Подборки11 мин.

Самураи, васаби и семья: 10 фильмов о Японии

Япония — родина самураев, хокку и Миядзаки, известная своей загадочностью и закрытостью. Европейцы, естественно, пытались снимать кино о Японии, но лучше всего получалось у самих японцев. На экранах Страна восходящего солнца бывает разной — несломленной и горделивой, отважной и умиротворенной, влюбленной и уязвимой. Рассказываем о 10 фильмах, помогающих увидеть Страну восходящего солнца с подчас противоположных сторон.

Если вы любите Японию, также предлагаем нашу подборку картин, действие которых происходит в Токио.

Вкус счастья

Umami
Рейтинг: 7.3IMDb: 5.8
Жанры: Драмы, Комедии
2022, 88 мин
Франция, Япония, 18+
Режиссер: Слони СоуГлавные роли: Зинедин Суалем, Кёдзо Нагацука, Клер Сермонн, Род Парадо, Жерар Депардье, Эйдзи Леон Ли

Выздоравливающий после сердечного приступа французский шеф-повар Габриэль Карван (Жерар Депардье) больше не чувствует интереса к жизни. Его брак разваливается, жена изменяет ему, а апатичные сыновья растут типичными представителями золотой молодежи. Несмотря на успешный бизнес и звезды Michelin, работа тоже не приносит ему удовольствия. В последней попытке вернуть «жажду жизни» Карван звонит другу (Пьер Ришар), поставщику устриц, который убеждает его попробовать гипноз. В трансе к Габриэлю внезапно приходит прозрение. Весь его страх можно проследить до первой крупной неудачи в качестве молодого шеф-повара — тогда он проиграл в соревновании японскому конкуренту и его невероятно вкусной лапше.

Карван отправляется в Японию, чтобы раскрыть там секрет умами, пятого вкуса — после сладкого, кислого, горького и соленого. Человечная и трогательная комедия 2022 года показывает, как путешествие влияет не только на профессиональные навыки главного героя, но и на всю его жизнь. Персонаж Депардье ищет, конечно, не просто рецепт, но собственное «умами» — вкус своего счастья. Фильм оживляет культурный конфликт, хорошо поддерживаемый бормотанием Карвана и его показной нелепостью. Его контраст с японским шеф-поваром, которого играет Кёдзо Нагацука, показывает увлекательное сравнение между западным стремлением довести навыки до максимума и стать лучшим во всем, и восточным смирением в работе, когда повар стремится готовить пусть одно блюдо, но в лучшем виде.

В международный прокат фильм вышел под названием «Умами» — по компоненту, который главный герой фильма пытается отыскать. «Умами» — японское слово, обозначающее один из пяти основных вкусов. Это довольно новый термин, он был придуман только в 1908 году для описания своего рода «приятной пикантной вкусности». В середине восьмидесятых его признали научным термином для описания действия глутаматов на наши вкусовые рецепторы.

Мемуары гейши

Memoirs of a Geisha
Рейтинг: 8IMDb: 7.4
Жанр: Драмы
2005, 145 мин
США, 12+
Режиссер: Роб МаршаллГлавные роли: Чжан Цзыи, Мишель Йео, Гун Ли, Кэн Ватанабэ, Каори Момои, Юки Кудо

Американская драма 2005 года, основанная на одноименном романе Артура Голдена, рассказывает историю молодой девушки Чио Сакамото (Чжан Цзыи). Семья продает ее на услужение в дом гейш. Чио проходит обучение и в конечном итоге сама становится гейшей. Лента рассказывает о жертвах и лишениях, с которыми сталкивались гейши до Второй мировой войны. После войны их изящный и уязвимый мир рушится окончательно.

Фильм получил неоднозначные отзывы критиков, хотя в прокате прошел вполне успешно. «Мемуары гейши» получили множество наград, в том числе шесть номинаций на «Оскар», из которых выиграли три — за лучшую операторскую работу, лучшую художественную постановку и лучший дизайн костюмов. Кое-что в картине неизменно вызывало восторг: актерская игра, декорации и костюмы, музыкальное сопровождение, монтаж звука. Но фильм неоднократно подвергался критике за недостаточную точность в изображении мира гейш. Во-первых, неяпонские актрисы играли в нем японок, что вызвало неодобрение как в самой Японии, так и в Китае (две актрисы на момент съемок имели гражданство Китая, переживающего напряженные политические отношения с Японией). Во-вторых, режиссеру Робу Маршаллу ставили в вину чрезмерную романтизацию жизни гейш и отсутствие аутентичности в изображении японской культуры.

Три ведущие неяпонские актрисы Чжан Цзыи, Гун Ли и Мишель Йео перед началом съемок прошли «учебный лагерь для гейш»: их учили искусству традиционной японской музыки, танцев и чайной церемонии. Для помощи в производстве картины также привлекли антрополога Лизу Долби. Она много лет изучала культуру гейш и в конце концов даже сама стала гейшей. Свою работу над фильмом Долби комментировала так: «Хотя режиссер и продюсеры часто спрашивали мое мнение о вещах, в большинстве случаев они следовали собственному видению. Я считаю этот фильм упущенной возможностью. Как бы то ни было, это просто еще одно западное фэнтези. Гейши очень неправильно истолковываются в западном обществе — возможно, потому, что в нашей культуре нет ничего похожего на гейш. Людям просто трудно осознать идею о женщинах, которые живут в женских сообществах, развлекают мужчин и не являются проститутками».

Последний самурай

The Last Samurai
Рейтинг: 8.1IMDb: 7.7
Жанры: Боевики, Приключения, Военное
2003, 154 мин
США, 16+
Режиссер: Эдвард ЦвикГлавные роли: Кэн Ватанабэ, Том Круз, Коюки, Уильям Этертон, Тони Голдуин, Билли Коннолли

В 1876 году бывшего капитана армии США Нэйтана Олгрена (Том Круз), опытного солдата, травмированного зверствами, совершенными им в прошлых войнах, просят обучать военному делу недавно созданную Императорскую японскую армию. Проект координирует местный бизнесмен, министр Омура. Он намеревается использовать армию для подавления восстания самураев. Олгрен соглашается на работу из-за денег. Но быстро понимает, что порученные ему солдаты — на деле крестьяне с плохой подготовкой. Когда самураи разбивают их в жестокой битве, Олгрен попадает в плен к лидеру самураев Кацумото. Они начинают сближаться друг с другом. Олгрен преодолевает чувство вины, изучает японский язык и культуру, а потом вместе с Кацумото сражается за сохранение Японией политической и культурной независимости.

События фильма описывают проблему вестернизации Японии. Самураи в картине расстроены тем, что темпы современных технологий подорвали традиции их общества. В Японии фильм получил высокие оценки как зрителей, так и критиков. Кинокритик Томоми Кацута из The Mainichi Shinbun посчитал, что фильм «значительно лучше предыдущих американских попыток изобразить Японию», отметив желание режиссера Эдварда Цвика изучать японскую историю и выбирать японских актеров. Съемки проходили в Новой Зеландии, в основном в районе Таранаки. Место выбрали из-за того, что гора Таранаки напоминает гору Фудзи. Все трюки для фильма Том Круз выполнял сам.

47 ронинов

47 Ronin
Рейтинг: 6.8IMDb: 6.3
Жанры: Боевики, Драмы, Фэнтези
2013, 118 мин
США, 12+
Режиссер: Карл РиншГлавные роли: Киану Ривз, Хироюки Санада, Ко Сибасаки, Таданобу Асано, Ринко Кикути, Кэри-Хироюки Тагава

В Японии популярна национальная легенда о 47 ронинах (так называют самураев, оставшихся без хозяина). Мифическая история рассказывает о группе самураев, чей даймё (феодал) Асано Наганори вынужденно совершил сэппуку (ритуальное самоубийство) за нападение на судебного чиновника. Ронины решают отомстить за честь своего хозяина, но в конце сами вынуждены совершить сэппуку за совершенные преступления. В японской культуре эта история популяризирована как символ верности, самопожертвования, настойчивости и чести, хотя у нее есть и некоторые исторические подтверждения — так, например, даймё с таким именем действительно существовал, и у него был конфликт с другим феодалом, что могут подтвердить расписки и бумаги.

По этому сюжету как минимум шесть раз снимали кино. Например, в 1941 году японские военные поручили режиссеру Кэндзи Мидзогути снять «47 ронинов» для повышения боевого духа солдат. Фильм выпустили в прокат за неделю до нападения Японии на Перл-Харбор. В драматическом боевике режиссера Карла Ринша, наиболее известной западному зрителю экранизации, главную роль играет Киану Ривз. Еще ребенком его подбирает Асано. Кай (персонаж Ривза) растет вместе с самураями, помогает своему хозяину и тоже не может стерпеть произошедшую с ним несправедливость. Не обошлось, конечно, без любви: Кай влюблен в дочь Асано, они романтично клянутся искать друг друга в тысячах миров. В прокате «47 ронинов» прошли не слишком удачно.

Трудности перевода

Lost in Translation
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.7
Жанры: Комедии, Драмы
2003, 101 мин
США, Япония, 16+
Режиссер: София КопполаГлавные роли: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Джованни Рибизи, Анна Фэрис, Акико Такэсита, Кадзуёси Минамимагоэ

«Трудности перевода» — романтическая комедия-драма 2003 года, снятая Софией Копполой. Билл Мюррей играет в фильме Боба Харриса, угасающую американскую кинозвезду в кризисе среднего возраста. Харрис едет в Токио, чтобы продвигать виски Suntory. Там он заводит дружбу с недавней выпускницей колледжа Шарлоттой (Скарлетт Йоханссон). Фильм бросает вызов общепринятым повествовательным условностям, нетипично изображая романтику, и исследует тему одиночества и случайностей.

Коппола начала писать сценарий после того, как сама побывала в Токио. Она придумала историю о двух персонажах, переживающих «романтическую меланхолию» в отеле Park Hyatt Tokyo, где останавливалась во время продвижения своего первого художественного фильма, драмы «Девственницы-самоубийцы». Сценарий получился у нее по кинематографическим параметрам маленьким, но Коппола всё равно решила с ним работать, позволяя актерам и себе импровизировать. Коппола с самого начала представляла именно Мюррея в роли Харриса и посылала ему бесконечные телефонные сообщения и письма. Мюррей в конце концов согласился сыграть роль.

Премьера «Трудностей перевода» состоялась 29 августа 2003 года на кинофестивале «Теллурайд». Лента имела большой успех у критиков и зрителей. На 76-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм получил приз за лучший оригинальный сценарий. Токио в картине — не просто условная декорация, но и важный действующий герой: именно городская среда Токио провоцирует отчужденность главных героев, а мечтательность и неон подчеркивают интимность их переживаний.

Сумрачный самурай

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
Жанры: Драмы, Мелодрамы
2002, 129 мин
Япония, 12+
Режиссер: Ёдзи ЯмадаГлавные роли: Хироюки Санада, Риэ Миядзава, Нэндзи Кобаяси, Рэн Осуги, Мицуру Фукикоси, Канако Фукаура

Историческая драма рассказывает о жизни Сэйбэя Игучи (Хироюки Санада), самурая низшего ранга, а само действие разворачивается в Японии середины XIX века, за несколько лет до Реставрации Мэйдзи. Он настолько беден, что вынужден продать самурайский меч, чтобы оплатить похороны жены. Тем не менее Игучи ведет мирную и вполне счастливую жизнь с дочерьми и матерью до тех пор, пока неудачный поворот событий не отменяет спокойные времена. Трогательная драма Ёдзи Ямады снята в приглушенных тонах и детально воссоздает феодальную Японию со всеми ее традициями, заблуждениями и ценностями.

Фильм снят по мотивам рассказа Сюхэя Фудзисавы «Бамбуковый меч». «Сумеречный самурай» получил 12 наград Японской академии (самая престижная кинонаграда в Японии). Его также номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Васаби

Рейтинг: 7.7IMDb: 6.6
Жанры: Боевики, Триллеры, Драмы, Комедии
2001, 94
Франция, Япония, 16+
Режиссер: Жерар КравчикГлавные роли: Жан Рено, Рёко Хиросуэ, Мишель Мюллер, Ёси Оида, Кароль Буке, Кристиан Синниже

«Васаби» — французский комедийный боевик 2001 года режиссера Жерара Кравчика, сценаристом и продюсером которого выступил Люк Бессон. В фильме снимались Жан Рено, Мишель Мюллер и Рёко Хиросуэ. Во Франции картину выпустили под слоганом Wasabi, la petite moutarde qui monte au nez («Васаби, маленькая горчица, которая попадает прямо в нос»), в России — «Это покрепче горчицы». Фильм получил название от сцены, в которой главный герой, Юбер Фьорентини (Рено), не дрогнув, съедает целую порцию васаби в местном ресторане.

«Васаби» рассказывает историю французского полицейского Фьорентини, чье прошлое скрывает историю влюбленности в японскую шпионку. Когда она умирает, Фьорентини вызывают в Японию: по завещанию он «наследует» опеку над несовершеннолетней девушкой. С развитием повествования Фьорентини догадывается, что девушка — его дочь, о существовании которой он не подозревал. Фильм изобилует драками, похищениями, разборками крутых парней, операциями со спецслужбами и шутками — всеми элементами экшенов.

Затоiчи

Zatôichi
Рейтинг: 7.76IMDb: 7.6
Жанры: Боевики, Драмы, Комедии
2003, 111 мин
Япония, 18+
Режиссер: Такеши КитаноГлавные роли: Такеши Китано, Таданобу Асано, Митиё Оокусу, Така Гуадалканал, Дайгоро Татибана, Юуко Дайкэ

Боевик 2003 года, снятый Такеши Китано, представляет собой ремейк классической серии самурайских фильмов и телевизионных драм о Дзатоити. Они рассказывают о слепом фехтовальщике и его борьбе с преступниками. Сюжет следует традиционной теме: Затойчи (слепой фехтовальщик) встает на защиту горожан, вовлеченных в войну местных кланов якудза и вынужденных платить за защиту. Затойчи предлагает свою помощь двум братьям и сестрам-гейшам, которые хотят отомстить за убийство родителей. Он бродит по городу и сражается с якудза.

Премьера картины состоялась 2 сентября 2003 года на Венецианском международном кинофестивале, где лента получила награду «Серебряный лев» за лучшую режиссуру. Дома, в Японии, ей досталось также пять премий Японской киноакадемии. Критики отмечали ярость боевых сцен и замечали, что Такеши Китано, сыгравший главную роль, примеряет на себя классического самурайского персонажа с собственным кинематографическим чутьем. Джаспер Шарп из Midnight Eye назвал фильм «чистой кинематографической магией».

Письма с Иводзимы

Letters from Iwo Jima
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Историческое, Военное
2006, 140 мин
США, 16+
Режиссер: Клинт ИствудГлавные роли: Кэн Ватанабэ, Кадзунари Ниномия, Цуёси Ихара, Рё Касэ, Сидо Накамура, Хироси Ватанабэ

«Письма с Иводзимы» — американский военный фильм, снятый и спродюсированный Клинтом Иствудом. Он изображает битву при Иводзиме с точки зрения японских солдат и служит дополнением к фильму Иствуда «Флаги наших отцов», который показывает ту же битву с точки зрения американцев. «Письма с Иводзимы» почти полностью сняты на японском языке, несмотря на то что их совместно продюсируют американские компании DreamWorks Pictures, Malpaso Productions и Amblin Entertainment.

Основную сюжетную ветку, происходящую в 1944 году, обрамляют исследования японских археологов, которые в 2005 году проводят раскопки туннелей на Иводзиме и находят в грязи письма. Герои из основной сюжетной ветки пишут их в 1944 году, во время Второй мировой войны.

Места на Иводзиме, которые использовались для съемок, включали пляжи, улицы городов и гору Сурибати. Поскольку съемочной группе разрешили ставить на Иводзиме только второстепенные сцены, большинство батальных сцен всё же снимались в Исландии. Кроме того, создатели фильма должны были получить специальное разрешение от правительства Токио на съемку об Иводзиме, потому что более 10 000 пропавших без вести японских солдат всё еще покоятся в земле острова. Тема остается для Японии трагической и сложной. Хотя некоторые персонажи вымышлены, битва в целом, как и некоторые командиры, реальны и достоверны.

Магазинные воришки

Manbiki kazoku
Рейтинг: 7.6IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
2018, 120 мин
Япония, 16+
Режиссер: Хирокадзу КорээдаГлавные роли: Рири Фрэнки, Сакура Андо, Кирин Кики, Маю Мацуока, Каири Дзё, Мию Сасаки

«Магазинные воришки» — драматический фильм 2018 года, снятый Хирокадзу Корээдой. Корээда написал сценарий, вдохновившись отчетами о бедности и магазинных кражах в Японии. Его история рассказывает о семье, вынужденной воровать, чтобы справиться с нищетой. Все члены семьи живут в доме бабушки и на ее пенсию. Семья, однако, умудряется даже в сложной финансовой ситуации сохранять теплые отношения и милосердие. Однажды ночью они находят соседскую девочку, которую часто замечали запертой на балконе — и решают оставить ее себе. Ситуация усложняется, когда полиция объявляет о поисках девочки.

Корээда посещал детский приют, когда готовился к съемкам. Он рассказывал: «Когда я был в приюте, маленькая девочка достала из рюкзака книжку с картинками Swimmy и вдруг начала ее читать. Персонал пытался ее остановить, говоря, что она нам мешает, но она дочитала до конца. Все, включая персонал, были тронуты и аплодировали ей. Она выглядела такой счастливой. Я думал, что она действительно хотела прочитать эту книгу своим родителям. Я не мог выкинуть ее из головы и написал сцену, отражающую этот момент. Когда я работал на телевидении, сэмпай (старший) сказал мне, что я должен сделать свою программу для одного человека, будь то моя мама, друг или кто-то еще. Я снял этот фильм для маленькой девочки, которая читала Swimmy».