Порошок, уходи: 6 биографий Пабло Эскобара
В Okko вышел четырехсерийный мини-сериал «Эскобар: Сын за отца». Наследник огромной наркоимперии говорит об отце и жизни после его смерти. Шесть фильмов о самом известном наркобароне всех времен, которые рассказывают его биографию с разных точек зрения — но всегда ярко, броско и так, что фигура героя каждый раз раскрывается по-новому.
Впервые самый известный наркоторговец в истории появился на экране в авантюрной мелодраме 2001 года «Кокаин». Основанной на реальных событиях — связанных ничуть не с самим Эскобаром, а с веселым адреналинщиком Джорджем Янгом, человеком, подсадившим на белый порошок едва ли не всю Америку. В этой версии его биографии юношей двигала вовсе не жажда наживы, а романтика и тяга к опасности. Удалась такая трактовка в «Кокаине» исключительно благодаря работе Джонни Деппа — он способен сделать очаровательным пройдохой самого сомнительно персонажа из возможных.
Рассказать историю кокаина в Штатах без Эскобара невозможно. В «Кокаине» он появляется в исполнении Клиффа Кёртиса, актера с непростой судьбой, отпечатавшейся в каждой его морщине и каждой интонации. Поэтому Эскобар тут тоже романтический — яростный, харизматичный, даже привлекательный. Никто больше после Кёртиса не смог наделить его всеми этими качествами, дальше Пабло появлялся на экране только как мертвец, человек, продавший себя за золото и потерявший всё.
Фильм пусть и не про Эскобара как такового, но, во-первых, наркобарон появляется на экране, а во-вторых, «Сделано» предлагает свой, американский взгляд на историю картелей. Главный герой ленты — летчик Сил в исполнении Тома Круза, который поначалу работал в гражданской авиации и на досуге занимался контрабандой сигар. Со временем ему стали предлагать некоторые конфиденциальные дела, и Сил сам не успел опомниться, как начал работать на ЦРУ и возить в разные концы планеты примерно все запрещенные предметы, от оружия до наркотиков.
Фильм основан на реальных событиях, весьма мрачных и секретных, а потому скандальных. И здесь фигурирует много разных деятелей второй половины двадцатого века, вплоть до президента Джорджа Буша. И еще больше явлений — примерно всё секретное и грязное, что было в последние полвека, от отношений Кубы с США до поддержки сепаратистов и бандформирований. Но даже на этом пестром фоне Пабло Эскобар в исполнении Маурисио Мехии выглядит титаном, настоящим дьяволом Центральной Америки, соблазняющим, совращающим и готовым всё купить за деньги, в которых он не знает нехватки.
По-своему уникальный случай — фильм про Эскобара, в котором сам наркобарон ни разу не появляется в кадре. Зато здесь есть человек, который за ним охотился, федеральный агент Роберт Мазур в исполнении Брайана Крэнстона. В основе фильма — реальная история, рассказанная самим Мазуром (агент написал книгу о своих приключениях) и показанная по всем канонам жанра криминального триллера: ветеран Мазур, которому уже предлагают выходить на пенсию, ищет преступника и ни перед чем не готов останавливаться, чтобы поймать его и обезвредить. Даже готов изменить личность и внедриться в мировое закулисье ради того, чтобы получить больше информации и доступ к лидерам картелей.
Хотя сам Эскобар тут не появляется, да и сам фильм не о нем, а о пожилом агенте, о наркобароне «Афера» говорит много. Вернее, о том, в каком хитро устроенном, сложном, полном разных афер, обманов и авантюр мире он жил. И как трудно было сохранить чистоту в этом море грязи даже такому сильному персонажу, как Мазур.
Первое явление Пабло Эскобара на экране — и первая лента уже не о роли наркобарона в истории, а о самой его личности. Дебютант Андреа Ди Стефано заходит к герою с тыла и показывает его не как криминального гения, а как человека. Главный герой влюбляется в девушку, а та оказывается племянницей дона Пабло: так и завязываются отношения двух персонажей, помимо воли несчастного юноши-серфера он вынужден играть по правилам нового знакомого.
В исполнении Бенисио Дель Торо колумбийский наркобарон выглядит как самый настоящий демон, криминальный гений, не знающий ни пощады, ни — здесь это играет исключительную роль — нормальных человеческих чувств. Во всяком случае, он не готов их демонстрировать посторонним. Дель Торо в «Рае» наглядно показывает, что может быть не только страстным и эффектным, но и мрачным, скрытным, опасным. Ровно таким, каким и представляет себе наркобарона большинство зрителей.
Первая полная, подробная биография Эскобара вышла на экраны в 2015 году, сразу в сериальной форме. «Нарко» — это большой эпос о становлении гения наркоторговли и одного из самых опасных и жестоких преступников, подробное наблюдение за его восхождением на вершину власти и могущества. Начинает Эскобар здесь как обычный контрабандист. Всё, что у него есть, — это связи в мире чиновников и проложенные маршруты поставок. Но, умело пользуясь всем этим, однажды рискнув заняться транспортировкой кокаина, Эскобар быстро вырастает в опытного мастера переправки наркотиков из Колумбии в США, а затем и вовсе превращается во всемогущего бога наркоторговли и в целом криминала обеих Америк.
Сыгравший Эскобара Вагнер Моруа вовсе не похож на прочих исполнителей этой роли. Он не обладает ни грузностью, ни мрачной харизмой и играет не злого гения, а молодого и наглого авантюриста, готового постоянно двигаться дальше и дальше. Именно благодаря актерской гибкости Моруа удалось сыграть героя меняющимся, живым, постоянно переходящим из одного состояния в другое. И лишь к третьему сезону его Эскобар обретает знакомые зрителям черты самого главного босса.
Еще более пристальный взгляд на Эскобара предложил испанский режиссер Фернандо Леон де Араноа. В его трактовке история наркобарона более всего напоминает патологическую версию приключений Бонни и Клайда. Да, это история любви между зрелым, злым, опытным и расчетливым Пабло и его подружкой, журналисткой Вирхинией Вальехо. Фактически она не слишком вовлечена в дела своего бойфренда, но в том и трагедия и драматизм сюжета фильма: мир наркоторговли очень жесток, здесь в стороне не остаются даже те, кто принципиально ничего не делает и не замечает. Любой, кто связывается с Эскобаром, становится игрушкой в руках сразу нескольких бессердечных и холодных структур — картелей, спецслужб, правительств.
Сам Эскобар в трактовке Хавьера Бардема на глазах у зрителей превращается из своеобразного, но харизматичного и милого ухажера в дьявола, грузного и пузатого злодея, одержимого лишь деньгами и властью. А хрупкая Пенелопа Крус демонстрирует высший пилотаж своего драматического таланта, играя наивную и одновременно очень амбициозную девицу, которая пытается выжить в мире хищников.