Подземное царство: 10 фильмов про метро
Метрополитен давно стал неотъемлемой частью жизни обитателей мегаполисов. Его тоннели-лабиринты, обросшие своими легендами, нас завораживают, но подсознательно и тревожат. Пока кинематографисты будут снимать фильмы о жизни больших городов, обойти метро стороной они не смогут. В честь 88-летия со дня основания Московского метрополитена представляем 10 картин про подземку. Если вас интересуют еще и морские приключения, то предлагаем вам познакомиться с подборкой лучших фильмов про корабли и яхты.
В Нью-Йорке тараканы распространяют страшную инфекцию, от которой умирают только дети. Супруги-ученые Сьюзен Тайлер и Питер Манн, чтобы остановить разносчиков заразы, выводят генно-модифицированную породу насекомых под кодовым названием «Иуда». Эту жуткую помесь богомола и термита лишили способности размножаться и ускорили ее метаболизм: первое поколение хищников должно было перебить тараканов и умереть. План энтомологов срабатывает — лабораторные букашки избавили город от эпидемии. Но через какое-то время в метро стали загадочным образом пропадать люди. Сьюзен и Питер с ужасом понимают, что это резвятся их гибридные иудушки. Некоторые особи не только выжили, но и вымахали до неприличных размеров. Злые и голодные твари начали охотиться на людей. Героям придется спуститься в метро, где расплодившиеся «иуды» создали целую колонию. Что еще опаснее, каждое новое поколение благодаря развитой мимикрии всё заметнее приобретает человеческие черты.
Успех дебютного фильма «Хронос» позволил малоизвестному тогда мексиканскому режиссеру Гильермо дель Торо поработать в Голливуде. «Мутанты» — пожалуй, самый недооцененный критикой фильм мастера. В картине дель Торо метрополитен со своей сложной системой тоннелей напоминает термитник, внутри которого люди — лишь корм для конкурирующего вида. Монстров режиссер-визионер вновь создал с поразительной изобретательностью. Притаившиеся в засаде человекоподобные насекомые не раз и не два заставят зрителя вздрогнуть от ужаса. «Мутанты» породили два сиквела, один хуже другого — снимали их, конечно, уже без участия дель Торо.
Пиарщица Ирина после ночи с любовником не успевает к утру вернуться домой. Ее мужу, отработавшему смену хирургу Андрею, приходится самому везти дочь в школу. Поскольку его машину загородил сосед, они едут на метро. В это время грунтовые воды затапливают тоннели московской подземки. Мощный поток блокирует несколько поездов. Гибнут десятки людей. По воле случая вместе с Андреем и его дочерью в тонущем вагоне оказывается любовник жены. Им и еще нескольким выжившим пассажирам предстоит совместно отыскать путь к спасению.
Фильм-катастрофа Антона Мегердичева стал одной из главных кинопремьер 2013 года. Если персонажи выглядят в картине, пожалуй, по-сериальному одномерно, то к технической стороне вопросов нет — зрелищно, реалистично и страшно. Сходящие с рельсов поезда, клаустрофобия, массовая паника и давка вызывают неподдельный ужас. У картины есть литературная основа — одноименный роман Дмитрия Сафонова про затопление перегона между станциями «Тушинская» и «Щукинская». Писатель опирался на реальную историю, произошедшую в 1974 году в ленинградском метро. Плывун разрушил тоннели Кирово-Выборгской линии, в подземку хлынули грунтовые воды, на поверхности треснули стены домов, и только чудом никто не пострадал. Интересно, что московский метрополитен не разрешил снимать у себя фильм-катастрофу. В итоге подземные сцены снимали в Самаре.
Амбициозный фотограф Леон пытается пробиться в крупную нью-йоркскую галерею. Чтобы впечатлить владелицу галереи, он снимает «естественное насилие» на улицах города. Для вдохновения фотограф спускается в метро, где спасает девушку от хулиганов. Вскоре он узнает, что спасенная им фотомодель бесследно пропала. Изучая свои снимки, Леон видит, что в ночном поезде рядом с девушкой сидел жутковатый незнакомец. Герой выслеживает его и выясняет, что мужчина работает мясником. Но потрошит он не только животных. Встреча с молчаливым маньяком откроет для Леона страшную тайну метрополитена.
В основу фильма положен рассказ мастера ужаса Клайва Баркера. Оригинальное название картины, кстати, точнее было бы перевести как «Полуночный поезд с мясом» или даже «Полуночный мясовоз». Баркер признавался, что в рассказе отразил свой иррациональный страх перед нью-йоркской подземкой. Неслучайно крупнейшая система метрополитена в мире породила множество городских легенд. Сыгранный Винни Джонсом мясник — не просто безжалостный душегуб, он проводник в мир инфернального зла. Из-за вмешательства боссов студии Lionsgate у фильма была сложная прокатная судьба. Кровавый хоррор не вписывался в новую политику компании по производству милых картин для всей семьи. Однако «Поезд» собрал хорошие деньги благодаря продажам на DVD и даже обзавелся своей небольшой фан-базой.
Четверо парней успевают запрыгнуть в последний поезд метро, чтобы продолжить мальчишник в одном из баров. В вагоне подвыпившие молодые люди пытаются «склеить» двух незнакомок. Девушки в ответ заливают компанию газовым баллончиком. Поезд резко тормозит, и пассажирам приходится выйти на заброшенной станции. Чтобы найти помощь, герои спускаются в тоннель. По пути они натыкаются на местных жителей — колонию бездомных. На незваных гостей начинается охота.
В нью-йоркской подземке действительно десятилетиями жили бездомные. В городских легендах несчастных представляют в образе каннибалов, ненавидящих солнечный свет и людей с поверхности. Характерно, что станция, на которую попали герои, по сюжету была законсервирована в 1970-е, годы кризиса и депрессии в американском обществе. В картине неоднократно акцентируют на этом внимание — от предметов быта до старых газет с упоминанием Уотергейтского скандала. Злодеи в фильме похожи то ли на первобытных людей, то ли на одичавших хиппарей. Прошлое не умирает, даже если его попытались похоронить под землей.
Отсидевший в тюрьме за мошенничество на бирже Бернард Райдер (Джон Траволта) вместе с сообщниками захватывает поезд метро и берет в заложники пассажиров. Он требует от властей Нью-Йорка в течение часа передать ему миллион долларов, угрожая в противном случае убить пленников. Райдер готов вести переговоры только с диспетчером метрополитена Уолтером Гарбером (Дензел Вашингтон), подозреваемым в коррупции. Гарбер пытается потянуть время, чтобы спасти пассажиров.
Фильм — ремейк триллера 1974 года с Уолтером Мэттау по одноименному роману Джона Гоуди. Режиссер Тони Скотт основательно переработал оригинал, сделав глубже взаимоотношения между героем и антагонистом. Гарбер и Райдер переступили в свое время закон и, несмотря на противоборство, чувствуют друг к другу что-то вроде симпатии. Но, конечно, герой Вашингтона не поведется на сантименты, когда под угрозой жизни людей. Одна из ярких особенностей боевика Тони Скотта — в нем детально показана работа подземки. В частности, в одной из кульминационных сцен можно увидеть, как применяется экстренное торможение подвижного состава.
Панковатого авантюриста Фреда (Кристофер Ламберт) параллельно ищут бандиты и жандармы — он взорвал сейф и похитил важные документы у влиятельного человека. От преследователей ловкач скрывается в тоннелях парижского метро, где находит новых друзей. Жена богача Хелена (Изабель Аджани) пытается уговорить Фреда вернуть бумаги. Девушка постепенно влюбляется в обаятельного проходимца и вместе с ним отправляется исследовать подземный мир Парижа.
Второй фильм Люка Бессона стал главным французским хитом 1986 года. Критики отмечали, что «Подземка» во многом наследует «нуарным» работам Жан-Люка Годара. Только для поколения восьмидесятых — антибуржуазное бунтарство сменил эскапизм. Андеграундная молодежь в фильме буквально уходит под землю. Только здесь, в полумраке, тесном пространстве из железа и бетона, они чувствуют себя свободными. Бессон с большою любовью воспроизвел этот подземный мир, населив его воришками на роликах, панк-музыкантами и прочими яркими персонажами. Большую роль в фильме играет музыка. Постоянный композитор режиссера Эрик Серра оживил метро звучанием ритмичного и расслабляющего фанка.
Сводные братья, белый Чарли и чернокожий Джон, работают в полиции метрополитена. Притворяясь пьяными пассажирами, они поочередно ловят карманников и прочих преступников. Однажды им даже удается остановить опасного маньяка-поджигателя по прозвищу Факел. Отношения между братьями дают трещину, когда оба влюбляются в новую сотрудницу — офицера Грейс Сантьяго. Вечно попадающий в неприятности Чарли проигрывают в карты крупную сумму. Тогда белый брат вопреки воле черного решает ограбить поезд, который перевозит дневную выручку метро.
Главная удача фильма — конечно же, отличный актерский дуэт Вуди Харрельсона и Уэсли Снайпса. Они весело изображают братьев-соперников, в нужных дозах добавляя взаимоотношениям своих персонажей драматизма. Впервые сыгравшая крупную роль Дженнифер Лопес тоже не подкачала. Местами действие может показаться затянутым, но ближе к финалу экшен раскручивается на полную катушку — чего и ждешь от крепкого боевика из девяностых. Чтобы реалистично воспроизвести нью-йоркское метро, были построены гигантские декорации. На момент выхода фильма — одни из самых дорогих в истории кинематографа. К разочарованию продюсеров, кассовые сборы не окупили затрат. Однако сам фильм еще долго и яростно обсуждали во всех СМИ. Через несколько дней после премьеры два налетчика практически один в один повторили действия экранного маньяка Факела. Работники метрополитена при поддержке сенатора Боба Доула призывали бойкотировать «Денежный поезд», но кинокомпания отстояла свой фильм.
В одном вагоне метро судьба сводит нескольких жителей Нью-Йорка, представляющих разные слои населения: чернокожего парня с подружкой, молодую парочку, школьного учителя, семью с ребенком, двоих солдат и других внешне ничем не примечательных людей. Все они хотят лишь спокойно добраться домой. Но их поездка превратится в сущий ад, когда в вагон ворвутся два подвыпивших хулигана. Они всячески физически и морально унижают пассажиров. Кто-то пытается робко успокоить чувствующих безнаказанность подонков, остальные молча делают вид, что их это всё не касается. Сможет ли кто-то дать отпор негодяям?
Одна из знаковых картин Нового Голливуда. Маленький шедевр Ларри Пирса вышел сразу же после отмены кодекса Хейса, цензурного свода правил, ограничивающих показ насилия на экране. Взаимоотношения между агрессором и жертвой показаны в «Инциденте» с пугающей психологической правдоподобностью. Легко представить подобную ситуацию в любом другом мегаполисе. Защищающая обывателей цивилизация оказывается бессильна против зла в лице молодых «варваров». Но еще большее зло, по мнению автора, — пронизывающее всё общество равнодушие.
Во время ограбления банка трое налетчиков берут в заложники двух девушек и милиционера. От погони банда спасается на заброшенной линии московского метро. Грабители заранее договорились с диггером, который обещает вывести их наружу в безопасном месте. Вскоре героям становится ясно, что они не одни в подземелье. Их преследует Путевой обходчик — странное существо с огромной киркой и шахтерской каской. Преступникам и их пленникам придется объединиться, чтобы выжить.
Московский метрополитен, несмотря на всё свое великолепие и красоту, — прекрасная локация для фильмов ужасов. О нем ходит множество городских легенд. История про Путевого обходчика — одна из самых известных страшилок про столичную подземку. По легенде, некий человек проработал 40 лет обычным обходчиком. После смерти неуемный трудоголик продолжил бродить по заброшенным тоннелям метро и убивать каждого, кто попадется ему на пути. У непритязательного слэшера Игоря Шавлака полно недостатков — от сценария до монтажа. Но сама попытка облечь городской фольклор в нетривиальный сюжет всё же достойна похвалы, да и мрачные тоннели показаны удивительно живописно.
В фильме показаны два варианта развития событий в жизни молодой англичанки Хелен (Гвинет Пэлтроу) в зависимости от того, успела она на поезд или нет. В первом случае девушка знакомится в поезде с приятным молодым человеком Джеймсом, а вернувшись домой раньше времени, застает своего жениха с любовницей. Героиня решается на кардинальные перемены: открывает свое дело и начинает новые романтические отношения. Опоздавшая на поезд Хелен приезжает домой после того, как ее парень проводил любовницу. Жизнь ее течет в прежнем русле.
Станция метро в мелодраме Питера Хауита показана лишь в начале, но для сюжета этот эпизод играет смыслообразующую роль. Двери поезда становятся порталом в мир альтернативной реальности. Аналогичный сюжетный ход был уже использован в картине польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского «Случай» (1981), где спешащего на поезд героя ждут три вариации его судьбы. Какой-нибудь незначительный случай может бесповоротно поменять внешние обстоятельства жизни, но ее внутреннее наполнение всё же зависит от нашего осознанного выбора.