В мультивселенных зомби и богачей: Лучшие зарубежные комедии 2022 года
В 2022 году, что уж там, нам часто было не до смеха. Именно поэтому новогодние праздники — идеальное время, чтобы вспомнить лучшие фильмы прошлого года, заставившие нас искренне улыбнуться, а то и не один раз.
Пожалуй, главный хит 2022-го, подаривший Мишель Йео одну из лучших ролей. Родившаяся в Китае Эвелин живет в Америке и вместе с мужем держит прачечную, которая, правда, приносит не доходы, а одни убытки. В семье у героини тоже разлад: муж раздражает своей мягкотелостью и отсутствием амбиций, отец допекает Эвелин за то, что та не построила карьеру мечты, а сама она из раза в раз действует на нервы собственной дочери, которая вечно во всем не угождает. Однажды Эвелин встречается с мужем из альтернативной реальности и открывает в себе суперспособность: возможность перемещаться из одной вселенной в другую, по ходу дела меняя ипостаси и приобретая недюжинные таланты то мастерицы кунг-фу, то шеф-повара, то знаменитой артистки.
Посыл фильма Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, авторов комедийного черного хита «Человек — швейцарский нож», прост, но важен, а главное, он отчетливо виднеется за цветастым нагромождением вселенных, поп-отсылок, непрерывно меняющейся реальности и взрывающего мозг монтажа. Идеальных нас не существует, а всё, что нужно для счастья, уже рядом, просто стоит наловчиться и настроить оптику так, чтобы не проглядеть счастье, поддержку и любовь.
«Николас Кейдж в роли Николаса Кейджа» — главный слоган комедии Тома Гормикэна, и этого, в принципе, достаточно, чтобы начать смотреть фильм. Идея картины и правда блестящая: кому, как не Кейджу, пародировать собственные многочисленные появления на экране? C другой стороны, можно предположить, что Кейдж играл вариации на тему Ника Кейджа на протяжении последних четырех десятилетий.
Его герой — самовлюбленный актер, вышедший в тираж и задолжавший огромные деньги отелю, в котором живет. Он не ладит с бывшей женой и дочкой и тешит свое эго неким «камбэком» в карьере, который его вскоре ждет. Однажды Кейджа приглашает на вечеринку в качестве главной звезды оливковый барон, и горе-актер соглашается — ведь миллион долларов в его случае давно на дороге не валяется. Фильм Гормикэна получился бодрым и хлестким комедийным боевиком, в котором секретные службы США нанимают Кейджа для шпионажа за богатым фанатом. Экранную пару Кейджу составил харизматичный Педро Паскаль.
Лоретта Сейдж после смерти мужа пишет популярнейшие романы, в которых главенствующее место отведено эротике и приключениям. Но ее фан-база блекнет по сравнению с количеством девушек, одержимых Аланом — мускулистым блондином, который красуется на обложках ее книг. Однажды прямо с презентации очередного потенциального хита писательницу похищает взбалмошный миллиардер, который уверен, что Лоретта поможет ему отыскать сокровища в джунглях. Алан тут же решает, что спасти ее может только он и никто иной.
Сняли приключенческую комедию братья Ни («Банда грабителей»), главные роли исполнили Сандра Буллок и Ченнинг Татум, а в эксцентрика с деньгами перевоплотился Дэниэл Рэдклифф. В целом сложно сказать, что «Затерянный город» привносит новое в жанр: городские обитатели оказываются в диких джунглях и пытаются выжить как могут, мужчина и женщина, оказавшиеся в опасности, терпеть не могут друг друга и так далее. Но комедия братьев Ни так легко сдувает пыль с устоявшихся шаблонов, что смотреть ее — одно удовольствие.
Последняя на сегодняшний день работа дважды каннского призера Рубена Эстлунда, и вторую главную награду фестиваля он получил именно за эту едкую комедию. «Треугольник печали» рассказывает о компании богатых людей, которая отправляется в морской круиз.
Деньги, как известно, могут творить чудеса — именно так думают русский бизнесмен, заработавший миллионы на удобрениях, его жена и любовница, пожилая европейская пара торговцев оружием, а также модели Карл и Яйя — которым, впрочем, круиз достался бесплатно, за эффектные сториз в инстаграме. Но когда после крушения лайнера несколько героев попадают на необитаемый остров, власть оказывается в руках той, кто умеет добывать еду и разжигать костер, — обыкновенной филиппинской уборщицы, которую во время плавания никто не замечал. Эстлунд, как и в предыдущих работах, в своей неповторимой гротескной манере тонко высмеивает мир власть имущих, акцентируя внимание на огромной социальной дыре, лежащей между теми, у кого есть деньги, и теми, кто мечтает их иметь.
Новый фильм Квентина Дюпьё, главного абсурдиста современного французского кино, получился на удивление менее сумасшедшим, чем принято ждать от режиссера, в картинах которого существуют огромные насекомые, куртки-убийцы и живые покрышки. Однако и в «Невероятно, но факт», конечно, есть сюжетные ходы, родившиеся из незаурядной фантазии Дюпьё.
Так, состоятельная семейная пара переезжает в новый дом и открывает его главное (но кому как) достоинство: в доме существует подвал, проникнув в который можно омолодиться, и этот процесс можно повторять сколько угодно раз. Главная героиня становится одержима этими спусками в прошлое (читай: потерянную молодость) и совершенно теряет связь с реальностью. Режиссер с только ему свойственной интонацией закладывает в картину, в общем-то, простой, но от этого не менее глубокий посыл: погоня за молодостью и красотой не доведет никого из нас до добра.
Талантливая архитекторка Жанна приезжает в родовое поместье Джагеров — одного из самых богатых семейств Франции. Его глава, мсье Сезар, сколотил огромное состояние на настольных играх. Поначалу ничего не предвещает беды: гостья с энтузиазмом готова взяться за дело, ради которого ее и наняли. Вот только, попав в особняк, молодая женщина сразу же захочет выбраться оттуда как можно скорее. Ведь все члены этого семейства — весьма странные личности, а вскоре после приезда Жанны кто-то убивает Сезара. И под подозрением, как водится, оказываются все.
Секрет успеха «Вечеринки на вылет» — сюжет в духе популярного комедийного детектива «Достать ножи», приправленный визуальной составляющей работ Уэса Андерсона: в кадре то же торжество цвета и геометрии. Плюс, конечно, неповторимый французский юмор и харизматичный актерский состав. Фильм Николя Плескофа тут же становится отличным вариантом для просмотра долгими зимними вечерами.
Картина Мишеля Хазанавичуса, до этого прославившегося оскароносным черно-белым «Артистом», — вольный ремейк японского комедийного хоррора «Зомби одним планом!», в котором на съемочную группу микробюджетного ужастика нападают настоящие живые мертвецы. Сюжет «Убойного монтажа», фильма открытия Каннского кинофестиваля 2022 года, тоже довольно просто пересказать в двух предложениях.
Итак, режиссер на съемках дешевой пугалки про зомби настолько выходит из себя от игры бездарных актеров, что решает «приправить» съемочный процесс настоящими поедателями плоти. И вдруг происходит чудо: актеры начинают играть бесподобно и так по-настоящему! Однако в пересказе этот фильм не выглядит столь абсурдным и смешным, каким он предстает на экране, где два часа хронометража персонажи в ужасе бегают от псевдозомби, появление которых они приняли за чистую монету. В ролях тут — весь цвет современного французского кино: Ромен Дюрис, Беренис Бежо, Финнегэн Олдфилд и другие прекрасные артисты.
«Боги хэви-метала» — очаровательная, смешная и дерзкая комедия взросления, сценарий которой написал Д. Б. Уайсс — один из создателей культовой «Игры престолов». Кевин и Хантер дружат с ранних лет, и они самые настоящие аутсайдеры. Их школьные шкафчики разрисовывают обидными надписями, они вечно значатся в числе отстающих на уроках физкультуры. Но парни — дикие фанаты метала, и боже упаси назвать их группу «играющей поп-музыку». Заручившись поддержкой новенькой школьницы, талантливой виолончелистки, такой же странной, как и они сами, приятели собираются принять участие в предстоящем конкурсе музыкальных бэндов и во что бы то ни стало победить.
Картина Питера Соллетта, поначалу кажущаяся лишь задорной комедией о неудачниках, на самом деле демонстрирует глубокое понимание авторов того, почему застенчивых и затравленных детей привлекает метал. «Богам хеви-метала» отлично удается раскрыть буйство подростковых эмоций, а также рассказать о множестве способов, которые могут помочь подросткам ими управлять.
Однажды влиятельный пожилой миллиардер Умберто задумался о смысле жизни. И его озарило: смысл жизни и ее главная цель кроются в искусстве и нигде больше. Потому, если ты хочешь оставить свое имя в веках, обращаться тоже нужно к материям более тонким, чем те, на которых герой заработал немыслимое количество денег. Бизнесмен нанимает успешную режиссерку Лолу Куэвас, снявшую не один авторский хит, а она, в свою очередь, хочет снять в главных ролях двух актеров: один — секс-символ, появляющийся в откровенно глупых и проходных мыльных операх и хитах проката, второй — интеллектуал, который снимается только в том, в чем по-настоящему чувствуется талант, а значит, по большей части не получающий ролей в кино.
Режиссеры «Главной роли», аргентинцы Мариано Кон и Гастон Дюпра, охотно потешаются над собственным миром кинофестивалей и премьер, больших имен и скромных дарований. Они проходятся по всем болевым точкам киноиндустрии: от сумасбродности постановщиков до настоящих пыток, в которые может превратиться съемочный процесс. Главные роли в фильме исполнили Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и Оскар Мартинес — трио, которое с первых кадров сражает своим обаянием.
Еще одна комедия в нашем списке, премьера которой состоялась на Каннском фестивале. Снял ее Шон Бэйкер, автор пронзительного «Проекта „Флорида“» и не менее чудесного «Мандарина». Фильм Бэйкера рассказывает о порноактере, карьерные дела которого пошли не шибко хорошо. Поэтому герой решает отправиться в техасское захолустье, откуда он родом, чтобы возобновить отношения с бывшей женой и ее матерью, но обе его терпеть не могли в прошлом и не то чтобы больно рады видеть в настоящем.
Главную роль исполнил Саймон Рекс, которого Бэйкер так хотел видеть в своем фильме, что смог убедить выехать на машине в Техас прямо во время пандемии и провести долгие часы в пути. «Красная ракета» — ужасно человеколюбивое кино, как всегда это и бывает у Бэйкера. Режиссер относится к героям с большой нежностью — хотя они, по сути, совершили в жизни мало хорошего и все жизненные невзгоды навлекли на себя сами. Но Бэйкер отлично знает, что никто из нас не совершенен.