет ее в заложники, а потом случайно убивает (а потом она случайно оживает, дивный мир кино). «Клинч» построен на последовательности розыгрышей и фарсов. Музыкальное сопровождение к картине написано группой «Би-2». В основе фильма — одноименная пьеса Алексея Слаповского.
Сыграв в «Как я провел этим летом», Сергей Пускепалис получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля 2010 года за лучшую мужскую роль (разделив приз с Григорием Добрыгиным). Драма Попогребского получила преимущественно положительные отзывы критиков, которые сравнили ее с фильмами Андрея Тарковского, назвав локацию съемок «арктическим форпостом цивилизации, где человеческое существование раскрывается как борьба». Фильм снимали в течение трех летних месяцев на полярной станции Валькаркай. Съемочная группа жила в бараках без воды и отопления, а до самой станции добиралась шесть часов на вездеходах.
Картина рассказывает историю молодого стажера Павла (Григорий Добрыгин), приехавшего на вымышленный остров Аарчым проходить практику на полярной станции. Его единственный коллега, начальник метеостанции Сергей (Сергей Пускепалис), строг к новичку и нелюдим. Однажды, когда Сергей уходит на рыбалку, Павел получает с континента трагическое сообщение. Среди арктических льдов и нарастающих сомнений два человека начинают бояться друг друга и самих себя. Многослойный, натуралистичный фильм снят в медленном темпе. Главным героем триллера, настоящим виновником сумасшествия главных героев постепенно предстает сам Север с его туманами и одиночеством.
«Простые вещи» — еще один фильм Алексея Попогребского, принесший Сергею Пускепалису награды. В 2007 году Пускепалис получил приз за лучшую мужскую роль «Кинотавра». Куда менее замысловатая и претенциозная, чем «Как я провел этим летом», работа рассказывает историю врача-анестезиолога Сергея Маслова. Маслов переживает сложный жизненный этап — проблемы на работе, беременная жена в коммуналке, дочь сбежала, отобрали права. Доктор соглашается делать обезболивающие уколы стареющему актеру Журавлеву. Между Масловым и его пациентом возникает странная, но объяснимая симпатия. Анестезиолог рассказывает старику о своих проблемах, а тот как раз и называет их «простыми вещами».
Фильм заставляет маленького человека выбирать между тем, что правильно, и тем, что желанно, и показывает российскую действительность того времени честно, со всеми ее недостатками и сложностями. Молодой персонаж Пускепалиса много пьет и сомневается, но в конце концов проходит через моральное перерождение и находит свое относительное счастье. Это первая самостоятельная режиссерская работа Попогребского, до этого работавшего только в тандеме с Борисом Хлебниковым, и всего лишь второй его полнометражный фильм.
Картина, рассказывающая о докторе Илье Алёхине (Сергей Пускепалис), балансирует между медицинским детективом и военной драмой, а принципы главного героя лучше всего описывает диалог:
— Он дал две клятвы и верен им.
— Вы имеете в виду клятву Гиппократа и воинскую присягу?
— Так точно.
В отделение роддома, где работает Алёхин, привозят девушку после автокатастрофы на 9-й неделе беременности. Доктор настоятельно рекомендует прервать беременность, но двое молодых ученых предлагают ему попытаться сохранить плод — они хотят проверить революционную методику ведения беременности у коматозных женщин. На Алёхина, кроме того, давит влиятельный генерал, который тоже загадочным образом заинтересован в сохранении жизни еще не родившегося ребенка. Алёхин соглашается вести беременность, но быстро понимает, что за интересом военных стоит тайна, которую врачу приходится распутывать.
События реального времени миксуются с кадрами участия Алёхина в военных действиях в Косово. Там он спасал местных женщин, подвергшихся геноциду, за что и получил прозвище «Крестный». Благодарная женщина даже говорит ему: «Ты человек, который дал надежду сербам». Напряжение врачебных будней, тонкая любовная линия, запутанный детектив и военный байопик — у «Крестного» довольно амбициозный сюжет, который, впрочем, судя по большому числу поклонников, вполне оправдывает свою сложность.
В 2017 году сериал «А у нас во дворе» вошел в топ-10 самых популярных сериалов России. Сергей Пускепалис исполняет в нем привычную для себя роль полицейского (который к тому же опять много пьет). Действие разворачивается в архетипическом московском дворе, жители которого напуганы убийством. Бывший следователь Каленый (Сергей Пускепалис) и приехавшая из Узбекистана на поиски мужа Мавлюда (Равшана Куркова) с первого взгляда друг другу не нравятся, но вынужденно становятся командой по расследованию преступлений. Критик Андрей Архангельский, характеризуя тандем персонажей, заметил, что оба они — «бывшие, выброшенные из прежней жизни».
Поднимая на экране важную проблему жизненных и рабочих условий мигрантов, «А у нас во дворе» при этом изображает их не стереотипно. Равшана Куркова, долго добивавшаяся этой роли, играет не забитую несчастную женщину, а уверенного в себе профессионала. Куркова посвятила эту работу своей бабушке. В 2019 году у сериала вышло продолжение — «А у нас во дворе 2». Полюбившаяся зрителю пара Каленый/Мавлюда в сиквеле продолжает расследовать преступления.
Картина «Метро» стала первым российским фильмом-катастрофой за четверть века. Она собрала преимущественно положительные отзывы критиков, которые хвалили игру актеров и соответствие жанру, но тем не менее ругали работу за банальности и недостоверность. Как и во всех фильмах-катастрофах, в этом слишком большой упор сделан на условности, невозможные в реальной жизни.
Классическая семейная драма, в которой женщина не может выбрать между мужем и любовником, парадоксальным образом разрешается во время катастрофы в московском метро. Из-за уплотнительной застройки в Москве, во время которой вбивают сваи в карст, в тоннеле московского метро образуется протечка. Андрей Гарин (Сергей Пускепалис) с дочерью (Анфиса Вистингаузен) и Влад Константинов (Анатолий Белый) оказываются в одном поезде, который заливает водой в туннеле. Мужчинам приходится не только спасать свои жизни, но и выяснять отношения, связывающие их с одной женщиной.
Короткометражный фильм Дмитрия Аболмасова «Временная связь» — пятая экранизация рассказа Кира Булычёва «Можно попросить Нину?», написанного в 1970 году. Главный герой, ресторатор Вадим (Сергей Пускепалис), звонит своей подруге Нине, чтобы позвать ее на праздник, но вместо этого из-за космических аномалий — рядом с Землей должна пролететь комета — связывается с девочкой Ниной, живущей совсем в другом времени. Нина умирает от голода и холода в Москве 1942 года.
История, уместившаяся в 28 минут экранного времени, актуализировала булычёвский сюжет с учетом специфики нашего времени — мира достатка, процветания и чрезмерной роскоши. Вадим, кстати, имеет к ней непосредственное отношение: он ведет разгульную, беззаботную жизнь. Поначалу Вадим считает весь разговор розыгрышем, но потом верит своей новой знакомой и пытается помочь Нине из прошлого. Ее же на самом деле по-детски интересует только то, чем закончится война и что будет с миром дальше. «Временная связь» показывает значительный контраст военного и мирного времени. Премьера картины состоялась 8 мая 2020 года и была приурочена к 75-летию Победы.
«1941. Крылья над Берлином» — одна из последних работ Пускепалиса. Боевик, основанный на реальных событиях, рассказывает об авиационной группе, готовившей первую бомбардировку Берлина в 1941 году. На предельной высоте, под постоянной угрозой вражеских обстрелов, в кислородных масках, в условиях, близких к обморожению, советские летчики совершают продолжительный полет к вражеской столице. Картина сосредоточена на том, чтобы показать за героями прошлых сражений обычных молодых парней, вовсе не мечтавших о подвигах.
Несмотря на некоторые исторические неточности (например, ошибки с марками самолетов), фильм зарекомендовал себя как серьезный байопик. Критики отмечали смелость Буслова при выборе малоизвестного исторического сюжета. Что до Пускепалиса, то он сыграл в таком количестве фильмов о Второй мировой войне, что мог бы считаться эталонным актером жанра военной драмы. В интервью газете Metro актер признавался, что ему часто предлагают роли военных, а еще — что ему самому нравится их играть. «Для меня это честь всегда», — говорил Пускепалис.