Подборки

Робинзонада: Фильмы и сериалы о выживании на острове

Трудные времена требуют стойкости, изобретательности, мужества — то есть всех тех качеств, о которых идет речь в сюжетах о судьбе людей, попавших на необитаемый остров. Главная такая история, конечно, — это книга о Робинзоне Крузо, но и в кино достаточно вдохновенных работ на эту тему. Выбрали девять фильмов и один сериал о выживании на острове, среди которых есть как классика, так и не самое очевидное кино.

Идеальный побег

A Perfect Getaway
Рейтинг: 7.05IMDb: 6.5
Жанр: Триллеры
2009, 93 мин
США, 18+
Режиссер: Дэвид ТуиГлавные роли: Стив Зан, Тимоти Олифант, Милла Йовович, Киле Санчес, Марли Шелтон, Крис Хемсворт

Новообразованная семейная пара, популярный сценарист Клифф и его смешливая жена Сидни, отправляются в пеший поход на Гавайях и встречают сперва хмурого громилу с подругой-блондинкой, а потом отставного спецназовца — тоже с блондинкой. Громила явно недоволен новыми знакомыми, спецназовец рассказывает, как ездил в Ирак, и достает лук со стрелами, его спутница работала мясником и ловко потрошит свежую дичь. Иначе говоря, и те и другие попутчики Клиффа и Сидни, в принципе, могут быть убийцами, которые расправились на соседнем острове с другой новообразованной семейной парой.

«Идеальный побег» снял Дэвид Туи, режиссер всех трех «Риддиков» и сценарист «Беглеца» и «Чернокнижника». Ему не грозят «Оскары», но его постановочного мастерства и владения жанровыми приемами хватает, чтобы зритель два часа просидел на краешке кресла. В этом фильме он проделывает нехитрый, но эффективный трюк — дразнит любителей рано угадывать финалы. Если коротко, то кажется, что нам показывают одно кино, но на деле — несколько другое. Туи постоянно подкармливает фантазию зрителей и в конечном счете добивается своего: разгадка всё время у нас перед глазами, но увидеть ее не то чтобы просто, и наверняка многие из тех, кто будет смотреть «Идеальный побег», все-таки издадут коллективное «Ух ты!».

Остров надежды

Жанры: Драмы, Приключения
2002
США, 12+
Режиссер: Чарльз БисонГлавные роли: Лиам Каннингэм, Роджер Аллам

Когда английские власти приговаривают пастора Дэвида Робинзона к каторге и отправляют в Австралию, с ним уезжает вся его семья: жена, сыновья — два взрослых и один помладше — и совсем юная дочь. Однако по пути корабль, на котором они плывут, терпит крушение, младшего сына куда-то уносит в шлюпке, а остальных выбрасывает на тропический остров. Рассудив, что потерянного мальчика оплакивать преждевременно, Робинзоны начинают осваиваться на новом месте, полагаясь не только на провидение, но и на собственную стойкость.

«Остров надежды» снят по книге «Швейцарская семья Робинзонов», которую любил Жюль Верн (настолько, что написал для нее продолжение) и которую неоднократно экранизировали (одну из адаптаций продюсировал сам Уолт Дисней). Британский телефильм, как и оригинальный роман, нацелен на младший школьный возраст и, в общем, цели своей достигает. В ход идут самые лобовые приемы из возможных: Робинзоны пользуются припасами из разрушенного корабля — и вдруг его приходится взорвать, жизнь у них налаживается — а тут хоп, и маму кусает ядовитая змея. Можно заметить, что актеры, особенно взрослые, порой халтурят, что история затянута, но если посмотреть на это глазами ребенка, то претензий к картине нет.

Изгой

Cast Away
Рейтинг: 8.18IMDb: 7.8
Жанры: Приключения, Драмы
2000, 137 мин
США, 12+
Режиссер: Роберт ЗемекисГлавные роли: Том Хэнкс, Хелен Хант, Крис Нот, Ник Сирси, Дженифер Льюис, Пол Санчез

Чак Ноланд, ответственный менеджер почтовой службы FedEx, решает перед зимними праздниками наладить поставки в Малайзии и отправляется туда грузовым авиарейсом, чтобы вернуться к Новому году и провести его с любимой девушкой. В его планы, однако, вторгается шторм, из-за которого самолет падает где-то посреди Тихого океана. Чак в итоге встречает Новый год (и еще четыре следующих) на необитаемом острове, где учится добывать огонь и правильно открывать кокосы, подолгу смотрит на фотографию своей невесты и начинает разговаривать с доставшимся ему из чьей-то посылки волейбольным мячом.

Последний безоговорочный успех Роберта Земекиса и один из главных фильмов о выживании всех времен. В «Изгое» есть всё, чтобы покорять сердца аудитории: личное и общечеловеческое, духоподъемное и развлекательное в нужном соотношении, актер, способный в одиночку тащить сюжет, непреодолимой силы романтика и саспенс. И кино это по-прежнему справляется со своей задачей. Даже спустя 20 лет от криков «Уилсон! Уилсон, где же ты?» отчаянно щемит в груди.

Шесть дней, семь ночей

Six Days, Seven Nights
Рейтинг: 7.04IMDb: 5.8
Жанры: Приключения, Комедии, Драмы
1998, 97 мин
США, 16+
Режиссер: Айвен РайтманГлавные роли: Харрисон Форд, Энн Хеч, Дэвид Швиммер, Жаклин Обрадорс, Темуэра Моррисон

Редактор глянцевого журнала Робин Монро самоотверженно решает прервать свой отпуск с женихом, чтобы помочь со съемками на Таити, но, против всякой справедливости, ее самолет терпит бедствие и садится на остров, где люди почти не бывают. Робин, впрочем, не остается одна: вместе с ней спасения ждет стареющий самоуверенный пилот, который сперва ее раздражает, но потом раз за разом выручает (например, вытаскивая змею из ее трусов).

В «Шести днях, семи ночах» нет решительно ничего выдающегося, но есть масса симпатичного. В первую очередь, конечно, лица: Энн Хеч (трагически погибшая в 2022-м) первоклассно куксится, Харрисон Форд уже включил в себе автопилот, но вот он довольно ухмыляется, как прежде, — и всё ему, негодяю, прощаешь. Помимо красивых людей (в забавной роли здесь появляется еще Дэвид Швиммер) и панорам (съемки проходили на Гавайях), в фильме есть и обязательная для романтической комедии правда. Тут она проговаривается грубовато, зато доходчиво: тот, кто отправляется на тропический остров за романтикой, ничего не найдет — ее привозят с собой.

Охотники за разумом

Mindhunters
Рейтинг: 7.17IMDb: 6.4
Жанры: Триллеры, Детективы, Криминальное
2004, 101 мин
США, Финляндия, 16+
Режиссер: Ренни ХарлинГлавные роли: Кэтрин Моррис, Джонни Ли Миллер, ЭлЭл Кул Джей, Кристиан Слэйтер, Клифтон Коллинз мл., Вэл Килмер

Семерых курсантов ФБР высаживают на учебный полигон на острове, где им под присмотром криминалиста нужно сдать выпускной экзамен — найти серийного убийцу. Никакого убийцы, конечно, нет. Так думают сами курсанты, пока кто-то не начинает хитроумными способами убивать их, всякий раз указывая точное время, когда погибнет следующий.

Ренни Харлин, режиссер «Охотников за разумом» (а еще «Крепкого орешка 2» и «Скалолаза»), — ремесленник в самом превосходном смысле этого слова. Всю карьеру он снимает по большому счету безобразное кино, в котором регулярно просвечивает что-то упоительное. Вот и от этого фильма нередко хочется схватиться за голову, и тем не менее в лучшие свои моменты он захватывает всерьез — своей наглостью, изобретательностью, замечательным цинизмом: скажем, здесь есть очень наглядный и смешной пример того, что курение убивает. И структура у «Охотников за разумом» правильная: как только грызня персонажей начинает утомлять, кого-нибудь из них тотчас замораживают жидким азотом и раскалывают на десятки кусочков.

Красная черепаха

La tortue rouge
Рейтинг: 7.49IMDb: 7.5
Жанр: Мультфильмы
2016, 77 мин
Франция, Бельгия, 6+
Режиссер: Майкл Дадок де УитГлавные роли: Эмманюэль Гарихо

Человек, потерпевший, видимо, кораблекрушение, оказывается на необитаемом острове, но не намерен там оставаться. Вскоре он пробует уплыть, но что-то неподалеку от берега ломает его плот. Человек строит еще один, побольше, но и он разрушается. Позже выясняется, что человек не может покинуть остров из-за большой красной черепахи, которая крушит его плоты и почему-то смотрит на него осмысленным взглядом.

В этом анимационном фильме не звучит ни единого слова, что нисколько ему не мешает. Всё понятно и так. Голландский режиссер Михаэль Дюдок де Вит (известный по короткометражке «Отец и дочь») облекает изумительно красивые образы в высказывание на тему одиночества и идентичности — географической и даже видовой. И неудивительно, что голландца в работе поддержала студия Ghibli: как и другие ее мультфильмы, «Красная черепаха» в конечном счете — превосходно сделанная меланхоличная история о том месте, где сердце. Премьера картины состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля.

Фильмы про необитаемый остров

Королевская битва

Batoru Rowaiaru
Рейтинг: 7.5IMDb: 7.6
Жанры: Фантастика, Триллеры, Драмы
2000, 109 мин
Япония, 18+
Режиссер: Киндзи ФукасакуГлавные роли: Такеши Китано, Масанобу Андо, Тацуя Фудзивара, Аки Маэда, Таро Ямамото, Ко Сибасаки

Девятиклассников из обычной японской школы в конце учебного года везут на экскурсию. С самого начала поездка выглядит странно: по обочинам дороги стоят люди в форме, водитель зачем-то в противогазе. Потом дети засыпают, а приходят в себя уже на военном полигоне на острове. Там к ним приходит Такеши Китано и объясняет правила военно-спортивной игры: за следующие 72 часа детям нужно перебить друг друга так, чтобы из сорока двух школьников остался один — он будет победителем и получит право стать взрослым. Если же по истечении этого времени выживших будет больше, то проиграли все — значит, все и погибнут.

«Королевскую битву» снял 70-летний режиссер Киндзи Фукасаку, но его возраст не ощущается вообще — злости и энергии в этом кино столько, что хватит на несколько молодых постановщиков. На родине, в Японии, фильм клеймили провокационным, парламентарии пытались его запретить, но он вышел и собрал в стране огромные деньги (более 30 млн долларов) — больше в тот год заработали только «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки и аниме по «Покемону». Позднее «Королевская битва» впечатала себя аршинными буквами в историю, причем не только кинематографа: ее концепция стала основой самого популярного ныне жанра видеоигр, который и назвали в честь фильма — battle royale. Самое поразительное, впрочем, не это, а тот факт, что Фукасаку на съемках вдохновлялся и собственным опытом. Когда ему было 15, он со сверстниками работал на военном заводе, который обстреляли корабли США, и дети прятались от снарядов за спинами друзей, а потом убирали их мертвые тела. И мысль о травматичном событии Киндзи Фукасаку пронес с собой до конца жизни. Ужасно любое общество, хоть взрослое, хоть детское.

Пляж

The Beach
Рейтинг: 7.2IMDb: 6.6
Жанры: Триллеры, Приключения, Драмы
2000, 114 мин
США, Великобритания, 16+
Режиссер: Дэнни БойлГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Виржини Ледуайен, Тильда Суинтон, Гийом Кане, Роберт Карлайл, Пэтерсон Джозеф

Ричард, молодой американец неопределенных занятий, в поисках себя прилетает в Бангкок, где заглядывается на хорошенькую француженку Франсуазу и знакомится с человеком, по паспорту известным как Даффи Дак. Тот рассказывает Ричарду об острове с чудесным пляжем, на котором вдали от толпы живет община людей свободных и гордых, с идеалами. На следующий день Даффи пускает из своих вен кровь, а приятелю оставляет карту с отметками. Недолго помявшись, Ричард идет с картой к Франсуазе и ее другу Этьену и предлагает им вместе найти затерянный пляж.

Фильм известен тем, что на момент выхода он был самым освистанным (и в то же время самым прибыльным) в карьере Дэнни Бойла и принес, страшно сказать, номинацию на «Золотую малину» Леонардо ДиКаприо. «Пляж» — действительно не лучшая строчка в фильмографии и режиссера, и актера. История о молодости и больших надеждах, любопытстве и легкомыслии как важных человеческих качествах, взятая из романа Алекса Гарленда, на деле оказалась путеводителем по штампам. Но надо признать, что Бойл точно выбрал лицо поколения — именно им ДиКаприо в конце концов и стал. И вывод здесь в любом случае правильный: пляж останется, но ты изменишься, а время убьет всё.

Остаться в живых

Lost
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.4
Жанры: Приключения, Драмы, Фантастика, Фэнтези
2004, 6 сезонов
США, 16+
Режиссер: Джек Бендер, Род ХолкомбГлавные роли: Мэттью Фокс, Эванджелин Лилли, Джош Холлоуэй, Терри О’Куинн, Навин Эндрюс, Хорхе Гарсиа

Самолет, державший курс из Сиднея в Лос-Анджелес, разламывается в небе над островом где-то в Тихом океане. Около пятидесяти уцелевших пассажиров сперва пытаются выжить, затем спастись, но им препятствуют сразу несколько сил, в том числе некие Другие. Вдобавок со временем выясняется, что у острова, кажется, тоже есть свои воля и разум.

Когда осенью 2004 года начали показывать «Остаться в живых», мало что могло подготовить зрителей к такому сериалу. Он ошеломлял, очаровывал амбициозностью, интеллектуальной дерзостью, нагрузкой на тех, кто его снимал и кто смотрел. А смотреть его можно по-разному, и в этом главная странность и главная сила «Остаться в живых». Сериал пытается быть сразу всем — драмой о выживании и самопознании, триллером о заговоре, фантастикой о перемещениях во времени, бежит во всех этих направлениях и каким-то чудом не падает.

Маяк

The Lighthouse
Рейтинг: 7.1IMDb: 7.4
Жанры: Ужасы, Фэнтези, Драмы
2019, 109 мин
Доминикана, США, 18+
Режиссер: Роберт ЭггерсГлавные роли: Роберт Паттинсон, Уиллем Дефо, Валерия Караман, Логан Хоукс, Кайла Николль, Шон Кларк

На крохотном необитаемом острове где-то у побережья Новой Англии в 1890-х заступают на месячную вахту старый смотритель маяка Томас и его новый молодой помощник Эфраим. Томас любит поговорить и выпить, Эфраим предпочитает молчать и от алкоголя отказывается — по крайней мере, поначалу. Эфраим таскает уголь и занимается другой черной работой, Томас следит за фонарем и за тем, чтобы к излучателю света не приближался помощник. Вахта идет. Эфраим всё больше и больше нервничает: его раздражают чайки, преследует образ русалки, фигурку которой он нашел у себя в матрасе. Наконец, ему не дают покоя два вопроса: что стало с прежним помощником смотрителя и почему Томас запрещает ему смотреть на фонарь.

«Маяк» — картина многообещающего американского режиссера Роберта Эггерса, который до этого снял хоррор «Ведьма», а после — нордический эпос «Варяг». Формально говоря, это триллер, при этом с довольно незамысловатым сюжетом: двое мужчин в замкнутом пространстве пьют и постепенно теряют рассудок. Зато картинка здесь сногсшибательная: черно-белая, очерченная квадратной рамкой кадра и наполненная диковинными образами, она будто украдена из какого-то фильма Фридриха Вильгельма Мурнау. На которого, разумеется, Эггерс ориентировался, как и на многих других. Режиссеру даже несколько мешает его хорошее образование: в «Маяке» можно разглядеть влияние и Эдгара По, и Германа Мелвилла, и Альбрехта Дюрера, и бог знает кого еще, но трудно увидеть оригинальную мысль. И все-таки — как же это красиво!