Пиратский блокбастер, готический мюзикл и гангстерская драма: 10 отличных фильмов с Джонни Деппом
Пока Джонни Депп судится с Эмбер Херд, а показания бывших супругов разлетаются на мемы, стоит все-таки вспомнить и о кино. В истории Депп останется в первую очередь как талантливый актер. Вспоминаем 10 отличных фильмов, которые доказывают его недюжинный талант.
Пират Джек Воробей требует, чтобы его называли капитаном, хотя у него давно нет корабля: команда подняла бунт и сбросила горе-лидера с его любимого судна, быстроходной «Черной жемчужины». Теперь герой скитается по портовым трактирам в ожидании чуда. Однажды оно и происходит: Воробья арестовывают в Порт Ройал, а на город нападает проклятая команда «Черной жемчужины». Убежденные в том, что они захватили ребенка предавшего их когда-то матроса, бессмертные пираты на самом деле уплывают вместе с дочерью губернатора Элизабет. Влюбленный в нее кузнец Уилл спасает Джека из тюрьмы и отправляется с ним в погоню.
Если говорить о самом фильме, то первая часть «Пиратов Карибского моря» — несомненно один из лучших голливудских блокбастеров XXI века, который только расцветает с возрастом: это изобретательный, интригующий шедевр, который легко укладывает современное кино на лопатки. То же самое с ролью Джека Воробья, которая особняком стоит в фильмографии Джонни Деппа. Актер практически собственноручно создал культовый образ, кардинально изменив изначальный внешний вид и добавив к нему фирменную манерность. Получился харизматичный антигерой, который не только превратил Деппа в суперзвезду, но и взял его в плен: впоследствии он неоднократно возвращался к роли в самой франшизе и играл близких по духу персонажей-трикстеров.
1950-е. Эд Вуд — театральный актер-неудачник, который решает покорить Голливуд. Он убеждает известного продюсера отдать ему под полный творческий контроль грядущий фильм «Глен и Гленда» о мужчине, решившемся на трансгендерный переход: Вуд выступает режиссером и исполняет главную роль. Картину в итоге громят критики и обзывают тотальным фиаско. После этого Вуду прямо говорят, что путь в Голливуд для него закрыт, но тот не унывает и ищет финансовой поддержки у независимых меценатов. На их деньги он снимет еще несколько провальных фильмов и всё равно войдет в историю Голливуда — как его худший режиссер.
Даже у таких популярных актеров, как Джонни Депп, есть в фильмографии картина, которую по-хорошему стоит назвать недооцененным и упущенным из внимания шедевром. «Эд Вуд» — именно такое кино: несмотря на количество звезд в кадре и Тима Бертона в режиссерском кресле, об этом байопике знает не так много зрителей (а если и знают, то, кажется, стараются игнорировать его существование). А ведь это блестяще стилизованное под Золотой век Голливуда кино о силе искусства, магии кинематографа и авторском неутолимом желании рассказывать аудитории истории. Расцветает «Эд Вуд» не только благодаря таланту Бертона, но и великой и, возможно, лучшей в карьере роли Деппа, сыгравшего эксцентричного неудачника, который не свернул гор, но хотя бы осуществил свою мечту.
В глухой американской провинции стоит страшный замок — его хозяин, ученый-изобретатель, давно умер, оставив в одиночестве созданного им киборга Эдварда. У того нет рук, а вместе них пара острых ножниц. По нелепой случайности о существовании Эдварда узнает местная жительница, которая из жалости забирает его к себе и знакомит с обитателями городка. Те сначала принимают героя и дают ему легкую подработку, но со временем человеческая жестокость берет вверх: Эдварда неоднократно подставляют и даже пытаются линчевать за нелепую ошибку.
Современный зритель привык видеть Джонни Деппа в образах эксцентричных и загримированных героев, но 30 лет назад всё было иначе: актер считался смазливым красавцем, который нарастил фан-базу образами милых старшеклассников и потерянных в жизни юношей. Роль в фильме Тима Бертона стала для него выходом из привычного амплуа, этакой зоны комфорты, и доказало, что Депп готов идти на риск. Здесь он играет несколько растерянного, но нежного киборга, который так пытается стать своим среди людей, что в итоге всё равно выбивается из общества: по иронии дело в том, что он слишком человечен для них. Благодаря сдержанной роли Деппа «Эдвард руки-ножницы» считается одной из главных, образцовых работ Тима Бертона и просто трогательной притчей, воспевающей инаковость.
Начало 1970-х. Журналист Рауль и его друг, адвокат Гонзо, мчатся на ярко-красной «Шевроле Импале» в Лас-Вегас, чтобы совместно написать статью о популярной среди местных гонке. Работу усложняет пристрастие обоих к наркотическим веществам: главные герои употребляют так много субстанций, что переживают один нескончаемый психоделический трип, из которого с трудом выходят в целости и сохранности. Гонку в это время отменяют из-за непогоды, но Раулю предлагают написать другую статью. Правда, и эта работа чуть не срывается из-за опасного пристрастия героев.
Великий сатирический очерк гонзо-журналиста Хантера Томпсона режиссер Терри Гиллиам решил экранизировать, выбрав на главную роль не самого очевидного актера. Депп в конце 90-х еще не был большой голливудской звездой и считался важным актером независимого кино, но в тот момент еще не зарекомендовал себя как талантливый исполнитель безумцев. Наверное, именно поэтому Депп с таким интересом подошел к подготовке к роли в этой фантасмагории: он неоднократно встречался с Томпсоном, чтобы узнать его ближе и передать на экране мимику писателя, и даже заслужил его одобрение. В итоге оба так сдружились, что оставались близкими приятелями до конца жизни Хантера Томпсона.
В конце 1970-х молодой агент ФБР берет себе имя Донни Браско и внедряется в преступную группировку италоамериканцев. Там его под крыло берет стареющий гангстер по кличке Левша. Он видит в юноше замену своему отчужденному сыну-наркоману. Донни проникается этой симпатией настолько, что в какой-то момент ловит себя на мысли, что с радостью бы продолжил жить среди гангстеров. Когда мафия начинает поиски крота в своих рядах, Донни понимает, что ему просто так не сбежать: он пытается спасти Левшу — иначе его убьют за то, что тот привел в организацию осведомителя.
Фильм Майка Ньюэлла — представитель редкого поджанра криминальной драмы, в центре которой лежит моральная дилемма: зрителю остается только гадать, как поступит Донни Браско — спокойно выйдет из-под прикрытия и испарится или постарается спасти преступника, который стал ему вторым отцом. «Донни Браско» полагается не столько на экшен-сцены и запутанный сюжет, сколько на химию харизматичных актеров, Джонни Деппа и Аль Пачино. Пускай первый чаще остается в тени великого второго, но всё равно выдает прекрасную роль служителя закона, который влюбляется в криминальную романтику и наслаждается вседозволенностью
Шоколадный магнат Вилли Вонка, прославившийся своим скверным характером, объявил уникальный конкурс: в 5 плиток шоколада он вложил золотой билет, который обеспечит ребенка пожизненным запасом шоколада и предоставит ему уникальную возможность попасть на фабрику, где готовят сладости. Одним из счастливчиков оказывается мальчик Чарли из очень бедной семьи. Он отправляется на экскурсию, которая на самом деле оказывается сложнейшим испытанием: если он выдержит все кондитерские соблазны, то станет преемником Вонки.
Перед Джонни Деппом стояла сложнейшая задача — он должен был создать свою версию любимого многими персонажа, которого на большой экран уже переносил Джин Уайлдер. Причем сделал он это так изумительно, что для многих до сих пор остается главным лицом Вилли Вонки. Тем не менее, Депп всё равно преуспел и превратил героя Роальда Даля в еще одного бертоновского персонажа — ранимого фрика, который ищет всего лишь человеческого тепла (очевидное сравнение — Эдвард руки-ножницы). Получилось достойно, а главное — на века: теперь и обновленный образ Вонки у зрителей ассоциируется с Деппом, поэтому в схожей ситуации сейчас оказался Тимоти Шаламе, который в этом году представит новую версию известного героя.
1799 год. Констебль из Нью-Йорка с необычным именем Икабод изобретает инструменты и приспособления для операций и патологоанатомических исследований. Начальство не одобряет научных поисков блюстителя закона, поэтому ссылает его в небольшое поселение, которое терроризирует маньяк: за две недели там было найдено 3 трупа с отрубленными головами. Местные жители уверены, что за этим стоит всадник без головы — герой байки, участник недавней Войны за независимость США, которого предали и обезглавили как раз в поселении. Прагматичный Икабод отказывается верить в сверхъестественную природу преступлений.
Экспрессионистский процедурал Тима Бертона стал зрительским любимцем из-за нескольких факторов. Например, из-за готического духа и тщательно сконструированного облика фильма или зловещей атмосферы, усиленной избыточным туманом и жуткими, натуралистическими хоррор-сценами. Успех уже был гарантирован, поэтому от Деппа не требовалось совершать никаких актерских подвигов, но он постарался на славу, создав еще одного ранимого и нежного фрика, непонятого обществом. Не первый и не последний такой его образ в фильмах Бертона, но это ни в коем случае не самоповтор.
Обширное семейство Грейпов — располневшая мать Бонни, девочка-подросток Эллен, юноша с суицидальными мыслями Арни и заботящийся обо всех Гилберт — еле сводит концы с концами в американской глуши. Гилберт давно поставил на своем будущем крест и оставил надежды когда-нибудь сбежать из малой родины, но внезапно в городе появляется девушка Бекки, которая из-за поломки фургона вынуждена провести там неделю. Герой влюбляется в нее и решает пересмотреть свои взгляды на побег от семьи.
Обычно драму «Что гложет Гилберта Грейпа» записывают в качестве достижения Леонардо ДиКаприо, который даже в 19 лет и в первой для себя серьезной роли продемонстрировал выдающуюся актерскую игру. Тем не менее, не стоит игнорировать вклад Деппа — здесь актер не перетягивает одеяло у молодого Лео и очень спокойно, с чувством отыгрывает роль необычного человека, который так привык посвящать себя заботе о семье, что уже боится думать о собственных амбициях и планах. Эта комплексная моральная дилемма превращает фильм в трогательное размышление о границе между альтруизмом и необязательным самопожертвованием.
После 15-летней ссылки из Австралии в Викторианский Лондон возвращается Бенджамин Баркер, талантливый цирюльник-брадобрей, которого подставил коррумпированный судья, влюбленный в жену героя. Баркер приходит в опустевшую квартиру, где от соседки узнает трагическую судьбу своей семьи: судья изнасиловал жену, которая после этого покончила жизнь самоубийством, и удочерил маленькую дочь. Баркер берет себе имя Суини Тодд и вновь открывает цирюльню в надежде, что ему когда-нибудь удастся отомстить злодею.
Наверное, будет честно назвать макабрический мюзикл «Суини Тодд: Демон-парикмахер с Флит-стрит» лучшим фильмом, который нам подарил союз Тима Бертона и Джонни Деппа. Во-первых, экранизация бродвейского мюзикла Стивена Сондхайма была проектом мечты Бертона. Во-вторых, Депп сильно рискнул, согласившись на роль, в которой надо было петь, но всё же отыграл ее блестяще: впервые под крылом Бертона его герой — не уязвимый и рассудительный изгой, а извращенный и мечтающий о жестокой мести убийца.
Родители пытаются насильно выдать замуж Алису по договоренности: когда она по приглашению приходит на странный праздник, тот оказывается замаскированной церемонией помолвки, где ей делает предложение придурковатый сын лорда. Тогда-то девушка видит загадочного Белого кролика, преследование которого приводит Алису через нору в Страну чудес. Правда, это не первый ее визит — она и сама забыла, что 13 лет назад уже была здесь и даже помогла местным обитателям спасти фантастический мир. Им и в этот раз необходима помощь: Алисе предстоит победить дракона Бармаглота.
«Алиса в Стране чудес» — редкий фильм Тима Бертона, который состарился хуже остальной его фильмографии. Cмотреть его сейчас становится физически сложно из-за неприятной кислотной цветокоррекции. Тем не менее, картине все равно стоит дать шанс — особенно в сознательном возрасте. Во-первых, чтобы удивиться, как сюжет продолжает и даже переосмысляет оригинал Льюиса Кэрролла. Во-вторых, убедиться, что роль Безумного шляпника — это не калька с Джека Воробья, а вариация типичного героя Бертона и Деппа. Например, очень манерная и чрезмерно экспрессивная версия какого-нибудь Эдварда руки-ножницы.