Похмельные зомби, непонятый гений и неуклюжий Бонд: 10 лучших фильмов-пародий
Пародии — благодарный жанр, который весело смотреть и профессионалам, и любителям. Всем смешно, вне зависимости от степени знакомства с оригиналом. Фильмы-пародии обычно работают с устойчивыми жанрами: высмеивают мелодрамы или боевики. Но иногда достается и отдельным франшизам, и даже героям. Вспоминаем 10 самых разбитных и полюбившихся пародий.
«Странный Эл» просто обязан возглавлять парад сегодняшних пародий, потому что это не просто пародийный байопик, это пародийный байопик о пародисте, который в своей музыкальной карьере глумится над популярными хитами. Начинается всё с жанровых клише: вот Странный Эл Янкович еще ребенок, который хочет заниматься музыкой, но отец его, конечно, против (пусть лучше идет на фабрику). Вот его мать, которая, конечно, за, втихую покупает пацану аккордеон. А после следуют обязательный случайный прорыв на радио и слава. Вдоволь наигравшись, фильм оставляет знакомую схему, едва герой достигает пика славы, и самозабвенно скатывается в приключенческую дребедень, которая отлично передает и всю суть пародийных песен самого Странного Эла: смешных, отлично сделанных и совершенно абсурдных.
«Странный Эл» стал режиссерским дебютом Эрика Аппеля, а вот Дэниэлу Рэдклиффу, который играет заглавную роль, сниматься в пародиях не впервой, здесь он, пусть и чудной, но хотя бы живой. То ли дело «Человек — швейцарский нож», где Рэдклифф играет мертвеца, или «Пушки Акимбо», где он в роли интернет-тролля нарывается на любителей игр на выживание. Сценарий для «Странного Эла» вместе с Аппелем написал сам Янкович, и это только добавляет всей истории шарма: ведь теперь пародия становится автопародией, и ее это только красит.
Зомби-хоррор «Зомби по имени Шон» Эдгар Райт снимает по сценарию одного из своих постоянных актеров и коллег (и друзей) Саймона Пегга. В фильме речь идет о двух друзьях, Шоне и Эде, которые просыпаются с бодуна и не сразу понимают, что произошло. По ходу дела они соображают, что город захватили зомби, встречают еще несколько своих знакомых и пытаются как-то выжить в том единственном месте, в котором чувствуют себя в безопасности, — в пабе. Да, на деле Райт не только пародирует зомби-апокалипсис, но и с долей иронии рассказывает о сакральных местах английского мужчины.
Идея пришла Райту и Пеггу во время совместной работы над телевизионными сериями «Долбанутых», там тоже был эпизод с зомби, но первоисточником послужила классика жанра — «Ночь живых мертвецов» Ромеро. В своей книге «Похмелье» автор Шонесси Бишоп-Столл, говоря о фильме, сравнивает зомби-апокалипсис с одним из тягчайших проявлений типичного для любителей пабов недомогания. Вероятно, это Райт и Пегг тоже имели в виду, как и еще десяток смыслов, которые здесь без труда можно отыскать. Зомби, конечно, наступают, но ни о дружбе, ни о любви авторы картины не забывают, так что хоррор тут отлично уживается с мелодрамой и бадди-муви.
Сложно остановиться всего на одном фильме Эдгара Райта, к тому же обе картины входят в трилогию «Кровь и мороженое». Мы снова в небольшом городке, но теперь здесь орудуют не зомби, а секта, а Райт пародирует детективы и мистические триллеры с долей экшена. Двух главных героев, как и в «Зомби по имени Шон», играют Саймон Пегг и Ник Фрост. Теперь они, как можно понять из названия, легавые. Им и предстоит разобраться со всей чертовщиной, которая творится в городке.
Если в «Зомби по имени Шон» Райт по контрасту совмещал мотивы хоррора и «похмельного» кино, то здесь он работает с куда более давнишней традицией английской пародии, которую в двух словах можно описать так: на фоне идеальных газонов милые старушки и их благочинные супруги творят беспредел. Традиция здесь важна еще и потому, что в Соединенном Королевстве есть специальное место, чтобы производить подобные фильмы, — студия Ealing. Снималась на ней такая классика британского кино, как «Море виски» и «Замочить старушку». И на ней же вышла еще одна уморительная британская пародия — «Летающий цирк Монти Пайтона» Терри Гиллиама. И хотя «Типа крутых легавых» Райт делал в другом месте, на студии Ealing он снял и «Зомби по имени Шон», и «Прошлой ночью в Сохо». Будем надеяться, что вскоре снимет там и еще что-нибудь.
Классика пародий 2000-х, которая стала реакцией на заполонившие экраны ужасы о старшеклассниках в 1990-х. И в этом смысле «Очень страшное кино» — настоящий каталог приемов. Есть тут и отдельные предметные элементы типа маски из хоррор-франшизы «Крик». Есть сюжетные мотивы с антагонистом-мстителем, который преследует главных героев, — прямая отсылка к «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Есть множество других расхожих приемов и ситуаций, которые уже тогда стали штампом, но до сих пор кочуют и встречаются в современных представителях жанра.
«Очень страшное кино» стало самой известной картиной режиссера Кинена Айвори. И несмотря на то что картина всего лишь пародирует хоррор, это фильм не для слабонервных: такое количество шуточек ниже пояса и насилия нужно еще поискать. И всё же это образцовый пример пародийного жанра — утрированного, откровенно фарсового и эксплуатирующего сексуальность, — которое появилось далеко не в нулевые. И следующий фильм — отличное тому доказательство.
Хит 1988 года, вдохновленный сериалом «Коломбо» и франшизами о Бонде и Грязном Гарри. После его выхода повсеместную популярность обрел не только сам фильм, но и седовласый комик Лесли Нильсен, который и исполнил в нем главную роль. Нильсен сыграл лейтенанта Фрэнка Дребина, который для начала устраивает переполох где-то за тридевять земель (привет, Джеймс Бонд), а потом возвращается в родной участок в Лос-Анджелесе и продолжает сеять хаос и беспорядок уже там.
Будет здесь и прекрасная девушка, и непристойности, и фарсовые погони, и даже бейсбольный матч. Но «Голый пистолет» пойдет дальше пародии отдельных жанров и во всей красоте возродит на экране традицию старой доброй слэпстик-комедии, которая была известна зрителям с самого зарождения Голливуда. Всё, на чем можно поскользнуться и что можно бросить друг в друга, пойдет здесь в ход, и если вам от этого смешно — этот фильм для вас.
Этим летом в лагере «Файрвуд» жарко. Нужно во что бы то ни стало подготовить самый крутой конкурс талантов, разобраться с парой-тройкой влюбленностей, выяснить, почему Джей Джей равнодушен к девушкам, а попутно еще и спасти лагерь от летящей в сторону Земли станции «Скайлэб». Как можно понять из описания, эта пародия заигрывает с еще одним направлением в кино — так называемыми эксплотейшенами. Это такие специальные фильмы, которые предназначены для нишевой аудитории и сняты, как правило, без большого финансирования. В «Жарком американском лете» большего всего проявляется тинсплотейшн, то есть кино для подростков и о подростках с их каждодневными проблемами: сексом, дружбой, предательством, влюбленностями и поездками в летние лагеря (почти как в «Грязных танцах», только совсем без взрослых).
Когда в 2001 году «Жаркое американское лето» вышло на экраны, то особенного успеха не имело, а отзывы критиков оставляли желать лучшего. Но время шло, и картина постепенно обретала статус культовой, во многом благодаря актерскому составу: в фильме снялись Пол Радд и Брэдли Купер (в одной из первых своих экранных ролей). Собственно, популярность картины настолько окрепла к середине 2010-х, что Netflix выпустил аж два сериала, обрамляющие фильм: «Первый день лагеря», который предваряет действие «Жаркого американского лета», и «10 лет спустя», который стал его сиквелом.
С «Магазинчиком ужасов» произошла схожая история. В далеком 1960 году его задумывали как хоррор-эксплотейшн. Сделан он был, как и полагается, на коленке и без средств, но, как и «Жаркое американское лето», нашел своих поклонников. И одним из ключей к успеху стала решимость режиссера Роджера Кормана сделать из фильма пародию. Дело в том, что денег не было даже на порядочную бутафорию, а по сюжету она требовалась. Корман всего-то довел дефект до эффекта и вместо того чтобы делать хоррор — спародировал его.
По сюжету работник цветочного магазина притаскивает однажды невиданное растение. Что с ним делать — непонятно. Но вот однажды на его листву попадает кровь, чему цветок жутко рад. Он растет и просит еще (да, в какой-то момент он начинает горланить: «Покорми меня!»). Крови из пальца цветку уже недостаточно, ему нужен человек целиком, что и приводит к серии убийств. Картонность цветка и неуклюжесть его странного «раба» превращают это всё в довольно уморительное зрелище, тем более что Корман добавляет в сюжет щепотку социальной сатиры. Вынужденная пародия оказывается ничуть не хуже намеренной.
Этот агент, может, и не так известен, как Джеймс Бонд, но уж точно не менее любим. Джонни Инглиш — всего-то скромный служащий британской спецслужбы М17. Никакой он не оперативник, по крайней мере поначалу, хотя очень мечтает им стать. Он неуклюж и добросердечен, но ряд обстоятельств вынуждает Инглиша пойти на довольно жесткие меры, ведь теперь он один может защитить Англию от коварных планов французского миллиардера Паскаля Соважа (Джон Малкович).
«Агент Джонни Инглиш» — не только пародия на шпионские фильмы о секретных агентах вроде Бонда, но и возможность посмотреть на блистательного Роуэна Эткинсона в действии. Тем более что образ Инглиша не просто отталкивается от особенностей комической игры актера, но строится на ней. Эткинсон с создателями после успеха картины решили не ограничиваться одним шпионским фильмом и благополучно расширили серию об Инглише до трилогии, перед которой трудно устоять, так что ограничивать себя точно не советуем.
Еще одна шпионская пародия, на сей раз сделанная во Франции (а это значит, что к Бонду нужно обязательно прибавить еще и Фантомаса). Главный герой, агент 117 в исполнении Жана Дюжардена, на Эткинсона совсем не похож, он хорош собой, крепко сложен и находится будто в полушаге от настоящего спецагента. Но он оказывается в пучине гиперболизированных шпионских страстей и глупых ситуаций, которые в итоге и не дают принимать его подвиги всерьез. Правда, в отдельных сценах агент 117 от Бонда неотличим: та же любовь к роскошным женщинам, тот же бокал с алкоголем в руке. Но стоит ему заговорить, а экшену завертеться, сомнений не остается — это комедия.
Вообще, чем популярнее шпионские фильмы, тем больше на них снимается и пародий, и комедий: на сайте даже есть отдельная посвященная им подборка. Неудивительно, что сверхпопулярный Бонд попадает сразу в несколько пародийных картин. Правда, и сами герои пародий могут быть не менее успешны, чем их прототипы. Как и у Джонни Инглиша, у агента 117 тоже есть продолжение: «Агент 117: Миссия в Рио» 2009-го и совсем недавний «Агент 117: Из Африки с любовью» 2021 года. И, кажется, это не предел.
Остин Пауэрс — особенный персонаж в ряду шпионских фильмов-пародий. С одной стороны — это всё та же пародия на бондовский типаж спецагента британской службы: он вроде бы и нелеп, как Эткинсон, и очарователен, как Дюжарден. Но при этом Пауэрс перерастает свою пародийную роль и становится совершенно самодостаточным героем. Майк Майерс, играющий Пауэрса, создает героя неотразимо раскрепощенным, но совсем не так, как это делал Лесли Нильсен, который следовал законам буффонады. Для Пауэрса придуман специальный сюжет: он из 1960-х попадает в настоящее, и вся пародийность внезапно оказывается оправдана сюжетом.
В фильме «Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба» вы найдете все необходимые приметы шпионского кино: преследования, флирт, секс, вечеринки и погони. Разумеется, есть в фильме и главный злодей — сам доктор Зло. С ним Пауэрсу и предстоит сразиться вновь: доктор Зло, как и Пауэрс, пробудет 30 лет в заморозке, пока двое не встретятся в 1990-е. Это смурное десятилетие Пауэрс раскрашивает всеми цветами радуги, привнося туда дух, раскрепощенность и игривость 1960-х.