Влюбленные Холмсы: 10 экранизаций романов Устиновой
Свой первый роман «Персональный ангел» Татьяна Устинова написала в 1999 году. Дебют почти сразу принес писательнице известность. Сейчас на ее счету больше 50 романов, 40 из которых экранизированы. Стиль Устиновой отличает сочетание авантюризма и драмы, легкости и детективной напряженности. Рассказываем, на какие 10 фильмов обратить внимание, если хочется не почитать, а посмотреть Устинову.
«Мой личный враг» начинается архетипически. Журналистка Саша Потапова (Анна Большова) в один миг лишается всего: муж изменяет ради повышения по службе, с работы выгоняют, лучший друг пропадает в Чечне. Личная драма героини переплетается с криминальной завязкой. Саше отчаянно нужна чья-нибудь помощь. Из рояля в кустах элегантно выбирается богатый француз (с красивым акцентом), который берет на себя заботу о Саше. Сначала — играя по ее просьбе роль, потом — влюбляясь по-настоящему. Пара сталкивается с преследованиями, перестрелками и угрозами и быстро понимает, что виноват во всех их бедах только один человек. Команда из красавицы и иностранца-миллиардера в конце концов находит нужного им Мориарти.
Четырехсерийный «Мой личный враг» получился у режиссера Владимира Попкова напряженным, но простым и сентиментальным. История любви, приправленная детективным сюжетом, или детектив, украшенный романтической ширмой, — сериал подойдет тем, для кого «Бригада» слишком реалистична (или слишком растянута), а вариации Золушки уже надоели. В версии Устиновой злодеи, конечно же, традиционно проигрывают, а выигрывают любовь и справедливость, но отличает картину от аналогов насыщенный российский колорит, который чувствуется во всем — от одежды, париков и макияжа до актуальных проблем, бегло подчеркнутых в повествовании.
Для «Всегда говори „всегда“» Татьяна Устинова стала не только автором идеи, но и сценаристкой. Сериал, выходивший в солидный временной промежуток, — с 2003 по 2012 год — за много лет полюбился публике и стал своего рода классикой отечественных мелодрам. Ольга Громова (Мария Порошина) оказывается жертвой превратностей судьбы. Она счастлива в браке, воспитывает детей, рисует. Но бизнес мужа неожиданно терпит крах, на него заводят уголовное дело, по которому грозит приличный срок. Громова, без памяти любящая супруга, решает отсидеть за него. Муж к заключенной под стражу Громовой не приезжает. Выйдя по амнистии, она обнаруживает, что он давно живет с другой женщиной. Пара воспитывает и детей Ольги.
«Всегда говори „всегда“» — история о предательстве и борьбе, преодолении себя, сопротивлении и настоящей любви, которая найдет Ольгу, несмотря ни на что. Надо сказать, эта мелодрама не совсем каноническая: принц не просто «пришел, увидел, полюбил» Громову, но и разглядел в ней талант, силу воли и способность за себя постоять. «Всегда говори „всегда“» давно уже признан чем-то вроде русского «Клона» — непритязательную мелодраму, героем которой иногда хочет почувствовать себя каждый, не зря продлили на такое количество сезонов. В 2004 году Устинова даже получила за проект ТЭФИ как лучший сценарист телевизионного фильма.
Эта экранизация романа Устиновой начинается динамично — с трупа. Секретарша Варвара Лаптева (Ирина Пегова) находит тело незнакомого ей мужчины в кабинете своего шефа. Желанием девушки найти убийцу движет не страсть к расследованиям, а жизненная необходимость: ее сбивает машина, кто-то роется в ее квартире и вещах, следит за ней, нападает на ее друзей. Убийца явно думает, что секретарша обладает чем-то, очень ему нужным. В четырех сериях «Подруги особого назначения» перед зрителем разворачивается напряженная криминальная драма. У режиссера картины Анатолия Матешко, который до этого экранизировал, например, сюжет о Даше Васильевой (серия Дарьи Донцовой), получается непринужденная, но захватывающая лента.
Детективная линия не претендует, конечно, на правдоподобность, но зато аналитика от главной героини точно доказывает, что сыщиком при желании может стать каждый. Особенно если его живой ум и настойчивость, как у Варвары, тоже требуют включенности во все события вокруг.
Мини-сериал «Хроника гнусных времен» рассказывает историю борьбы за наследство и раскрывает зрителю секреты семейных богатств. В ленте зарождающаяся влюбленность переплетается с криминальным азартом, толкающим главных героев на собственное расследование странной смерти. Кирилл Костромин (Антон Хабаров) встречает в Санкт-Петербурге Настю Сотникову (Полина Сыркина). У Насти умерла бабушка — якобы из-за того, что уронила фен в ванну, полную воды. Настя не верит в жестокую и нелепую случайность. Кирилл, откладывая поездку в Дубай, решает подключиться к расследованию. Ему тоже кажется, что со смертью пенсионерки что-то не так.
Фон расследования — красивый Петербург, романтические прогулки, напряженные (и даже устрашающие) сцены, разборки и секреты среди книг и воспоминаний. Мотив убийцы может считаться аллюзией к «Преступлению и наказанию» Достоевского, а осведомленность Кирилла о том, как лучше вести расследования, в очередной раз даст зрителю надежду, что и он в аналогичной ситуации найдет убийцу с той же ловкостью (по пути, конечно, очаровав умную даму, слегка пострадавшую от истории). Кстати, режиссером картины выступил Петр Амелин, в некотором смысле гуру экранизаций книг Устиновой. После «Хроники гнусных времен» он работал над «С небес на землю», «Неразрезанными страницами», «Отелем последней надежды», «Селфи с судьбой» и другими адаптациями романов писательницы.
«Параллельно любви» — экранизация дебютного романа Устиновой «Персональный ангел». В центре картины политические столкновения в «уездном городе N». Бизнесмен Тимофей Кольцов баллотируется на пост губернатора Североградской области. К его рекламной кампании подключается столичное агентство «Юнион», чей креативный директор Катя Солнцева вообще не хочет браться за сомнительный проект. Ей очень не нравится потенциальный подопечный — вышедший из рабочей среды, скучный, не умеющий красиво говорить. И самое странное — скрывающий прошлое. О нем никто не помнит, никто не знает, он словно бы… и не существовал. Катя начинает подозревать Кольцова в преступлениях, тем более что о нем ходят странные слухи, связанные с торговлей детьми.
Пока действующий губернатор активно продвигает свою кандидатуру, Солнцева мечется между поиском истины и симпатией к Кольцову. Девушка влюбляется в него, когда понимает, что причина его отчужденности — в тяжелом детстве и пережитых мучениях. Сюжетные перипетии, угрозы, нападения, предательства, давление на избирателей, проблемы провинции, а фоном — любовная линия, которой позавидовали бы Кристиан Грей и Анастейша Стил. Кате придется доказывать Кольцову, что она на его стороне, а потом спасать ему жизнь, потому что для политических противников Тимофея все средства достижения власти хороши.
Архитектор Андрей Данилов (Ярослав Бойко) находит свою жену Нонну мертвой. Главный подозреваемый полиции — сам Данилов. Данилову придется не только доказывать свою невиновность, но и защищать друзей от новых нападений, инициатор которых устрашающе близок Андрею. «Одна тень на двоих» рассказывает историю трагически закончившейся дружбы. Слоган сериала «Не доверяй никому» должен подсказать его основной мотив.
Режиссер картины Алексей Козлов до этого уже работал с другим материалом Устиновой. Он снимал как раз прославленный «Всегда говори „всегда“». На этот раз режиссер решил развернуться на меньшем хронометраже. «Одна тень на двоих» ограничивается всего лишь восемью сериями (для Козлова/Устиновой — приличное сокращение).
Еще одна история о журналистке, втянутой в опасное расследование. Устиновой подобный материал, очевидно, хорошо знаком: писательница и сама много лет работала журналистской, так что может достоверно передать детали профессии. Кинематографическое пространство «Богини прайм-тайма» понравится тому, кто любит фильмы с военным антуражем, работой в горячих точках, борьбой с боевиками. Журналистка Ольга Шелестова (Лана Паули) и оператор Никита Беляев (Александр Дьяченко) в командировке в Таларе — вымышленной стране, где идет война. Когда Ольга исчезает, ниточки расследования ведут к террористической организации Аль-Акбара.
Плен, война, шантаж, преследования, проблемы на работе — «Богиня прайм-тайма» со временем превращается в масштабную, почти джеймсбондовскую картину. В киноверсии есть, правда, некоторые расхождения с оригинальным романом Устиновой. Там действие все-таки происходит во вполне реальном Афганистане. Режиссеры заменили его выдуманной страной — вероятно, чтобы не проводить лишних параллелей и не отвечать на часто возникающие в таких случаях претензии в недостоверности.
В 2011–2012 годах у Татьяны Устиновой вышла трилогия о писателе Алексее Шан-Гирее («С небес на землю», «Один день, одна ночь» и «Неразрезанные страницы»). Писательница долго не хотела продавать права на экранизацию — опасалась, что ее любимого персонажа сыграют не очень хорошо. Но в 2014 году Петр Амелин выпустил на экраны многосерийный фильм «С небес на землю». Роль Шан-Гирея в нем исполняет Павел Трубинер.
Алекс Шан-Гирей предпочитает замкнутую и одинокую жизнь, но нужда в деньгах заставляет его устроиться на работу в издательство. Конечно же, по суровым законам жанра, в первый же день его рабочий настрой нарушает убийство. Алекс вынужден расследовать не только преступление, отыскивая меж строк зловещих писем мотив врага, но еще и глубокую драму собственной жизни: уже несколько лет мужчина отказывается от призвания. Герой в итоге не только успешно разрешает все противоречия и сложности, но и попутно влюбляется в начинающую писательницу Маню Поливанову.
В 2015 году вышел второй многосерийный фильм о Поливановой и Шан-Гирее. Уже в первой серии они расстаются из-за непреодолимых разногласий во взглядах на жизнь. Но преступникам и детективным завязкам нет дела до отношений Мани и Алекса. Зло не дремлет, а значит, главных героев ожидают новые опасности и подвиги. К роли Шан-Гирея вернулся Павел Трубинер, Маню Поливанову вновь сыграла Кристина Бабушкина.
«На одном дыхании» скроен по привычному лекалу устиновских сюжетов: бизнес, смерть, дележка власти и денег, любовь, дети, предательства. Бизнесмен Владимир Разлогов (Андрей Биланов) счастлив в браке с супругой Глафирой (Дарья Чаруша). Его бывшая жена, актриса Марина, тоже в целом ладит с Владимиром. Бизнес идет в гору. С фирмой помогает близкий друг Марк. Но идиллия в одночасье рушится: по телевизору сообщают, что Разлогов умер от сердечного приступа. Быстро оказывается, что у фирмы проблемы с документами, бывшая жена имеет некоторые обиды и претензии, а Глафира, оставшись одна, пытается противостоять всем сразу, чтобы узнать правду.
У сериала (всего четыре эпизода) — отчетливый и яркий хеппи-энд. Однако картине не хватает динамичности устиновских сцен. Неспешное повествование не компенсируется запутанностью детектива. Парадоксально, но «на одном дыхании» сериал не смотрится.
Трилогия Татьяны Устиновой о Тонечке Морозовой («Серьга Артемиды», «Пояс Ориона», «Камея из Ватикана») разворачивается в относительно близком нам настоящем — захватывает даже пандемию коронавируса, например! За воплощение произведений на экране взялся уже зарекомендовавший себя в устиноведении режиссер Петр Амелин. «Серьга Артемиды» рассказывает о трех женщинах семьи Морозовых — Марине Тимофеевне (Наталья Кутасова), Антонине (Наталья Рычкова) и ее дочери Насте (Анна Мельникова). Гармонию их жизней нарушает убийство. Преступление придется расследовать всем вместе. Если кто-то переживал, что ни слова о любви, то и она в этой истории, конечно, есть. Даже в нескольких версиях — для разных возрастов.
Вторая часть «Пояс Ориона» продолжает привычную историю. За режиссерским пультом вновь Петр Амелин, актерский состав остался прежним. Тонечка Морозова с ухажером Александром Германом из прошлой части едет в Выборг на каникулы. Там они должны встретиться со старым другом Александра. Того неожиданно арестовывают, подозревая в убийстве жены. Тоня чувствует себя обязанной спасти не только репутацию и жизнь друга семьи, но и свои собственные отношения — Александр с каждой серией кажется всё более подозрительным. «Пояс Ориона», фигурирующий в названии, — это драгоценность, вокруг поисков которой и строится детектив.
«Камея из Ватикана» — совсем недавняя картина, вышедшая в 2022 году. Тонечка Морозова, уехавшая в деревню, становится свидетельницей странной смерти, в которую она, женщина с детективной чуйкой, явно не верит. Полиция не хочет слушать столичную гостью, но Морозова полна решимости довести дело до конца, тем более что для нее расследования — почти привычный досуг. Она на них, как говорится, собаку съела. Впрочем, как и сама Устинова.