Подборки10 мин.

Своими глазами: 10 лучших фильмов о свидетелях преступления

Этот детективный сюжет не выходит из моды. Герой или героиня фильма видят убийство, и порой сами попадают в опасность. Собрали 10 картин, персонажи которых идут до конца в поисках правды и справедливости.

Окно

Жанры: Триллеры, Драмы, Детективы
1949
США, 12+
Главные роли: Артур Кеннеди, Пол Стюарт, Рут Роман

По книгам американского писателя Корнелла Вулрича было снято рекордное количество нуаров. Ни один другой автор даже рядом с ним не стоял. «Окно» — экранизация рассказа «Мальчик, который кричал: „Убийство!“». Его главный герой, девятилетний Томми Вудри (Бобби Дрисколл), на ходу придумывает небылицы и имеет репутацию неисправимого лгуна. Одной душной летней ночью он отправляется спать на пожарную лестницу и становится свидетелем убийства: его соседи Келлерсоны закалывают ножницами незнакомого мужчину. Когда ребенок пытается рассказать об этом взрослым, ему, естественно, никто не верит.

Фильм, снятый в 1947-м, два года пролежал на полке из-за причуд главы студии RKO Pictures Говарда Хьюза (того самого Хьюза, которого Леонардо ДиКаприо сыграл в драме «Авиатор»). Бизнесмен называл исполнителя главной роли Бобби Дрисколла никудышным актером и был уверен, что картина не принесет прибыли. Он просчитался по всем фронтам. Лента, снятая не в студийных павильонах, а на темных улицах реального Нью-Йорка, стала хитом проката и многократно окупила свой бюджет. Своя доля успеха досталась и Дрисколлу: на очередной церемонии вручения наград Американской киноакадемии мальчику подарили миниатюрный «Оскар».

Окно во двор

Rear Window
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.5
Жанры: Триллеры, Детективы
1954, 107 мин
США, 12+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Джеймс Стюарт, Грейс Келли, Уенделл Кори, Тельма Риттер, Рэймонд Берр, Джудит Эвелин

Король саспенса Альфред Хичкок тоже с удовольствием читал Корнелла Вулрича и тоже выбрал для экранизации историю про окно. Правда, в его фильме герой уже намного взрослее. Легенда Голливуда Джеймс Стюарт играет фотографа, запертого в четырех стенах своей нью-йоркской квартиры из-за перелома ноги. Чтобы не умереть от скуки, герой придумывает себе вуайеристское развлечение. Он начинает в ежедневном режиме подглядывать за соседями, живущими в том же дворе, и в результате приходит к выводу, что в одной из квартир произошло убийство. В правдивости этой теории ему удается убедить сиделку (Тельма Риттер) и красавицу-подругу (Грейс Келли), которая периодически приходит его навещать.

Даже спустя почти 70 лет после премьеры «Окно во двор» остается эталоном жанра. Это первый в истории кино фильм, в котором условный сыщик (который становится свидетелем преступления) вообще не двигается с места. Список технических задач, решенных Хичкоком, поражает воображение: только после второго просмотра замечаешь, что действие разворачивается в экстремально ограниченном пространстве. Трактовок сюжета множество. Можно, например, расценивать ленту как высказывание о кинематографе. Люди, сидящие в зале кинотеатра, точно так же подглядывают за чужими жизнями, а значит, тоже немного вуайеристы. Можно увидеть в картине хронологию брака: почти все увиденные героем истории, включая его собственную, так или иначе касаются построения или разрушения любовных отношений. А можно придумать что-то свое — Хичкок точно будет не против.

Ангел-хранитель

Schutzengel
Рейтинг: 6.69IMDb: 5.8
Жанр: Триллеры
2012, 132 мин
Германия, 16+
Режиссер: Тиль ШвайгерГлавные роли: Тиль Швайгер, Луна Швайгер, Мориц Бляйбтрой, Каролине Шух, Хайнер Лаутербах

Хмурый спецназовец Макс Фишер (Тиль Швайгер) воевал в Афганистане, получил боевые ранения, а по возвращении на родину стал сотрудником программы по защите свидетелей. Однажды в подопечные ему достается 15-летняя Нина (ее играет старшая дочь Швайгера Луна) — сирота, на глазах которой произошло жестокое убийство. Разумеется, солдат с золотым сердцем очень быстро привязывается к девушке, и ее защита становится главным делом его жизни.

«Ангела-хранителя» Швайгер снимал с прицелом на так и не состоявшийся англоязычный ремейк — отсюда и некоторая клишированность сюжетной конструкции. В картине есть честный коп, беззащитная жертва, принципиальная женщина-адвокат, эксцентричный лучший друг-калека и аморальный злодей. Однако придраться не к чему: все компоненты смешаны в правильных пропорциях. Динамичные экшен-сцены вовремя сменяют любовные эпизоды, а как только зрителю становится грустно, на инвалидной коляске выезжает Мориц Бляйбтрой и начинает шутить. Из-за главных героев ленту не раз сравнивали с «Леоном» Люка Бессона, но сентиментальный Швайгер не был бы Швайгером, если бы не приделал к драматической истории хеппи-энд. В его фильмах хорошие парни не умирают.

Супруги Морган в бегах

Did You Hear About the Morgans?
Рейтинг: 5.81IMDb: 4.8
Жанры: Комедии, Мелодрамы
2009, 99 мин
США, 16+
Режиссер: Марк ЛоуренсГлавные роли: Сара Джессика Паркер, Хью Грант, Наталия Климас, Винченцо Амато, Джесси Либман

Пол и Мерил Морган (Хью Грант и Сара Джессика Паркер) находятся на грани развода. При этом с прочими делами у них всё в порядке. Она успешный риэлтор, ее портрет красуется на дверях общественного транспорта (привет «Сексу в большом городе»). Он юрист и готов купить ей в подарок не звезду, а целое созвездие. Инициированный Полом примирительный ужин заканчивается прогулкой по Нью-Йорку и знакомством с киллером, который на глазах у Морганов убивает очередную жертву. По программе защиты свидетелей супругов вывозят в американскую провинцию, штат Вайоминг, где все мужчины ходят в ковбойских шляпах, на улице легче встретить медведя гризли, чем человека, голосовавшего за Барака Обаму, и где свитер можно купить всего за пять долларов, а не за 150.

Картина у режиссера Марка Лоуренса получилась скорее лирическая, чем романтическая. Ее основная тема прочитывается еще на этапе синопсиса. Готовые к расставанию муж и жена, попав в непривычную обстановку, наконец-то посмотрят друг на друга новыми глазами. Немногочисленные шутки довольно однообразны: Хью Грант с кислым выражением лица колет дрова, Паркер дергает корову за вымя, местный шериф многозначительно поправляет бляху на ремне, медведь появляется в самый неподходящий момент. С другой стороны, такие фильмы любят как раз за их предсказуемость. Вам обещали комедию про спасение разваливающейся семьи — и ровно ее вы и получите.

Свидетель

Witness
Рейтинг: 7.36IMDb: 7.4
Жанры: Триллеры, Драмы, Мелодрамы, Криминальное
1985, 112 мин
США, 16+
Режиссер: Питер УирГлавные роли: Харрисон Форд, Келли МакГиллис, Йозеф Зоммер, Лукас Хаас

Восьмилетний Самюэль (Лукас Хаас) из религиозной общины амишей выезжает с матерью (Келли МакГиллис) в большой город и в ожидании поезда заходит в мужской туалет. Минуту спустя там происходит убийство. Через щель в полуоткрытой двери мальчик с ужасом наблюдает за тем, как двое незнакомцев перерезают горло спортивному красавчику в кожаной куртке. Погибший оказывается полицейским под прикрытием, а убийцы — его коррумпированными коллегами. Взявшийся за расследование этого сложного дела инспектор Джон Бук (Харрисон Форд) вскоре будет вынужден спасать от ликвидации не только маленького свидетеля, но и самого себя.

«Свидетель» — первый голливудский фильм Питера Уира, главного режиссера австралийской «новой волны» 70-х и 80-х. Историю о жизни полицейского в закрытой общине ему, конечно, доверили не зря. Даже в современном кино при всем его многообразии трудно найти постановщика, который так точно описывал бы состояние человека, оказавшегося во враждебной, непонятной или просто изолированной среде. Уир проделывал это неоднократно, но именно «Свидетель» проложил дорожку к более поздним и более известным шедеврам режиссера — таким как «Общество мертвых поэтов» или «Шоу Трумана».

Клиент

The Client
Рейтинг: 7.35IMDb: 6.7
Жанры: Триллеры, Драмы
1994, 115 мин
США, 12+
Режиссер: Джоэл ШумахерГлавные роли: Дж.Т. Уолш, Сьюзен Сарандон, Томми Ли Джонс, Мэри-Луиз Паркер, Энтони ЛаПалья, Брэд Ренфро

Одиннадцатилетний Марк Суэй (Брэд Ренфро) утаскивает из материнской сумки сигареты и вместе с младшим братом Рикки убегает в лес, чтобы тайно их выкурить. Но едва братья делают несколько первых затяжек, как на горизонте появляется загадочный автомобиль, водитель которого явно намеревается покончить с собой. Попытки Марка предотвратить самоубийство терпят крах, однако перед смертью нервно потеющий человек в деловом костюме успевает выдать мальчику свою тайну: он адвокат мафии и знает, где похоронен недавно убитый криминальными авторитетами сенатор от штата Луизиана. После этого за Марком начинается настоящая охота. Пытаясь спастись, подросток обращается к адвокатессе Реджи Лав (Сьюзен Сарандон) — женщине, которой не привыкать давать отпор облеченным властью мужчинам.

«Клиент» снят по роману американского писателя и бывшего адвоката Джона Гришэма, автора «Фирмы» и «Дела о пеликанах». В процессе кастинга у него было право голоса: так в актерской команде картины появился невероятно убедительный Брэд Ренфро, на пробах обскакавший самого Маколея Калкина. Эта лента вообще во многом держится на актерах. Помимо Ренфро, тут есть блистательная Сарандон и инфернальный Томми Ли Джонс, который играет прокурора, маниакально цитирующего Библию. С саспенсом тоже полный порядок, хотя он часто достигается невообразимыми для современности способами. В наше время трудно представить себе фильм, в котором целая толпа взрослых с такой жестокостью угрожала бы пусть и острому на язык, но всё же беззащитному подростку.

Ананасовый экспресс: Сижу, курю

Pineapple Express
Рейтинг: 6.98IMDb: 7
Жанры: Боевики, Триллеры, Комедии, Приключения
2008, 107 мин
США, 18+
Режиссер: Дэвид Гордон ГринГлавные роли: Сет Роген, Дэнни МакБрайд, Джеймс Франко, Кевин Корригэн, Крэйг Робинсон

Дейл Дентон (Сет Роген) развозит по городу судебные повестки, встречается со старшеклассницей, которая мечтает познакомить его с родителями, и постоянно курит травку. Однажды он покупает у своего дилера (Джеймс Франко) новинку — сорт «ананасовый экспресс» — и решает попробовать ее прямо в машине. Пока Дейл затягивается, в доме через дорогу происходит что-то невообразимое: сначала туда подъезжает полицейская машина, а потом на втором этаже какой-то тип в халате (Гэри Коул) и женщина в форме (Рози Перес) расстреливают рыдающего азиата. Закашлявшись, герой тут же выкидывает в окно недокуренный косяк и спасается бегством.

Одним из продюсеров и соавторов сценария картины выступил режиссер Джадд Апатоу, мастер комедий о великовозрастных балбесах. Источником вдохновения, по его словам, послужил сыгранный Брэдом Питтом второстепенный персонаж-укурок из фильма «Настоящая любовь»: сценаристы решили представить себе, что будет, если такого человека вдруг начнут преследовать плохие парни. Эта сюжетная формула идеально описывает «Ананасовый экспресс» со всеми его бесстыдными шутками и общей расслабленностью главных героев, которые умудряются чиллить даже на пороге смерти.

Слепые пятна

Blindspotting
Рейтинг: 7.03IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Комедии, Криминальное
2018, 95 мин
США, 18+
Режиссер: Карлос Лопес ЭстрадаГлавные роли: Тиша Кэмпбелл, Итэн Эмбри, Жасмин Сепас Джонс, Уткарш Амбудкар, Янина Гаванкар, Давид Диггс

Коллин Хоскинс (Давид Диггс), темнокожий парень из калифорнийского Окленда, с нетерпением ждет окончания своего исправительного срока и изо всех сил пытается не вляпаться в новые неприятности. Задача не из легких: его лучший друг Майлз (Рафаэль Касаль) обладает настолько взрывным темпераментом, что любая встреча с ним превращается в приключение. Однако настоящая опасность подстерегает Коллина совсем в другом месте. Однажды он становится случайным свидетелем преступления: ночью из окна своего фургона он видит, как белый полицейский стреляет в убегающего безоружного афроамериканца.

Это яркое инди-кино начинается как криминальная комедия. Но стоит только зрителю немного расслабиться, как интонация меняется. Происходящее в кадре постепенно окрашивается в темные тона и напоминает ночной кошмар, от которого невозможно очнуться. Исполнители главных ролей Давид Диггс и Рафаэль Касаль (естественно, уроженцы Окленда) сами написали сценарий картины, и видно, как о многом им хочется поговорить. «Слепые пятна» пытаются охватить все темы сразу: речь тут идет и о полицейском насилии, и о расовой дискриминации, и о системе уголовного права, и о джентрификации, которая превращает неблагополучные районы в модные места для хипстеров. Возможно, в этом коктейле перебор компонентов, но честность авторов и знание материала с легкостью перекрывают любые драматургические шероховатости.

Паранойя

Disturbia
Рейтинг: 7.24IMDb: 6.9
Жанр: Триллеры
2007, 100 мин
США, 16+
Режиссер: Ди Джей КарузоГлавные роли: Шайа ЛаБаф, Мэтт Крэйвен, Дэвид Морс, Аарон Ю, Сара Ремер, Кэрри-Энн Мосс

После трагической гибели отца старшеклассник Кейл (Шайа ЛаБаф) не всегда может контролировать свои эмоции. Когда однажды учитель испанского, пытаясь его пристыдить, поминает всуе погибшего родителя, у подростка случается срыв. Он с размаха дает педагогу в челюсть и на три месяца оказывается под домашним арестом с электронным браслетом на ноге. Строгая, но справедливая мама (Кэрри-Энн Мосс) перекрывает сыну доступ к интернету и телевидению. В этих условиях Кейлу остается только наблюдать за соседями, среди которых есть симпатичная блондинка (Сара Ремер) и похожий на Ганнибала Лектера мужчина (Дэвид Морс), по ночам таскающий в гараж большие черные мешки.

В сюжете без труда опознается хичкоковское «Окно во двор». Авторы «Паранойи» этого и не скрывают, поскольку их картина нацелена прежде всего на молодежную аудиторию, которая вряд ли без веских причин будет обращаться к кинематографической классике. Стыдиться, в общем-то, нечего: переложение старой истории на новый лад у режиссера Ди Джея Карузо получилось веселым и бодрым. Как и в оригинале, тут есть место и для напряженного триллера, и для комедии смешанных чувств. Отдельное удовольствие — игра Шайи ЛаБафа, которого на эту роль рекомендовал лично Стивен Спилберг. Все-таки уже тогда было понятно, какой же он чертовски талантливый актер.

Прокол

Blow Out
Рейтинг: 7.1IMDb: 7.4
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное, Детективы
1981, 107 мин
США, 16+
Режиссер: Брайан Де ПальмаГлавные роли: Джон Траволта, Нэнси Аллен, Джон Литгоу, Деннис Франц, Питер Бойден, Курт Мэй

В этом необычном фильме свидетель не видит преступление, а слышит его. Звукорежиссер Джек Терри (Джон Траволта) отправляется на ночную прогулку по парку, чтобы записать звуки для второсортного хоррора, который снимает его приятель. Но в итоге на запись попадает не только тревожное уханье совы и кваканье лягушки. На глазах у Джека мирно ехавший по дороге автомобиль вдруг срывается с моста и падает в воду. Герой ныряет вслед за ним и успевает спасти одного из двух пассажиров — девушку (Нэнси Аллен), которая чудом не потеряла сознание после аварии. Позже выясняется, что ее утонувший спутник был кандидатом в президенты США. Прослушивая пленку, Джек понимает, что записал убийство: катастрофе предшествовал выстрел.

В одной из первых сцен «Прокола» режиссер Брайан Де Пальма пародирует знаменитую сцену в душе из «Психо». Но одним Хичкоком дело тут не ограничивается. Второго автора, без которого этого фильма бы не было, зовут Микеланджело Антониони. Оригинальное название «Прокола» Blow Out — отсылка к «Фотоувеличению» (Blow Up) Микеланджело Антониони, только вместо фотографии персонаж Траволты занимается звукозаписью. Это позволяет Де Пальме порефлексировать о природе кино: его увлекательная картина почти целиком состоит из эпизодов, в которых звук и изображение соединяются, редактируются и перестраиваются, в очередной раз доказывая, что нет ничего сильнее власти образа.