Разум и чувства: 10 французских фильмов о любви
Утверждение, что Франция — страна любви и романтики, кажется общим мифом, но кинематограф его подтверждает. Во французских фильмах действительно много говорят о любовных чувствах, анализируя самые разные их оттенки, от подросткового томления до бурной страсти. Вспоминаем 10 картин, герои которых без ума друг от друга.
Парикмахерша Сюзи (Виржини Эфира) узнаёт от врача о смертельном диагнозе и решает напоследок найти ребенка, которого она родила еще в подростковом возрасте и сразу отдала на усыновление. В процессе поиска судьба сводит ее с компьютерным гением Жан-Батистом (Альбер Дюпонтель), таким же неприкаянным чудаком, как она сама. Вместе им предстоит отправиться в большое путешествие по миру, в котором почти не осталось места для искренних чувств.
Актер, режиссер и сценарист Альбер Дюпонтель умеет наполнять даже очень узнаваемую реальность элементами сказки. Действие «Счастливо оставаться», одного из лучших его фильмов, разворачивается то ли в искаженном настоящем, то ли в недалеком будущем, где тотальная цифровизация привела человечество к тотальному одиночеству. Герои картины бросают вызов этому порядку вещей и доказывают, что человеческая близость намного важнее бегущих по монитору слов или цифр. Французы — причем как критики, так и зрители — Дюпонтеля обожают: в 2021 году картина, ловко сочетающая драму и комедию, получила шесть национальных кинопремий «Сезар».
Знаменитая «Амели»Жан-Пьера Жёне породила во французском кино множество подражаний. Режиссеры один за другим начали выводить на экран таких же странных персонажей с богатым воображением и слегка искаженным взглядом на мир. Названия большинства этих клонов сейчас уже никто и не вспомнит. Есть лишь одно исключение — мелодрама «Влюбись в меня, если осмелишься», которой удалось завоевать в среде киноманов если не такой же, то близкий по масштабам культовый статус.
Герои фильма, француз Жюльен и дочь польских иммигрантов Софи, еще в детстве придумывают странную игру, в которой они постоянно берут друг друга на слабо. По мере их взросления условия этого состязания становятся всё жестче, а взаимные уколы — всё больнее. Жюльен и Софи совершают безумные поступки, но не могут сделать самого простого: признаться в своих чувствах. Главные роли исполняют Гийом Кане и Марион Котийяр, которые сошлись через несколько лет после съемок картины и с тех пор не расставались.
Немолодой художник-карикатурист Виктор (Даниель Отой) застрял в прошлом и никак не может найти себя в настоящем. Газета, в которой он публиковался, ушла в онлайн, туда же фактически отправилась и его семья: сын героя (Микаэль Коэн) — успешный медиаменеджер, а жена (Фанни Ардан) — психотерапевт, которая теперь дает консультации в интернете. Но однажды Виктор получает шанс оживить свои счастливые воспоминания. Он решает воспользоваться услугами компании, реконструирующей разные временные эпохи. Героя переносят в май 1974 года, в тот самый день, когда он встретил любовь всей своей жизни.
Фильм лишен фантастической составляющей. Виктор прекрасно осознаёт, что всё происходящее с ним — постановка, причем не самая искусная. Погружая зрителя в сентиментальные переживания о времени, когда трава была зеленее, режиссер Николя Бедос не забывает и об иронии. Трагическое и комическое смешаны в «Прекрасной эпохе» в нужной пропорции, это не «Шоу Трумана», где преобладает первое, и не «Холоп», нацеленный на второе. И что самое приятное: на вопрос, можно ли возродить угасшую любовь, фильм отвечает положительно.
Эту историю любви режиссеру Мишелю Хазанавичусу удалось рассказать без слов. Его фильм является оммажем эпохе немого кино, он и выстроен по ее канонам: герои тут лишены голоса, но наделены невероятной пластической и мимической выразительностью. Сюжет тоже понятен без лишних пояснений. Звездный голливудский артист Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) влюбляется в случайную незнакомку (Беренис Бежо) и устраивает ее на студию. Вскоре в кино приходит звук, и новая актриса быстро затмевает своего покровителя, не сумевшего приспособиться к переменам.
Любви в картине столько, что она буквально переливается через экран. И речь не только о чувствах главных героев. Во-первых, это одно из самых пронзительных признаний в любви кинематографу. Во-вторых, это фильм об удивительных отношениях хозяина и питомца. Четвероногого друга Джорджа Валентайна играет легендарный джек-рассел-терьер по кличке Угги, которого в США после премьеры всерьез предлагали выдвинуть на «Оскар». Пес, увы, статуэтку так и не получил, но зато сам «Артист» стал первой иностранной картиной, завоевавшей премию Американской киноакадемии за лучший фильм года.
Тони (Эмманюэль Берко) получает травму на горнолыжном курорте и попадает в реабилитационный центр, где, беседуя с психологом, начинает вспоминать историю своих отношений с Джорджио (Венсан Кассель) — красавчиком, плейбоем и самопровозглашенным «королем подонков». За десять лет между ними было всё: дикое влечение, бурный секс, рождение ребенка, измены и ссоры.
Деконструкция семейной идиллии — любимый сюжет французских кинематографистов, но актриса Майвенн Ле Беско идет еще дальше и пытается изучить саму механику неконтролируемой страсти, застилающей влюбленным глаза и мешающей увидеть реальность. И если раньше подобные исследования в кино в основном проводились мужчинами, то Майвенн делает это с точки зрения женщины. В таком взгляде, конечно, меньше романтики, но зато куда больше обезоруживающей правды.
В оригинале картина называется «Спасти или погибнуть». Это девиз парижских пожарных, беззаветно преданных своей профессии. Франк (Пьер Нинэ), главный герой картины, в работе тоже всегда руководствуется этим принципом. Но однажды происходит трагедия: спасая команду, Франк попадает в огненную ловушку и получает страшные ожоги, необратимо меняющие его внешность. Теперь герою кажется, что счастливая жизнь с любимой женой (Анаис Демустье) и двумя маленькими дочками осталась позади. По ходу фильма ему предстоит заново обрести всё то, что, кажется, было потеряно навсегда.
Это серьезное кино об опасной, но очень нужной работе, о трагической случайности и о том, что настоящая любовь может преодолеть любые преграды. В процессе написания сценария авторы беседовали с реальными пожарными, а также с врачами и психологами, которые трудятся в ожоговых центрах. Главное достоинство картины — исполнитель главной роли Пьер Нинэ, актер редкого таланта, пока не слишком известный российской публике. К съемкам он готовился несколько месяцев, ежедневно посещая пожарные части.
Франция, 1562 год. Богатая наследница Мари де Мезьер (Мелани Тьерри) любит красивого герцога де Гиза (Гаспар Ульель), но замуж ее из экономических и политических соображений выдают за принца де Монпансье (Грегуар Лепренс-Ренге), причем будущим супругам до свадьбы не дают даже познакомиться. Поскольку в стране бушуют религиозные войны, муж отправляет Мари в укрытие — в замок Шампиньи, куда ее сопровождает учитель принца граф де Шабанн (Ламбер Вильсон). Вскоре Мари оказывается в центре любовного многоугольника: в нее и так без памяти влюблены все вышеупомянутые мужчины, а тут в замок приезжает еще и герцог Анжуйский, который в историю войдет как король Генрих III.
Французы умеют делать по-настоящему чувственными даже строгие исторические полотна. Зрителю, который ценит кино за возможность ненадолго перенестись в другую эпоху, здесь есть на что посмотреть. В основе сценария — новелла мадам де Лафайет, написанная в XVII веке, все костюмы идеально сидят на стройных фигурах героев, декорациями служат самые красивые замки Франции, а в главных ролях — лучшие актеры страны, включая недавно трагически ушедшего из жизни Гаспара Ульеля.
Ловелас Жослен (Франк Дюбоск) соблазняет женщин с помощью вранья: он почти каждый день придумывает себе новую личность и вводит в заблуждение очередную красотку. Однажды он оказывается в квартире недавно скончавшейся матери, которая последние годы провела в инвалидной коляске. Франк садится в ее кресло на колесах, и в этот момент на пороге комнаты появляется симпатичная соседка в коротких шортах. Она, естественно, принимает его за человека с инвалидностью, а он решает ее не разубеждать. Проблемы начинаются, когда Жослен знакомится с сестрой своей новой подруги. Флоранс (Александра Лами) прикована к коляске по-настоящему, но это не мешает ей вести активную жизнь. Герой влюбляется в девушку и окончательно запутывается в собственной лжи.
Еще со времен хита «1+1» известно, что французские режиссеры умеют виртуозно обращаться с темой инвалидности. Но если та картина была мелодрамой о дружбе, то здесь зрители имеют дело с чистой романтической комедией о перевоспитании Дон Жуана. Однако по атмосфере фильмы похожи: оба говорят о серьезных вещах с улыбкой, без пафоса и надрыва.
Когда речь идет о влюбленности зрелых людей, а не юных Ромео и Джульетты, проблемы очевидны: каждый из них уже тащит на своей спине груз прожитых лет. Кажется, для романтического фильма такой сюжет не очень подходит. Но французские режиссеры бесстрашно исследуют эволюцию чувств на разных этапах человеческой жизни.
В фильме Лизы Азуэлос известная писательница (Софи Марсо), недавно пережившая развод, встречает симпатичного адвоката (Франсуа Клюзе). Несмотря на взаимное притяжение, сойтись им трудно. У нее трое детей и молодой любовник, у него двое — плюс жена. Самые яркие эпизоды картины на деле оказываются фантазиями героев. Как бы сильно ни бурлили страсти, оба постоянно сталкиваются с вопросом, а надо ли в возрасте 40+ менять выстраданное спокойствие на будоражащую неопределенность. У авторов четкого ответа нет, но тем фильм и ценен: своему зрителю он ничего не навязывает.
Британский писатель (Уильям Шимелл), недавно написавший книгу о подлинниках и подделках, знакомится со взбалмошной француженкой (Жюльет Бинош), владелицей антикварной галереи. Сначала кажется, будто герои встретились впервые, но когда владелица местного кафе спрашивает у женщины, давно ли они женаты, та, не моргнув глазом, отвечает: «Пятнадцать лет». Всё оставшееся время зрителю придется гадать, то ли эти двое затеяли какую-то игру, то ли и правда речь идет о семейной паре, затейливо выясняющей отношения.
Фильм поставил Аббас Киаростами, один из лидеров иранской «новой волны», в 70 лет решивший сменить культурное пространство и снять любовную историю в самой романтичной стране Европы. Ему удалось заново открыть публике замечательную Жюльет Бинош. Это одна из лучших ролей актрисы. Ее героиня порхает на каблуках, кокетливо примеряет красную сережку, улыбается и плачет, отчаянно спорит и вежливо соглашается, соблазняет и отталкивает. Именно ее тончайшая игра превращает «Копию» в оригинал, достойный самого пристального внимания.