Подборки11 мин.

Ускользнувшая натура: Фильмы Федерико Феллини

Федерико Феллини вызывал панику у продюсеров и подвергался нападкам коллег и критиков, а потом его работы становились вехами мирового кинематографа. Он был персонажем собственных историй, создавал документальное кино о выдуманных событиях своей жизни, а однажды снял картину о том, как мечется сознание режиссера и зарождается фильм. Рассказываем обо всех знаковых произведениях итальянского маэстро.

Также рекомендуем обратить внимание на нашу подборку о современном кино Италии.

Маменькины сынки

I vitelloni
Рейтинг: 7.64IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Комедии
1953, 108 мин
Италия, Франция, 12+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Франко Интерленги, Альберто Сорди, Франко Фабрици, Леопольдо Триесте, Риккардо Феллини, Леонора Руффо

История пятерых молодых бездельников, которые живут в ожидании летней жизни, когда город наводняют курортницы и можно удачно познакомиться с красивой женщиной. И даже, возможно, вырваться отсюда куда-нибудь в Рим или Париж. Это первый успешный фильм Федерико Феллини, как в творческом, так и в коммерческом плане, заложивший основу его раннего режиссерского стиля. «Сынки» также помогли раскрыться таланту комика Альберто Сорди после неудачи их с Федерико предыдущего совместного фильма «Белый шейх». Перед выходом на экраны прокатчики даже попросили убрать актера с афиши, считая, что он отпугивает публику.

Продюсер был в недоумении от манеры работы режиссера, ожидал провала и даже, на свою беду, уступил права на первый прокат Анджело Риццоли. А 26 августа 1953 года на Венецианском международном фестивале «Маменькины сынки» будут иметь грандиозный успех, Феллини присудят «Серебряного льва». Эта картина вдохновит многих режиссеров следующего поколения: Мартина Скорсезе на «Злые улицы» (1973) и Джорджа Лукаса на «Американские граффити» (1973), «Странники» (1979) Филипа Кауфмана или «Закусочную» (1982) Барри Левинсона (который, правда, утверждал, что тогда еще не смотрел ее). А в 1963 году Стэнли Кубрик назовет «Сынков» в числе десяти своих любимых фильмов.

Ночи Кабирии

Рейтинг: 8IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
1957, 118 мин
Италия, Франция, 12+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Джульетта Мазина, Франсуа Перье, Франка Марци, Дориан Грей, Альдо Сильвани, Эннио Джиролами

Успех «Сынков» позволил Федерико Феллини вернуться к старому замыслу и снять супругу Джульетту Мазину в главной роли. Так появилась «Дорога», ставшая вехой итальянского кино и вызвавшая полемику у приверженцев традиционного неореализма, стиля, который, по мнению Феллини, тогда уже потерял свою актуальность. Следующей главной ролью Джульетты у мужа станут «Ночи Кабирии», чья героиня получила имя в честь первого итальянского фильма, завоевавшего мировое признание еще в 1914 году.

Кабирия уже появлялась в эпизоде «Белого шейха», а то, что должно случиться с ней потом, Феллини прочел в газете. Он примерил трагедию проститутки, которую нашли ограбленной и обезглавленной возле реки, к драматическому таланту супруги. И в результате реальность уступила образу, а рука убийцы дрогнула перед полными слез глазами Кабирии. Ее улыбка завоевала сердца зрителей всего мира, а затем и второй «Оскар» для супруга, вслед за «Дорогой». Также полюбили картину критики из французского журнала Cahiers du cinéma, в скором времени создатели французской «новой волны».

Сладкая жизнь

La dolce vita
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
Жанры: Комедии, Драмы
1960, 174 мин
Италия, Франция, 12+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль, Ален Кюни

Постоянный соавтор Эннио Флайяно убеждал Феллини вернуться к старой задумке об одном из «маменькиных сынков», который нашел в себе мужество вырваться из убогой провинции и уехать в Рим. Феллини согласился, но поскольку жизнь не стоит на месте, то и римская повседневность успела безвозвратно измениться с тех времен. Тем более что подросло поколение, которое застало войну детьми и теперь изо всех сил пыталось наверстать потерянное детство.

Популярный автор светской хроники Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни) купается в лучах славы и богемных удовольствиях. Ночь он проводит со скучающей богатой светской львицей Магдаленой (Анук Эме), а под утро обнаруживает, что его невеста наглоталась таблеток. По дороге в больницу он клянется ей в вечной любви, но на следующий день знакомится с кинозвездой Сильвией (Анита Экберг). Всю ночь они гуляют по римским улочкам, а потом купаются в фонтане Треви. Режиссер расстраивался, что название Dolce Vita было неверно прочитано. Имелись в виду «сладости жизни», что теперь составляли суть жизни в столице. Обитатели Вечного города, казалось, очень быстро позабыли о падении великого Рима и выбрали праздновать повседневность. Но какими бы приятными ни были сладости, они быстро приедаются. А под сахарной оболочкой скрываются абсурдность, депрессия и усталость. То, что скоро приведет одного из друзей Марчелло из фильма к роковому поступку.

8 с половиной

Рейтинг: 7.98IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
1963, 138 мин
Италия, Франция, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале, Анук Эме, Катерина Боратто, Барбара Стил, Сандра Мило

Федерико Феллини вспоминал, что термин «auteur» (то есть режиссер как автор, собирающий воедино все элементы фильма) был впервые применен французом Андре Базеном по отношению к его «Кабирии». Ко времени съемок «Сладкой жизни» авторская теория уже успела укрепиться на практике, в частности в фильмах «новой волны». Тогда Феллини решил снять картину о популярном режиссере, работающем над новым проектом. На беду у Гуидо (Марчелло Мастроянни) жесткий творческий кризис. Он зажат между необходимостью уложиться в срок и пониманием того, что так и не знает, о чем будет новый фильм.

«8 с половиной» — это одновременно исповедь и концептуальный мюзикл. С одной стороны, он утверждает главенствующую роль автора-режиссера в картине, а с другой ― заигрывает с репутацией «скандального» художника, которым Федерико стал после кратковременного запрета «Сладкой жизни» по причине «аморальности» фильма. Гуидо мечется между чувствами к разным женщинам: к верной жене (Анук Эме), пылкой любовнице (Сандра Мило) или к случайной девушке из своих фантазий (Клаудия Кардинале). Он пытается разобраться в чувствах и всеми силами оттягивает съемки, боясь провала собственного замысла. А когда наконец-то неминуемо прозвучит команда «мотор», просто-напросто застрелится. И под цирковой марш выведет всех героев фильма на грандиозный парад-алле вокруг так и не пригодившейся декорации — грандиозного космического ковчега, где укроются выжившие после катастрофы. Удивительно еще, что за это «безобразие», презревшее законы классической драматургии, Феллини удостоили третьего «Оскара» в карьере!

Джульетта и духи

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.5
Жанры: Фэнтези, Драмы, Комедии
1965, 148 мин
Италия, Франция, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Джульетта Мазина, Сандра Мило, Марио Пизу, Валентина Кортезе, Валеска Герт, Хосе Луис де Вильялонга

С первого цветного фильма Федерико Феллини начинается сюрреалистический этап его фильмографии. Режиссер вдохновлялся книгой Карла Густава Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления», которая вышла, когда он работал над «8 с половиной». Феллини также попытался отообразить (не без свойственной ему иронии) опыт приема ЛСД, в котором поучаствовал во время первых медицинских исследований препарата. Так история домохозяйки из высшего сословия Джульетты Болдрини, которая подозревает в неверности мужа, превращается в сюрреалистический калейдоскоп образов, снов и фантазий.

Это был фильм для Джульетты Мазины, а главное, что волнует режиссера, — возвращение женщине подлинной независимости. И лучшей его помощницей на главной роли могла стать только супруга. Женщина может открывать для себя иную действительность, отличную от той, где живет мужчина: «Быть может, „Джульетта и духи“ — еще не тот честный, исчерпывающий, обстоятельный разговор, который надо вести на эту тему. Но независимость женщины — главная тема грядущих лет», — констатировал режиссер на страницах автобиографии «Делать фильм».

Рим

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Комедии
1972, 120 мин
Италия, Франция, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Питер Гонсалес Фалкон, Фьона Флоренче, Бритта Барнс, Пиа Де Дозес, Марн Мэйтленд, Ренато Джованноли

После прогулки по Древнему Риму со страниц Петрония в картине «Феллини — Сатирикон» (1969) маэстро путешествует по Европе, исследуя одну из «древнейших» профессий. Так получается телевизионный фильм «Клоуны» (1970), который сразу же вышел и в кинотеатрах. Из истории, которая произошла с режиссером в детстве (путешествие с бродячим цирком), рождается новый жанр. Теперь Федерико сам становится героем фильмов-воспоминаний, которые, правда, могут и не принадлежать ему. Это был, возможно, первый псевдодокументальный фильм, и подобная манера повествования станет ведущей для нескольких следующих работ режиссера. Например, картины «Рим», которую он эпизодически снимал на протяжении года в различных техниках и стилях, показывая многообразие историй, что происходили или могут произойти в Вечном городе.

На вокзале Термини он впервые оказывается в январе 1939 года, его захватывают бурные улицы и грандиозные архитектурные памятники. Потом съемочная группа внезапно оказывается в современности и снимает дискуссию режиссера с группой студентов-леваков. Те призывают обратиться к настоящим современным проблемам. А не прикрываться сентиментальными воспоминаниями или делать приглаженный туристический фильм. Самым символическим эпизодом станет путешествие киногруппы со строителями метро. Они пробивают очередную стену и попадают в древнеримский грот, украшенный яркими древними фресками. И вдруг под воздействием света и кислорода фрески начинают испаряться на глазах. Только благодаря камере у нас останется след древнего сокровища, скрытого под толщей истории и исчезнувшего стремительно и навсегда. Магия действует, хотя ясно, что вся сцена и «открытие» вполне постановочные. В финале мы встречаем еще одну исчезающую фреску — актрису Анну Маньяни — случайно на ночной улице. Но единственная приглашенная звезда не захотела отвечать на вопросы Феллини, потому что очень устала и хочет спать. Мама Рома говорит: «Чао!» — и захлопывает за собой дверь. Анны Маньяни не стало спустя пару месяцев.

Амаркорд

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.8
Жанры: Драмы, Комедии
1973, 123 мин
Италия, Франция, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Пупелла Маджио, Армандо Бранча, Магали Ноэль, Чиччо Инграссия, Нандо Орфеи, Бруно Дзанин

Следующий фильм Феллини посвятит воспоминаниям о родном городе Римини, который он покинул в 18 лет и больше никогда там не жил. Даже съемки режиссер проводил неподалеку от Рима, например в Остии, городе, очищенном от каких-либо фантомов прошлого. Его автор населил множеством экстравагантных людей из своих воспоминаний. В сюжете смешались истории о празднике прихода весны с ритуальным сожжением зимней ведьмы и прочего ненужного хлама, о смерти матери и первом снеге. Эротические фантазии подростков соседствуют с расцветом фашизма. А фашистские спортивные парады обращаются буффонадой, когда один из героев воображает, что у него свадьба с соседкой, и огромный портрет Муссолини из цветов вдруг благословляет их брак.

Феллини разделит свои воспоминания с человеком, который точно различал режиссерскую фантазию и действительность Римини 1930-х. Тонино Гуэрра жил по соседству и, в отличие от Феллини, так никуда и не уехал. Именно он был нужен режиссеру, чтобы сделать персонажей убедительными, а с другой стороны — чтобы никто из прототипов не смог себя узнать, ведь тогда они непременно «вспомнят» то, что с ними никогда не могло произойти. Картину так и назвали «Я вспоминаю», или, как это звучит на родном диалекте Федерико и Тонино, — «Амаркорд». Она принесла Феллини четвертый «Оскар» за лучший фильм.

Джинджер и Фред

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.2
Жанры: Драмы, Комедии
1985, 128 мин
Италия, Франция, 12+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни, Франко Фабрици, Фридрих фон Ледебур, Аугусто Подерози, Мартин Мария Блау

Через двадцать лет после «Ночей Кабирии» и «8 с половиной» Феллини снова сводит в одном фильме жену и любимого актера. Мазина и Мастроянни играют бывших партнеров по танцам, которые некогда блистательно пародировали знаменитую голливудскую пару Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Двое не выступали вместе на протяжении тридцати лет, а теперь вдруг о танцорах вспомнили и пригласили участвовать в телешоу. За это время героиня удачно вышла замуж и овдовела. А герой превратился в алкоголика в вечных долгах, которому подвернулся шанс хорошо заработать. И вот в процессе подготовки двое с ужасом наблюдают, как на телевидении артистов теперь используют лишь для заполнения пауз между рекламой.

Передача в фильме принадлежит одиозному магнату, кавалеру Фульвио Ломбардони, в котором легко угадывается будущий премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Он в 1970-х низверг государственную монополию на телеэфир и стал одним из первых медиамагнатов. На этом посту Сильвио «погубил» итальянское кино, забив эфир дешевыми сериалами, которые домохозяйки смотрели спиной, пока стоят у плиты. Сам же Феллини предпочитал смотреть кино в кинотеатре. И торжественная премьера «Джинджер и Фреда» состоялась во дворце Шайо в Париже, в старом зале Парижской синематеки. Именно там, где собирались первые и самые благодарные зрители большого экрана.

Интервью

Рейтинг: 7IMDb: 7
Жанры: Фэнтези, Драмы, Комедии
1987, 112 мин
Италия, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Серджо Рубини, Антонелла Понциани, Маурицио Мейн, Паола Лигуори, Лара Вендел, Антонио Кантафора

Пятидесятилетие киностудии «Чинечитта» Феллини решил отпраздновать особенной картиной. Ведь когда маэстро спрашивали, в каком городе мира ему бы хотелось жить, то он неизменно отвечал: «Пятый павильон». На протяжении всей карьеры именно он был его излюбленной площадкой для съемок. Мы будем наблюдать, как Феллини готовится снимать новую картину, как дает интервью японскому телевидению и проводит экскурсию. Потом работает с молодым актером Серджо Рубини над эпизодом, где он впервые посещает павильон в 1938 году. Здесь история про японскую киногруппу переплетается с фильмом-воспоминанием о киностудии во времена фашизма. А следом и с третьей картиной — незавершенным замыслом Феллини по экранизации романа Франца Кафки «Америка».

Федерико проводит кастинг и демонстрирует, как в его фильмах оказываются столь причудливые персонажи. Возле павильона он встретит Мастроянни во фраке фокусника, актер снимается здесь в рекламе. И по мановению его волшебной палочки все окажутся в особняке Аниты Экберг. Под знаменитые кадры купания в фонтане Треви две постаревшие звезды смахнут ностальгическую слезу. Таким образом, в одной картине окажется сразу несколько разных реальностей, связанных с той, что осталась за кадром. Той, где Феллини смонтирует сюжеты в признание в любви к кинематографу, который медленно уходит в прошлое вместе с его киностудией.

Голос луны

La voce della luna
Рейтинг: 6.89IMDb: 6.3
Жанры: Драмы, Комедии
1990, 120 мин
Италия, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Роберто Бениньи, Паоло Вилладжо, Надия Оттавиани, Мариза Томази, Анджело Орландо, Сим

Последний фильм Федерико Феллини был холодно встречен критиками и зрителями. А подводя творческие итоги в мемуарах, маэстро называл проект фильмом, который больше всего требует защиты — «будто дитя-сирота при еще не почившем родителе». Впервые он обратился к чужой прозе, роману Эрманно Каваццони, где главного героя, бродягу, принимают за мелиоратора, потому что он ходит и заглядывает в колодцы. Но на самом деле Иво (Роберто Бениньи) слушает, как из колодцев доносится пение луны, когда она там отражается. Возможно, он лунатик, но кто не без странности в этом мире? Его окружает множество причудливых персонажей, например экс-префект полиции Гонелла (бывший Фантоцци, комик Паоло Вилладжо), страдающий от приступов паранойи. Или братья Микелоцци, которые хотят поймать луну и спрятать ее в амбаре. Когда им это наконец-то удается, толпы собравшихся на улицах посмотреть на чудо устроят давку, и луна так и не покажется никому.

Через два года Федерико Феллини получил свой пятый, почетный «Оскар» за вклад в кино. Больше, конечно, надеясь получить награду за «Голос луны», однако поздний фильм мастера уже даже не выходил в кинотеатральный прокат в США. Все предпочитали сидеть у телевизора. Феллини же искренне ненавидел это изобретение: «Телевизор избавил нас от потребности разговаривать друг с другом. Он может избавить нас и от потребности думать — иными словами, вести тот неслышный разговор, какой каждый из нас ведет в собственном мозгу». Сама луна в картине не явилась к людям с прибытием телегруппы. Но «если бы мы все немного успокоились, возможно, мы бы что-то услышали», — говорит собравшимся Иво Сальвини. Такими были последние слова последнего фильма Федерико Феллини.