Поиски любви, веры и следов Льюиса Кэрролла в России: Лучшие фильмы фестиваля «Горький fest»
В Нижнем Новгороде подошел к концу VII фестиваль нового российского кино «Горький fest». Победителем конкурсной программы стала драма Романа Михайлова «Наследие», которую с сегодняшнего дня можно посмотреть по подписке Okko. Также картина удостоилась приза за лучший актерский ансамбль. Особенностью конкурса фестиваля в Нижнем Новгороде является участие на равных правах полнометражных, короткометражных и документальных фильмов. Максим Ершов отбирает наиболее интересные картины пестрого киносмотра «Горький fest».
Молодой одинокий Саша (Юра Борисов) таксует исключительно по ночам. Как объясняет сам парень, в темное время начинается совсем другая жизнь. Саша прекрасно чувствует пассажиров. В машину у дорогого отеля садится состоятельный мужчина с чемоданом в руках. До дома ехать чуть больше часа, так что Саша в одну секунду понимает, что пассажир соврал жене о командировке, а сам проводил время с любовницей. Подобные житейские сюжеты таксист считывает на раз-два. В ту же ночь к Саше подсаживается юная Лиза (Анастасия Талызина). Мини-юбка, шубка и яркий макияж выдают профессию. Саша понимает, что у Лизы какие-то неприятности, но соглашается повозить ее всю ночь. Вскоре выясняется, что в Москве появился маньяк, который убивает эскортниц и секс-работниц. Может ли им оказаться молчаливый таксист?
«Кентавр» молодого режиссера Кирилла Кемница открывал «Горький fest», а сегодня картину уже можно посмотреть в широком прокате. В продюсерах «Кентавра» — Илья Найшуллер, режиссер боевиков «Хардкор» и «Никто», а постановщик фильма многие годы занимается визуальными эффектами для отечественных сериалов и блокбастеров: от «1703» до «Я худею». Поэтому совсем неудивительно, что в «Кентавре» не одна отличная экшен-сцена. Картина делится на две части: сначала это психологический триллер, а затем неудержимый кровавый боевик. Это изобретательное и стремительное кино. В первую очередь у Кемница получился жанровый аттракцион, но с приметами «Таксиста» Мартина Скорсезе.
В занесенном снегом селе в 30 километрах от неназванного города медленно умирает пожилой знахарь и колдун Тихон (Пётр Ступин). К старцу никто из местных жителей прийти не решается — боятся общаться с мистиком, который находится между нашим миром и загробным. Кормит Тихона и ухаживает за ним верующий подросток Руслан (Олег Чугунов). Когда колдун умирает, часовую панихиду по усопшему отказываются служить и сельский батюшка, и городской священник. На похороны приходят только Руслан и его приятель Витя (Иван Ивашов). Желая выполнить последнюю волю Тихона, подросток крадет Библию и мастерит кадило, чтобы проводить знахаря по православному обычаю.
«Наследие» Романа Михайлова удостоилось главного приза фестиваля «Горький fest», а также награды за лучший актерский ансамбль. Годом ранее Михайлов привозил в Нижний Новгород дебютную «Сказку для старых» и теперь победил. Между двумя фильмами плодовитый режиссер также успел сделать мелодраму «Снег, сестра и росомаха». Картины Михайлова совершенно точно являются одним из самых интересных явлений в современном отечественном кино. Вчерашний театральный режиссер, математик и писатель уже успел снять три фильма, и еще две картины готовы и ждут премьеры. Снятое в Ленинградской области менее чем за две недели «Наследие» является экранизацией одноименного рассказа Михайлова из сборника «Праздники». Мистическая картина является редким православным фильмом, интересным размышлением о вере с прекрасными работами молодых актеров.
2021 год. Ровно 150 лет назад английский писатель Льюис Кэрролл опубликовал сказочную повесть «Алиса в Зазеркалье». Немногие знают, что автор вместе с коллегой и приятелем Генри Лиддоном в 1867 году отправился в путешествие по России. Вполне возможно, что наша страна стала прообразом Зазеркалья. Основатель и художественный руководитель театра кукол «Саквояж» в Сочи Роман Соколовский и его сокурсник Антон Сухарев решают смешать сюжет «Алисы в Зазеркалье» с реальными деталями путешествия автора книги по России, а для этого повторяют маршрут писателя: Петербург — Москва — Сергиев Посад — Нижний Новгород.
Во-первых, картину Татьяны Соболевой очень увлекательно и познавательно смотреть. Кукольники вдохновляются местами, в которых побывал Кэрролл в России, общаются с историками и краеведами, на ходу создают персонажей будущей пьесы и мастерят «артистов» из подручных материалов. Будущий спектакль рождается на наших с вами глазах. Документальные эпизоды разделены забавными анимационными вставками, и фильм выглядит чуть ли не комедийным роуд-муви. Но представление о картине кардинально меняют несколько последних сцен, связанных с экстраординарными событиями 2022 года. И если искусство объединяет, то политика разъединяет.
Документальный фильм о Михаиле Горшенёве и группе «Король и Шут» в целом развивается в хронологическом порядке: от знакомства Горшка с Андреем Князевым в реставрационном училище в Ленинграде до смерти одного из двух солистов. Михаил «Горшок» Горшенёв, Александр «Поручик» Щиголев и Александр «Балу» Балунов основали музыкальную группу в Ленинграде в 1988 году. Тогда она называлась «Контора». Но свой классический состав «Король и Шут» приобрели только с появлением Князя. Панки начинали с репетиций в квартире мамы Горшка в спальном районе Ленинграда, затем потихоньку завоевывали андеграундную сцену города, а ближе к концу 1990-х стали известны на всю Россию и уверенно собирали гигантские стадионы.
На фестивале «Горький fest» в Нижнем Новгороде состоялась премьера второй части фильма «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте». А уже 19 июля — в день памяти музыканта — картина появится в подписке Okko. Премьера первой серии прошла на Московском международном кинофестивале. Режиссером проекта выступила Дарья Иванкова, автор неигрового фильма «Анатолий Крупнов. Он был» про известного рок-музыканта и поэта. У режиссера получился настоящий документальный блокбастер: динамичный, захватывающий и информативный. Картине удается заразить зрителей озорным драйвом песен Горшка и Князя. Теперь к любимым композициям добавилась еще и документальная картина, в которой Горшенёв всегда живой.
Живущая в детдоме Наташа (Инесса Суханова) на спор прыгает из окна. Девушка выживает, оказывается в больнице и сразу же вызывает интерес журналистов. В палату к ней приходит работающий в газете «Шишкинская искра» Валера (Сергей Кудряшов). Наташа мечтает, чтобы журналист обратил на нее внимание, влюбился и женился. Девушка ищет встречи с Валерой, которому сирота не очень-то интересна. Чтобы быть вместе с пишущим журналистом, Наташа готова почти на всё.
«Наташина мечта» — режиссерский дебют юной Дарьи Гароники. Картина является экранизацией одноименной пьесы Ярославы Пулинович, впервые опубликованной в 2008 году. Яркие спортивные костюмы детдомовцев противопоставляются не очень веселой жизни сирот, которым так отчаянно не хватает любви. Хотя Наташе далеко не 5 или 10 лет, она совершенно не социализирована и свои эмоции выражает как ребенок. А потому энергичная героиня может быть попросту опасна для всех, кто оказывается у нее на пути.
Ксюше (Дарья Котрелёва) и Никите (Денис Прытков) около 25. Они живут вместе в современной Москве. Пара встречается уже три года, но былой искры в отношениях давно нет, всё превратилось в рутину. Молодые люди ходят в гости, готовят ужин, спорят, чья сегодня очередь пылесосить, обсуждают проблемы с родственниками — у них вроде бы всё хорошо. Но трудно сказать, действительно ли Никита и Ксюша любят друг друга.
«Всё время на свете» — второй после подростковой драмы «Первый снег» полный метр Наталии Кончаловской, дочери Андрея Кончаловского. Картина состоит из семи снятых одним дублем эпизодов без привязки ко времени, так что зрители даже не знают, в какой последовательности происходят события, известен только финал. «Всё время на свете» — очень концептуальное, формалистское, максимально приближенное к неигровому и минималистичное кино. За исключением последней сцены в баре, всё действие сосредоточено в одной квартире. Кончаловская сняла намеренно бессобытийную и фактически лишенную конфликта мелодраму, которая нарушает все законы романтического кино. Обычно в кино мы видим пики отношений: как чувство вспыхивает, как пара переживает кризис, как люди расстаются. Постановщица же заостряет внимание на бытовых эпизодах, из которых состоят отношения, развивающиеся не первый год. Ироничное название намекает на то, что Никита и Ксюша уверены, что у них всё еще впереди, но это обманчивое впечатление.
Бухгалтеру Юле (Мария Смольникова) около 40 лет. Ей в жизни отчаянно не хватает любви. Вчерашний день похож на сегодняшний, женщине банально хочется заботы и тепла. Но как быстро отыскать бойфренда? Юля решает отправиться на вечер экспресс-свиданий, который идет наперекосяк.
«Пять минут на любовь» был снят в 2021 году, но до экранов добрался пару лет спустя. Сценарий фильма написали Мария Шульгина и Елизавета Тихонова, авторы сериала «Почка». Картина входит в альманах «Шесть легких пьес», который должен добраться и до больших отечественных экранов. На фестивале «Горький fest» была показана еще одна история из этой антологии — «Утка» Антона Грачёва. В прошлом году режиссер Юлия Трофимова покорила зрителей нежной подростковой мелодрамой «Страна Саша», теперь в центре романтической истории женщина средних лет. «Пять минут на любовь» — короткая, но очень смешная зарисовка, состоящая из нескольких стремительных и неудавшихся свиданий. На экране появляются Антон Богданов, Артур Бесчастный, Евгений Буслаков, Евгений Харитонов и Илья Малаков. Один просит у Юли совета по налогообложению, другой строит из себя мачо, третий просто критически оглядывает новую знакомую. Поиски любви в современном мире кажутся невыполнимой задачей.