Подборки

В чужой стране: 8 отличных фильмов про мигрантов

Сегодня проблема легальной и не очень миграции — одна из наиболее насущных на нашей планете. Человеку свойственно искать лучшую жизнь. Иногда ради шанса на нее приходится покинуть родные края и пуститься в путь. Будущее туманно, успех призрачен, но уже одна надежда на него дает силы. Недавно в Okko вышла драма Дени Вильнева«Пожары» по одноименной пьесе ливанского иммигранта Ваджи Муавада. Рассказываем о 8 прекрасных фильмах из разных стран, в которых мигранты на первом плане.

Лучшая жизнь

A Better Life
Рейтинг: 7.28IMDb: 7.2
Жанр: Драмы
2011, 93 мин
США, 16+
Режиссер: Крис ВайцГлавные роли: Демиан Бичир, Эдди ’Пайолин’ Сотело, Хоакин Косио, Хосе Джулиан, Нэнси Ленехан

Карлос — нелегальный иммигрант из Мексики, который сегодня худо-бедно зарабатывает на жизнь в Лос-Анджелесе. Он трудится садовником и растит сына-подростка Луиса. Однажды напарник предлагает Карлосу выкупить его пикап, так как сам собирается вернуться на родину. Карлос соглашается, занимает денег у сестры, и, кажется, у повидавшего жизнь мужчины наконец всё должно наладиться. Но уже на следующий день другой мексиканец угоняет машину Карлоса и в ту же ночь продает ее на черном рынке. Карлос пытается разобраться с грабителем самостоятельно, преследуя его вместе с сыном, но в дело вмешивается полиция, с которой мужчина хотел бы иметь дело в последнюю очередь.

«Лучшая жизнь» интересна самой постановкой вопроса, о котором забывают многие политики и даже люди, профессионально занимающиеся проблемами мигрантов: человек у последней черты на самом деле готов на любой риск ради своих детей. За свою игру Демиан Бичир, исполнивший роль Карлоса, был номинирован на «Оскар» 2012 года.

Бруклин

Brooklyn
Рейтинг: 7.5IMDb: 7.5
Жанр: Драмы
2015, 106 мин
Ирландия, Великобритания, 16+
Режиссер: Джон КраулиГлавные роли: Сирша Ронан, Эмори Коэн, Донал Глисон, Джим Бродбент, Джули Уолтерс, Брид Бреннан

Карлос — нелегальный иммигрант из Мексики, который сегодня худо-бедно зарабатывает на жизнь в Лос-Анджелесе. Он трудится садовником и растит сына-подростка Луиса. Однажды напарник предлагает Карлосу выкупить его пикап, так как сам собирается вернуться на родину. Карлос соглашается, занимает денег у сестры, и, кажется, у повидавшего жизнь мужчины наконец всё должно наладиться. Но уже на следующий день другой мексиканец угоняет машину Карлоса и в ту же ночь продает ее на черном рынке. Карлос пытается разобраться с грабителем самостоятельно, преследуя его вместе с сыном, но в дело вмешивается полиция, с которой мужчина хотел бы иметь дело в последнюю очередь.

«Лучшая жизнь» интересна самой постановкой вопроса, о котором забывают многие политики и даже люди, профессионально занимающиеся проблемами мигрантов: человек у последней черты на самом деле готов на любой риск ради своих детей. За свою игру Демиан Бичир, исполнивший роль Карлоса, был номинирован на «Оскар» 2012 года.

Москва на Гудзоне

Moscow on the Hudson
Рейтинг: 7.24IMDb: 6.5
Жанры: Комедии, Драмы
1984, 117 мин
США, 12+
Режиссер: Пол МазурскиГлавные роли: Робин Уильямс, Савелий Крамаров, Мария Кончита Алонсо, Кливант Деррикс, Алехандро Рей

Вновь прибывающие в Нью-Йорк 1980-х люди вдохновляли американских режиссеров на создание комедий о столкновении культур. Один из лучших примеров — это «Москва на Гудзоне» Пола Мазурски с неподражаемым Робином Уильямсом в роли русского циркового саксофониста Владимира. Он попадает на гастроли в Америку со своей труппой и решает правдами и неправдами там остаться, несмотря на то, что этот выезд контролирует КГБ.

Мастер трагикомического гуманизма, сценарист и режиссер Мазурски создал картину, преподносящую парадоксальный факт: у страны безграничных возможностей и трудоголиков, каковой принято считать Америку, просто другой набор проблем, нежели в стране светлого коммунизма, которая осталась у героя за плечами. Что характерно, новые друзья, которые помогают Владимиру адаптироваться, сами оказываются либо мигрантами, либо аутсайдерами. Уильямс ловко разыгрывает сомнение, ярость и надежду и показывает все эти состояния с только ему одному доступными оттенками. Кстати говоря, специально для этой роли он научился играть на саксофоне.

Приключения Паддингтона

Paddington
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.2
Жанры: Комедии, Приключения, Семейное
2014, 91 мин
Великобритания, Франция, 6+
Режиссер: Пол КингГлавные роли: Бен Уишоу, Николь Кидман, Имелда Стонтон, Салли Хокинс, Майкл Гэмбон, Хью Бонневилль

Когда землетрясение разрушает родной тропический лес медвежонка Паддингтона, любимого литературного героя всех без исключения английских ребятишек, он спешит на грузовое судно, чтобы отправиться в Великобританию. Там, на вокзале, его заприметят мистер и миссис Браун и дадут ему крышу над головой. Всё для Паддингтона будет тут в новинку, но он быстро освоится. Однако без коварных врагов не обойтись — им окажется таксидермистка Миллисент, которую хлебом не корми — дай сделать из этого милого медвежонка чучело.

«Приключения Паддингтона» — внешне простая, но очень душевная история, которая способна сообщить вдумчивому зрителю о многом. Например, о том, что доброта — никакой не миф, а существует в реальности, а знать, что вокруг тебя есть другие, к интересам и жизни которых нужно относительно бережно, словно к своим собственным — строгая необходимость. Милый медвежонок — герой книги английского писателя Майкла Бонда. На сегодня в мире продано более 25 миллионов книг о Паддингтоне, которые переведены в общей сложности на 31 язык.

Танцующая в темноте

Dancer in the Dark
Рейтинг: 8.1IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Музыкальное, Криминальное
2000, 170 мин
Германия, США, 18+
Режиссер: Ларс фон ТриерГлавные роли: Бьорк, Катрин Денёв, Дэвид Морс, Петер Стормаре, Джоэл Грей, Кэра Сеймур

Получившая в 2000 году «Золотую пальмовая ветвь» Каннского фестиваля картина Ларса фон Триера представляет собой смелый и даже шокирующий взгляд на жизнь чешской иммигрантки, работающей на фабрике в штате Вашингтон. На дворе 1960-е. Сельма, которую играет Бьорк, — наивная мать-одиночка, которая спасается от безысходности и кромешной бедности благодаря врожденному оптимизму и любви к американским мюзиклам. Сельма скрывает от коллег тот факт, что начинает терять зрение — у нее тяжелая и неизлечимая болезнь. Ее сын тоже болен, но у него еще есть надежда на лечение. Именно ему на операцию женщина мечтает скопить денег.

На протяжении всего фильма фон Триер намеренно нарушает свой «обет целомудрия», данный в манифесте «Догмы 95», добавляя в картину, когда хочет показать происходящее в голове Сельмы, яркие музыкальные фрагменты. Помимо всего прочего, «Танцующая в темноте» — душераздирающая история о бедственном положении женщины, застрявшей между Америкой собственной мечты и жестокой реальностью.

Страх съедает душу

Рейтинг: 7.7IMDb: 8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1974, 93
Германия (ФРГ), 18+
Режиссер: Райнер Вернер ФассбиндерГлавные роли: Бригитта Мира, Эль Хеди Бен Салем, Барбара Валентин, Ирм Херманн, Эльма Карлова, Анита Бухер

Без сомнения, этот фильм — один из лучших в карьере Райнера Вернера Фассбиндера. Тем удивительнее, что он задумывался его автором скорее как упражнение, рабочий этюд между фильмами «Марта» и «Эффи Брист Фонтане». Фассбиндер решил снять ремейк фильма Дугласа Сирка «Все, что дозволено небесами», но сгустил краски, тем самым усилив драматургический конфликт.

«Страх съедает душу» — история о любви, не вписывающаяся в рамки скудных умов, которые окружают пожилую немецкую вдову Эмми и молодого иммигранта из Марокко Али. Они слишком разные — тут и возраст, и культура, и язык. Но Фассбиндеру на это наплевать — эти двое становятся друг для друга спасительным якорем, благодаря которому возможно пережить жестокость мира. Оба героя слишком хорошо знают, каково быть на задворках общества, и поддерживая друг друга, они находят смысл и в собственном существовании. Марокканца Али в фильме сыграл на тот момент любовник Фассбиндера Эль Хеди Бен Салем. Трагическая судьба актера достойна отдельной картины.

Банды Нью-Йорка

Gangs of New York
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.5
Жанры: Боевики, Драмы, Криминальное
2002, 166 мин
США, Германия, 18+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Кэмерон Диас, Джим Бродбент, Джон Си Райли, Генри Томас

Один из лучших фильмов великого Мартина Скорсезе, удостоенный сразу 10 номинаций на премию «Оскар» 2003 года. Это первый подлинный американский эпос в фильмографии режиссера, впечатляющий своим историческим размахом, а также картина, с которой Леонардо ДиКаприо и Скорсезе начинают многолетнее сотрудничество.

В центре сюжета — кровавое противостояние «коренных» американцев и приезжих ирландцев, которое разворачивается в Нью-Йорке 1840-х. Молодой ирландец по имени Амстердам, которого и играет ДиКаприо, решает отомстить главарю «коренных» за смерть отца. Свой план он вынашивает 16 лет, которые проводит в исправительной колонии. Выйдя на свободу, он втирается в доверие членам ненавистной банды, чтобы таким образом в будущем на глазах у всех убить их предводителя. Формально картина основана на романе американского писателя Герберта Осбери, но в сценарий, который разрабатывался целых 30 лет, Скорсезе, как и всегда, привнес многое из собственного творческого метода.

Пожары

Incendies
Рейтинг: 7.7IMDb: 8.3
Жанры: Драмы, Детективы, Военное
2010, 125 мин
Канада, Франция, 16+
Режиссер: Дени ВильнёвГлавные роли: Лубна Азабаль, Мелисса Дезормо-Полен, Максим Годетт, Реми Жирар, Аллен Олтмэн, Абдельхафур Элаазиз

Драма «Пожары» венчает собой ранний период творчества канадца Дени Вильнева, который сегодня, после выхода «Дюны» и «Бегущего по лезвию 2049», не нуждается в представлении. Тем не менее уверенный режиссерский почерк Вильнева сформировался задолго до его самых громких картин. В «Пожарах» он уже отчетливо виден.

Фильм рассказывает историю близнецов, Жанны и Симона, которые после смерти матери узнают шокирующие факты из ее биографии. Их она при жизни от детей тщательно скрывала. Во-первых, у них есть отец, который не погиб, как мать рассказывала им в детстве, а находится где-то на Ближнем Востоке, там, откуда бежала мать близнецов много лет назад. А во-вторых, у них есть брат, о котором близнецы даже не подозревали. Именно этих двух родственников мать просит разыскать в завещании. Жанна сразу же отправляется на поиски, а Симон тем временем отказывается ворошить прошлое. Но и он в один момент поймет, что у него нет выбора: ведь мы в настоящем — это то, что мы знаем о своем прошлом. Вильнев уже здесь верен себе: трагическая коллизия в основе сюжета, долгие статичные планы, величественный ландшафт — в дальнейшем творчестве канадца эти приемы разовьются в узнаваемый авторский стиль.