Вампиры и неприкаянные души: 10 российских фантастических сериалов о наступившем невозможном
Прогрессивный рост стримингов и последовавшая за ним гонка на выживание вывели из спячки целые телевизионные жанры, на которые десятилетиями не обращали внимание. Одним из самых громких возвращений стало появление на платформах незаурядных по форме — по крайней мере на уровне синопсиса — и дорогих фантастических сериалов. О 10 самых ярких из них рассказываем подробнее.
Суперпозиция, многозначный термин, использующийся и в физике, и в архитектуре, и в геологии, послужил и телеискусству, став названием российского сай-фай-сериала о мультивселенной. Существует 125 параллельных реальностей, которые открыл ничем не примечательный физик (Константин Лавроненко). Его сына Лешу (Павел Табаков), талантливого физика и хакера, вербует «Офис» — тайная межпространственная служба, противостоящая коварному Антидоку. Злодей намерен захватить мультивселенную и готов ради этого избавиться от всех своих двойников, включая папу Леши.
Драматичности сюжету добавляют непростые отношения между сыном и отцом, которого Леша винит в смерти матери. Ее, к слову, играет Марина Зудина, приходящаяся мамой и исполнителю главной роли Павлу Табакову. В остальных ролях примечательны имена Лукерьи Ильяшенко (Алиса) и Игоря Жижикина (Головин), сыгравших работников «Офиса».
В альтернативной вселенной сериала «Выжившие» небольшой провинциальный российский городок оказывается во власти неизвестной чумы, унесшей жизни большей части человечества. Выжившие поначалу также находятся в смертельной опасности, которую несет сон: всякий, кто пробудет в царстве Морфея больше двух часов, впадает в глубокую кому. Как и в любом постапокалиптическом мире, власть в городе захватывают прежде презираемые элементы. Но находятся и те, кто противостоит обаянию распада: Сергей (Артур Смольянинов), военный, недавно вернувшийся из Сирии, его бывшая жена Настя (Дарья Савельева), врач Марина Лаврова (Анна Слю) и Александр Морозов (Алексей Филимонов), некогда пациент психиатрической больницы. Вместе они пытаются выбраться из города и отыскать Институт — организацию, которая, по слухам, знает, как побороть эпидемию.
Сериал, над которым работала именитая команда авторов — от Андрея Прошкина («Солдатский декамерон») в режиссерском кресле до Романа Волобуева и Елены Ваниной в качестве сценаристов и Бориса Хлебникова в роли продюсера, — вдохновлен романом Игоря Колосова «Выжившие хотят спать». Книга вышла еще до случившейся в 2020-м эпидемии коронавируса, навевавшей когда-то мысли о приближающемся апокалипсисе.
В логике глобальной катастрофы развивается сюжет еще одного сериала о постчеловеческом мире. Здесь люди также разом заснули, а все младше 14 и старше 35 уже не открыли глаза. Очутившиеся в золотой середине показательно деградируют — в цивилизационном смысле — и откатываются на несколько столетий назад. Этому способствует и побочный эффект болезни, который не щадит никого: люди вне зависимости от возраста лишаются памяти, осваивая примитивные навыки выживания. Общество разделяется на воюющие группировки. Из них постепенно выделяются одиночки, к которым вместе с памятью возвращаются и знания ушедшей эпохи. Вопрос только в том, как их использовать — для восстановления цивилизации или получения власти? Ответить на этот вопрос придется главному герою Георгию Дымову (Илья Малаков).
В основу сюжета сериала с емкой генеральной метафорой общественной памяти как основы сознания лег одноименный роман писателя Олега Дивова.
Антиутопии на фоне пандемий могут быть разными. К примеру, в мире «Двух холмов» после того, как разработанный северокорейцами вирус сбежал из лаборатории и изничтожил практически всех мужчин (уцелели лишь те, кто переболел свинкой), женщины установили благостный матриархат. «Лучшая половина», а теперь и большая часть человечества, процветает в небольших технологичных экопоселениях. В то время как мужчины сбились в племена одичалых, обитают на руинах городов и нежно обозначаются женщинами, приезжающими на них подивиться, исключительно как приматы. Такое положение дел не устраивает ни Раду (Пелагея Невзорова), учительницу, стесненную правилами и запретами, ни Геру (Никита Кологривый), несколько более обходительного, чем его собратья, примата. Случайно встретившись, двое решают не расставаться.
В общем, в этой не всегда удачной сатире должно было достаться обоим крайним полюсам — и феминизму, и патриархату, а в итоге не досталось никому.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Личный апокалипсис переживает менеджер автосалона Федор Ярцев (Александр Ильин — младший). Выпав во время ссоры с женой Машей (Анна Зайкова) из окна, он ненадолго впадает в кому, а выйдя из нее, видит неотступно следующий за ним призрак нелюбимой тещи (Юлия Ауг), который требует помочь ей закрыть гештальт. Иными словами, избавиться от груза, что так прочно удерживает ее душу на Земле.
Теперь Федя постоянно видит мертвых людей, и к нему со всей Москвы слетаются неприкаянные души, желающий упокоиться. Среди последних оказываются персонажи удивительные — бандит Мотя, изучающий новые слова (Федор Лавров), стриптизерша Таня (Анастасия Крылова), умершая при исполнении, и даже усатый отец Федора Костя (Денис Власенко), ушедший из жизни в совсем юном возрасте и годящийся Ярцеву в сыновья. Вторая большая роль Александра Ильина в сериалах вновь отмечена работой с режиссером Максимом Пежемским, снимавшим «Интернов».
Герои «Предпоследней инстанции» — Максим (Павел Прилучный) и Валентина (Ирина Розанова) — тоже в некотором смысле помогают обрести покой, но еще при жизни. Они служат в Управлении по распределению душ (выбор невелик — либо ад, либо рай) и занимаются пограничными случаями, когда досье на человека утеряно. Специалисты принимают решение, проводя с будущим покойным его последние 24 часа. Впрочем, сами работники предпоследней инстанции далеко не ангелы. Максим свой билет в рай, положенный ему по трудовому договору, пытается выгодно продать олигарху, а Валентина надеется нелегально перевести душу своего мужа из ада.
Яркий и успешно сложившийся комичный дуэт дополняют другие работники небесной канцелярии: Николай Фоменко в роли упорного поборника российского автомобилестроения и Федор Добронравов, сыгравший верховного судию, которому его маленький сад куда милее всего прочего.
С другой концепцией загробной жизни заигрывают «Грузчики». Главный герой сериала Витя (Данил Стеклов) приходит в себя в темном пространстве с единственным источником света где-то высоко наверху, окруженный бетонными колоннами и придавленный застывшим в воздухе кубом. Отстраненный женский голос сообщает парню, что его тело мертво. Чтобы завершить переход на «ту сторону», Вите нужно очистить свою карму, выполнив несколько заданий.
В первом из них он встречает Борю (Филипп Ершов), который явно знает об устройстве загробного мира больше него и преследует свою, скрытую от нового друга цель. Вместе они начинают трагикомическую одиссею, каждый день просыпаясь в телах незнакомых им людей, и таким образом получают шанс жить дальше. Подсчитывает дела, ими совершённые, — добрые и злые — таинственный механизм , с виду похожий на тетрис. Исполнители главных ролей выступили еще и в качестве продюсеров сериала.
В загадочное пространство, напоминающее лимб, попадает и еще одна парочка — геолог Вика (Екатерина Вилкова) и геофизик Андрей (Артем Ткаченко), прибывшие на место падения метеорита в заповедный лес. Этих двоих, кроме схожих профессиональных интересов, связывает тяжелое, полное любви и страданий прошлое, в которое их отбрасывает взрывная волна метеорита.
Раз за разом они переносятся всё дальше и дальше по волнам памяти в самые трагичные моменты их жизни. В день их расставания, момент смерти мужа Вики Павла (Антон Васильев) и ухода жены Андрея (Анна Старшенбаум). Двое пытаются исправить собственные ошибки, открывая тем самым секреты своих близких. Изначально предполагалось, что сценарий послужит основой для полнометражного фильма, но уже после начала работы над ним он превратился в настроенческий сериал, состоящий из шести коротких десятиминутных эпизодов-вспышек.
Пока в Москве открывается Олимпиада — а вместе с ней открываются и границы наглухо закрытой страны, отправившей ласкового мишку на небеса, — в обычном пионерском лагере с многообещающим названием «Буревестник» начинают происходить загадочные и невидимые общественному глазу события. В «Буревестник» прибывает очередная смена подростков, среди которых выделяется вдумчивый Валера Лагунов (Петр Натаров). Он тут же заводит себе друга Леву, влюбляется в прекрасноокую девочку Анастасию, слушает страшные истории, рассказываемые на ночь в общей спальне, и скучает по почившему старшему брату. Бесформенные прежде летние дни и ночи, пропахшие зноем, внезапно приобретают тревожные очертания, когда проснувшийся Валера обнаруживает Леву, сосущего кровь из спящего соседа. Мальчику и его историям про вампиров, разумеется, никто не верит, так что ему самому придется выведать тайны пионерского лагеря.
Сериал поставлен по мотивам одноименного романа современного российского писателя Алексея Иванова, произведения которого не раз экранизировались («Географ глобус пропил», «Сердце пармы»). На права на «Пищеблок», в итоге доставшиеся «Среде», доверившей разработку сценария Александру Талалу, претендовали сразу девять компаний.
Если в «Пищеблоке» вампиризм рифмовался с красными пионерскими галстуками и кровопийской идеологией, то в сериале «Карамора», название которого, кстати, отсылает к герою рассказа Максима Горького, вампиры хорошо устроились и при царизме.
Действие происходит в альтернативном начале XX века. Главный герой, анархист Петр Каразин (Данила Козловский) по прозвищу Карамора, одетый по последнему слову революционной моды, после налета на телеграф лишается не только всей своей ячейки, но и возлюбленной Алины (Дарья Балабанова). Ее убили вампиры, которые, как оказалось, составляют свет и опору русского дворянства. Не мудрствуя лукаво, Петр принимается мстить (не забывая при этом о стиле). В «Караморе» действуют как личности вымышленные, например Александр Руневский (Филипп Янковский), вампир со стажем, вдохновленный героем рассказа «Упырь» Алексея Толстого, так и вполне реальные — Григорий Распутин (Александр Ильин — младший), Петр Столыпин (Борис Бирман), Феликс Юсупов (Евгений Шварц) и другие. К слову, Козловский выступил в «Караморе» не только как актер, но и как режиссер. Он заменил Илью Найшуллера, который изначально должен был заниматься постановкой, но сделал выбор в пользу голливудского дебюта — боевика «Никто».
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».